«Полное равнодушие к человеческой жизни», - говорят в СледКоме, комментируя это масштабное расследование. На скамье подсудимых окажутся 12 членов группировки - преимущественно выходцы из Азербайджана, но есть и русские - несколько лет отбиравшие квартиры у жителей Владимира, Судогодского района Владимирской области и Ярославля. Как оказалось, на счету этой ОПГ не только 20 эпизодов мошенничества с недвижимостью, но и 5 убийств.
По версии СКР, лидер группы - уроженец Азербайджанской ССР 45-летний Азад Мамедов. В 2007 году он освободился из колонии в Оренбургской области, где отбывал длительный срок по «наркотической» статье. Жить честно после колонии не пожелал и стал создателем банды по отъему квартир у тех, кто слаб духом и телом - одиноких и пьющих граждан.
Как говорят в СК, Мамедов был отличным организатором и авторитарным руководителем - банда была собрана из числа его близких родственников, знакомых и лиц, не имеющих устойчивых социальных связей. С 2009 по 2013 годы соучастниками совершено 25 тяжких и особо тяжких преступлений против личности и имущества граждан.
Роковой для членов банды ошибкой стало убийство пожилой жительницы Владимира - ее тело в мае 2013 года нашли в канаве возле автодороги Владимир - Юрьев-Польский. Женщина была задушена. Схема, разработанная Мамедовым, в этом случае «засбоила» - тело было обнаружено полициейскими, оперативники задержали исполнителей убийства по горячим следам, они дали показания и маховик следствия заработал на полную - стало ясно, что это серия преступлений в сфере недвижимости.
Был поднят огромный объем ранних материалов - по отказам в возбуждении дел о непонятных смертях и последующих переписанных на чужих людей квартирах, по приостановленным делам, возбужденным по заявлениям родственников, вдруг обнаруживших после смерти близкого человека, что недвижимость «уплыла» на сторону. В процессе следствия был проведен ряд эксгумаций - в 4 случаях было доказано, что люди умерли не естественной смертью - были задушены.
Одна из таких эксгумаций — на оперативном видео, дело происходит в Никологорах, убитый житель Владимира был прикопан в подвале дома, куда его вывезли «черные риелторы». Тело пролежало три года. В другом эпизоде видео исполнитель демонстрирует способ убийства очередной жертвы (все происходит на улице, потому что новые собственники квартиры отказали в проведении следственного эксперимента у себя дома). Затем исполнитель говорит, как получал деньги за свои «услуги».
По версии СледКома, Мамедов установил в группе, отличающейся иерархическими связями и сплоченностью, строгую дисциплину и беспрекословное подчинение своим указаниям. Задачей Мамедова и членов ОПГ являлось подыскание квартир, в которых проживали одинокие, страдающие алкогольной зависимостью лица. Бандиты входили к ним в доверие, напаивали до бессознательного состояния, при этом подмешивая в спиртное наркотики.
Паспорта и другие документы на квартиру забирали (не гнушаясь прихватить и золотишко, и другие ценности), готовили поддельные документы для регистрации сделки. При этом, как говорят в СК, члены группы сами жили по поддельным документам, часто меняли транспорт и место жительства.
Когда сделка с очередной квартирой оформлялась, Мамедов решал, что делать с бывшим хозяином. То ли отселить в халупу в деревне, то ли убить. Жертвами группы, по версии следствия, стали пятеро - 3 мужчин и 2 женщины. А в целом на счету «черных риэлторов» более 22 потерпевших. От совершения незаконных сделок преступники получили доход свыше 40 миллионов рублей.
По делу проходят 14 человек, двое уже в колонии за иные преступления. Лидер Мамедов и еще четверо самых активных членов - под стражей, остальные на свободе, чаще всего «по состоянию здоровья». Двое фигурантов заключили досудебное соглашение со следствием, один из них уже осужден на 8 лет.
В настоящее время 81 том уголовного дела в отношении 12 лиц с утвержденным обвинительным заключением объемом в 3 тысячи листов направлено во Владимирский областной суд для рассмотрения по существу.
В СК говорят - в случае обвинительного приговора у пострадавших, лишившихся недвижимости, есть теоретическая возможность в рамках гражданского иска попытаться вернуть утерянное имущество. Однако судебная практика не на стороне таких заявителей - отобрать квартиры у добросовестных покупателей почти невозможно. Другое дело, что по приговору осужденные должны будут возместить ущерб потерпевшим. Но и тут ждать возврата стоимости потерянных квартир можно всю жизнь.