Регистрация / Вход Вс, 04 декабря 2016, 17:19

Юбилей непьющих ленивых дураков

55 лет просидели на Соборной площади Воин, Зодчий и Тракторист. История создания монумента и биография его авторов под стать затейливым прозвищам, которыми владимирцы наградили памятник
2 Октября 2013, 08:14 130 418013

Загрузка плеера

НЕ ЗНАЕШЬ КОМУ ПАМЯТНИК, ПИШИ: МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ!


Как только аборигены не называют монумент в честь 850-летия города Владимира на Соборной площади. Какими только прозвищами не награждали они три скульптуры, сидящие по его сторонам. Выражая свое негативное отношение к их праздному времяпрепровождению, владимирцы окрестили памятник не иначе как «Три дурака» или «Три лентяя». Некоторые более уважительно говорят: «Три богатыря». А туристы, рассмотревшие только северо-восточную часть монумента и не удосужившиеся обойти его кругом, считают что памятник поставлен исключительно героическим тракторостроителям города.

scan 2.jpg

По другой народной версии, эта троица - самые трезвые жители города Владимира - «Три непьющих». Потому что сидят спиной друг к другу и никак не могут встретиться, чтобы «сообразить на троих».

Но всех «переплюнула» одна местная газета. В 2007 году на ее страницах была опубликована план-схема центральной части города, на которой «Три лентяя» были названы «Памятником Минину и Пожарскому». Какая из фигур интересно, по мнению авторов, Минин, а какая - Пожарский? И кто тогда третий, неужто бронзовое воплощение «России», которая, как известно по надписи на памятнике на Красной Площади в Москве, «благодарна» Минину и Пожарскому?

ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ И СЛАВНОЕ НАСТОЯЩЕЕ


0512_256.jpg

На самом деле скульптор Дмитрий Борисович Рябичев изваял Воина, о чем свидетельствует меч в его руках, Зодчего, который с легкостью держит на коленях тяжелую каменную капитель колонны (а не цветочный горшок, как многие думают), и Рабочего, тракториста с универсально-пропашным трактором ДТ-24, который выпускался на ВТЗ с 1955 года по 1958 год. Скорее всего это макет, потому что настоящий трактор весит около 2,5 тонн.

По задумке авторов скульптуры, весь монумент должен был выражать героическое прошлое Владимира и его славное настоящее, олицетворять всю созидательную часть истории города. Зодчий смотрит на известные всему миру белокаменные храмы Успенский и Дмитриевский соборы, Воин - на Золотые Ворота, через которые владимирцы уходили защищать Отечество, Рабочий - в сторону Тракторного завода, на котором в середине ХХ века было выпущено более 17 тысяч ДТ-24.

«БЕЗУПРЕЧНАЯ ИНТУИЦИЯ В ВЫБОРЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ»


sculptor.jpg

Многие, глядя на бронзовые скульптуры, восхищаются качеством литья, прорисовкой деталей, выразительностью лиц. Действительно, памятник Андрею Рублеву, расположенный по соседству, очень сильно проигрывает в деталировке «Трем лентяям». Как говорят специалисты, скульптор Дмитрий Рябичев обладал «безупречной интуицией в выборе художественных образов. В этом ему помогали знания истории и искусства, но также дружба со многими замечательными современниками». После работы над «Тремя дураками» Рябичев надолго подружился с владимирским пейзажистом Кимом Николаевичем Бритовым.

«Скульптор показал себя достаточно зрелым художником, понимающим существо и значение художественной типизации и символического обобщения в монументальной скульптуре. Бронзовые фигуры воина, зодчего и современного рабочего во владимирском памятнике, установленные в конхах белокаменного обелиска, цельны и монументальны по образному и пластическому решению, в них есть эпическое звучание, необходимое для исторических образов», - пишет исследователь творчества Рябичева Елена Шмигельская.

Кроме трех владимирских героев Дмитрий Рябичев воспел в бронзе Махатму Ганди, подвиги участников баррикадных боев на Красной Пресне, Дружбу народов, Карла Маркса, 14 туркестанских комиссаров. Отдал долг московский скульптор и лениниане, в том числе и во Владимире. Всем известный памятник Ильичу на площади Ленина перед ГДК - также творчество Дмитрия Рябичева.

ОТ ИЗЛИШЕСТВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ — К МОНУМЕНТАЛЬНОМУ ЖАНРУ


i.jpg

И при создании памятника Ленину во Владимире и памятника «Трем лентяям» в соавторстве с Рябичевым работал известный архитектор Алексей Душкин, уроженец Харькова. Если для Рябичева владимирская работа была фактически началом карьеры, то Душкин приехал во Владимир уже состоявшимся мастером. Он уже успел поработать над проектами Дворца Советов на Ленинских горах, 14 столичных школ, кварталов, набережных, Академического кинотеатра и Дома Радио. Успел потрудиться главным архитектором Метропроекта и Метростроя: спроектировал одну из красивейших станций московского метро «Площадь революции», а также «Дворец Советов», «Площадь Маяковского», «Автозаводскую», «Павелецкую», «Новослободскую». Алексей Душкин приложил руку к облику железнодорожные вокзалов в Симферополе, Сочи, Брянске, Евпатории, а также проектировал «Детский Мир» и одну из сталинских высоток у Красных Ворот в Москве.

e5a6ca8da6f5.jpg

Расцвет творчества Душкина пришелся на эпоху Сталина. При его преемнике - Никите Хрущёве - свет увидело постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», где Душкин был назван чуть ли не одним из главных любителей злоупотребить излишествами в архитектуре. После этого его стали порицать со всевозможных трибун за все смертные грехи.

scan 1.jpg

После гонений и опалы Алексей Душкин опять начал работать в провинции в непривычном для себя монументальном жанре. Несколько работ были посвящены русской истории. Для «Трех лентяев» Душкин придумал усеченную трехгранную пирамиду из белого камня высотой 22 метра и двухъярусный шестигранный постамент, облицованный гранитом. Первый ярус постамента изначально задумывался с более широкими ступенями, второй ярус планировалось украсить орнаментом.

GOR7.jpg

Среди авторов монумента «Три дурака» значится еще и архитектор Евгений Архипов, работавший во Владимире в 1950-х годах. Занимался Архипов в основном реставрацией древних памятников. В чем заключалось его «соавторство» с Душкиным — неизвестно. В год открытия «Трех лентяев» Архипов навсегда уехал из Владимира, поселился в городе Пущино под Москвой и стал там главным архитектором.

ПАМЯТНИК 850-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРУ ЗАЛОЖИЛИ В ГОД, КОГДА ГОРОДУ БЫЛО 968 ЛЕТ?


opening.jpg

Памятник заложили в августе 1958 года в честь 850-летия Владимира. В то время официальной датой основания города считался 1108 год, а основателем - Владимир Мономах. Открывали «Трех дураков» при большом стечении народа 30 октября 1960 года. Ленточку перерезал председатель Владимирского горисполкома Сергей Дуничев.

3dur0004.avi_snapshot_00.07_[2013.10.01_12.58.17].jpg

Однако согласно новому официальному владимирскому летоисчислению от 990 года получается, что заложили памятник 850-летию города в год, когда Владимиру было уже 968 лет, а открывали вообще в год 970-летия. Знали бы об этом люди, заполнившие всю площадь Свободы в холодный октябрьский день!

scan 3.jpg

Новая дата основания города, с которой не согласны археологи, в последнее время, тем не менее, считается официально признанной. Недалеко от «Трех дураков» на смотровой площадке в парке Пушкина воздвигли памятник новому основателю города - князю Владимиру Красное Солнышко. Тем не менее, памятник «850-летия» не снесли и даже взяли на федеральную охрану. Сегодняшнее состояние монумента далеко от идеального. Многие барельефы на белокаменной пирамиде разрушаются, мраморные плиты отходят от постамента, а ставшие чуть ли не визитной карточкой Владимира вандалы постоянно оставляют на памятнике свои автографы.

Смотрите также
«Будет стоять вечно живой в благодарной памяти нашей»
Почему открытие во Владимире памятника революционеру Михаилу Фрунзе, которое должно было произойти в 1968 году к 50-летию ВЛКСМ, затянулось на 7 лет
Ссыльная история
Как покончил жизнь самоубийством марксист Николай Федосеев, благодаря которому Владимир Ленин единственный раз посетил город Владимир, и почему в Сибири находятся сразу две могилы революционера