zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/vyselit-natsionalnoe-dostoyanie/

Выселить национальное достояние

О том, как в 1960-е годы общественность боролась за создание самостоятельного Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном, который сейчас церковь хочет выселить на улицу
Дмитрий Артюх 5 декабря 2014, 09:05

Более 4 лет РПЦ высказывает свои притязания на здание Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном и делает планомерные шаги, чтобы добиться своей цели. Владимиро-Суздальский музей-заповедник, более 30 лет владеющий зданием и создавший уникальный Музей хрусталя, как может сопротивляется процессу передачи.

Росимущество, на которое давит РПЦ, должно действовать в рамках закона о реституции церковного имущества от 2010 года. Министерство культуры, похоже, занимает выжидательную позицию, хотя недавно официально заявило, что передача музея церкви «несвоевременна и невозможна».

01.jpg

Согласно федеральному закону о реституции, должен быть составлен детальный план передачи собственности, утвержденный губернатором Владимирской области, а музею-заповеднику для перемещения экспозиции хрусталя должно быть предоставлено равноценное помещение. С таким помещением в депрессивном Гусь-Хрустальном, очевидно, возникли непреодолимые проблемы.

07.jpg  03.jpg

Поэтому у людей, которые переживают за судьбу одной из лучших музейных экспозиций Владимирской области, видимо, есть надежда, что все будет как в старой притче: то ли претензии РПЦ отпадут сами собой, то ли исполнение закона зайдет в тупик, то ли его вообще отменят и примут какой-нибудь другой закон, например, о секуляризации.

Тем не менее, многие в Гусь-Хрустальном и во Владимире задаются вопросом: Что будет, если Музей хрусталя все же куда-нибудь выселят? За примерами далеко ходить не надо. Подсказкой для моделирования этой ситуации может стать недавняя история того же Гусь-Хрустального.

06.jpg  12.jpg

Уже в 1960-е годы поток туристов в город стеклодувов рос постоянно. Ехали сюда, конечно, чтобы посмотреть на знаменитый хрусталь, на сам завод, где его производили, и на работу мастеров. На бокалы, сосуды, вазы XVIII, XIX и XX столетий, выполненные в самых разных техниках в то время можно было посмотреть в главной конторе завода, где располагался музей. Здание бывшего Георгиевского собора, на которое сейчас претендует церковь, использовалось тогда под совершенно другие нужды. 

18.jpg

Про тот «конторский» музей писал в 1968 году «Призыв»:

«Нельзя не сказать о помещении музея. Оно не отвечает требованиям экспозиции. Здесь тесно, между шкафов трудно пройти. Значительная часть интересных работ хранится в запасниках».

Не такая ли участь может ждать нынешний Музей хрусталя Владимиро-Суздальского музея-заповедника после переезда куда-нибудь в якобы «равноценное» место?

Журналисты в 1968 году, описывая тот «конторский» музей при заводе, отмечали другие неприглядные факты, свидетельствующие о том, как легко потерять культурное наследие: «Прежде экспозиция музея пополнялась от случая к случаю. Но если попадало сюда какое-либо изделие, то отсюда оно никуда не выносилось. Казалось бы, и в наше время стоит его придерживаться. К сожалению, не всегда бывает так. Иногда видишь, как со стендов исчезает та или иная вещь. Оказывается, ее кому-то подарили или же просто продали покупателю. Все это делается, конечно, не со злым умыслом. Просто понадеялись сделать в скором времени подобную вещь. Но забыли, да и некогда. Таким путем исчез оригинальный декоративный комплект художника В. Филатова, сделанный в конце 50-х годов. Не знаю, по чьему разрешению продаются из музея изделия. Однако руководству хрустального завода следует помнить, что экспонаты заводского музея - это не простая собственность предприятия, которую легко можно продать, а результат многолетних творческих поисков и напряженного труда мастеров, технологов, инженеров, художников - всего коллектива завода. И ценность его изделий, хранящихся в музее, измеряется не в рублях. Заводской музей - достояние всего русского народа, сокровищница национальной культуры».

Эти неприглядные наблюдения привели многих в то время к мысли, что городу Гусь-Хрустальный жизненно необходим специальный государственный музей русского художественного стеклоделия, подчиняющийся Министерству культуры.

«Ведущее значение завода в производстве отечественного художественного стекла несомненно. С созданием музея Гусь-Хрустальный, общепризнанный центр русского стекла, станет еще притягательнее для туристов как наших, так и зарубежных», - писал тогда «Призыв».

При этом газета, вместе с отдельными деятелями культуры, настаивала на создании именно отдельного Музея хрусталя, не смешивая его с крестьянской утварью, образцами народной одежды, церковными предметами и достижениями первых пятилеток.

«Иные сомневаются в целесообразности такого музея. Дело в том, что в ближайшие годы в Гусь-Хрустальном, в здании Георгиевского храма будет оборудован краеведческий музей. В его экспозицию и предполагают ввести стекло и хрусталь. Таким образом хотят решить проблему показа гусевского художественного стекла. На подобное решение есть несколько существенных возражений. Краеведческий музей городу, конечно, нужен... Однако следует помнить, что гусевской хрусталь нельзя уложить в рамки краеведения. Он ценен как национальное достояние всего русского народа и заслуживает специального музея», - утверждают корреспонденты главной газеты Владимирской области в советское время.

Нужно отметить, что эти мысли были услышаны. В 1983 году, после долгих реставрационных работ, в бывшем Георгиевском соборе открылся самостоятельный Музей Хрусталя с уникальной экспозицией, нарушить которую было бы непростительной ошибкой.

20.jpg