Во Владимире, в нескольких шагах от Золотых ворот, на углу улиц Спасская и Большая Московская, в художественном салоне в подвальчике «Дома художников» открылся новый частный музей «Часы и Время».
Это совместный проект управления культуры города Владимира и арт-союза «Зебра». Создатели частного музея считают себя в некотором смысле преемниками и продолжателями бывшего городского музея «Часы и время». Лет 30 назад эта экспозиция располагалась в церкви Михаила Архангела на Студеной горе. После возвращения храма епархии, экспонаты вернулись во Владимиро-Суздальский музей-заповедник и разошлись по различным экспозициям на разных музейных площадках.
Теперь собрать эту «часовую экспозицию» снова не представляется возможным. Поэтому энтузиасты и решили начать воссоздавать музей на частной инициативе.
На первых порах вход в музей будет бесплатный. А все горожане могут стать еще и соавторами новой экспозиции. Владимирцам предлагают передавать свои «часовые реликвии» либо в дар, либо на правах экспонирования, либо с возможностью последующей продажи экспоната.
Вдохновитель и фактический хозяин частного музея «Часы и Время» - известный владимирский бизнесмен Павел Антов. Если вы знаете колбасный бренд «Владимирский стандарт», то это тоже Антов. Но в случае с частным музеем Антов выступает в качестве галериста и руководителя арт-союза «Зебра», который уже более 5 лет выводит на свет и популяризирует владимирских художников, а теперь вот решил заняться еще и музейным направлением.
Соавтор проекта - владимирский коллекционер и директор городского выставочного центра Андрей Перескоков - говорит, что без доли здорового авантюризма создать такой частный музей было бы невозможно. Ведь от идеи до ее реализации прошла всего неделя.
Перескоков считает одним из самых заметных плюсов этого проекта - удачное место в самом центре Владимира прямо на туристической тропе. Кроме этого, ниша частных небольших музеев в столице Владимирской области пока свободна, но при этом запрос на такие музейчики есть.
Перескоков признает, что в экспозиции есть еще незначительные огрехи, но частный музей это живой организм, который будет постоянно меняться, пополняться и развиваться. Главное, говорит Андрей Перескоков, что большинство часов в этой частной экспозиции на ходу и имеют идеальную сохранность, а значит продолжают свою жизнь, которую раньше видели лишь немногие, а теперь могут увидеть все.
Как истинный коллекционер Перескоков может часами рассказывать об уникальных историях экспонатов или их владельцев. Например, одни из самых старых часов в частном музее - это английский хронометр 1810 года. В этот период переходили с деревянных часовых механизмов на металлические. Экспонат владимирского музея «Часы и Время» как раз такой переходный экземпляр, где часть часового механизма уже металлическая, а часть еще деревянная.
А еще есть предоставленные владимирским коллекционером каретные часы, в ансамбль к которым с великим трудом удалось подобрать соответствующие им по эпохе канделябры.
Или, например, есть часы, которые были куплены в Финляндии у русской эмигрантки первой послереволюционной волны. Эти часы стояли в детской спальне, и маленькая девочка уговорила родителей взять их с собой на память. А к концу жизни эта эмигрантка осталась совсем одна и очень хотела, чтобы часы снова вернулись в Россию.
Но часы - это далеко не все, чем энтузиасты собираются удивлять и радовать владимирцев и гостей города. Павел Антов рассказывает, что его антикварный салон уже давно стал эдаким неофициальным городским музеем, куда приходят любители старины, красивых вещей и живописи. Приходят с детьми, иногда просто порадовать глаз.
Этот устойчивый интерес публики и подтолкнул к мысли развить выставочное направление в отдельный музейный проект. У Павла Антова и его единомышленников есть задумка сделать целую сеть небольших музеев. Например, «Музей владимирских богомазов», где будут представлены различные направления местной школы иконописи, или «Музей Старая аптека», где будет не только экспозиция, но и отдел продаж народных гомеопатических средств.
Но, пожалуй, самый экстравагантный замысел, который может быть воплощен уже к Новому году - это «Музей телесных наказаний», для него даже уже собрана часть экспонатов. Например, есть действующая гильотина, дыба, всевозможные клещи, щипцы и другие орудия пыток. Есть даже увесистая медаль за пьянство килограммов на 10, которая своим весом может запросто переломить шею любителю заложить за воротник.
Директор городского выставочного центра Андрей Перескоков считает, что небольшие частные музеи имеют массу преимуществ перед известными хранилищами старины. Содержать большие музеи накладно. Это огромные и зачастую не очень поворотливые организмы. А частная инициатива может воплотиться практически молниеносно.
Андрей Перескоков приводит в пример глухую швейцарскую деревеньку, где вдруг почему-то решили создать «Музей бутылки», который стал невероятно популярен. А если не ходить далеко, то подойдет и Углич с массой забавных частных музейчиков, привлекающих не меньше туристов, чем шедевры архитектуры.
Создатели частного музея «Часы и Время» уверены, что во Владимире можно сделать 20-30 небольших частных музеев различной направленности, которые будут вполне востребованы не только туристами, приезжающими полюбоваться белокаменным зодчеством домонгольского периода, но и горожанами, живущими рядом с шедеврами мировой архитектуры.