Следственный комитет по Владимирской области сообщает о вынесении судебного вердикта по одному из самых громких дел серии «декриминализация Гусь-Хрустального». Бывшего полковника милиции, начальника 4-го отдела ОРЧ криминальной милиции по линии уголовного розыска № 1 регионального УВД Бориса Аванесяна признали виновным по статье «превышение должностных полномочий».
В суде устоял лишь один эпизод дела против Аванесяна. Впрочем, ни по одному из обвинений бывший высокопоставленный милиционер из Гуся виновным себя не признал. СК предоставил в СМИ видео последнего слова Аванесяна. Полковник очень эмоционально и убедительно говорит о «заказе», о том, что из него «бандита сделали», а он 26 лет служил в органах, не имея ни одного замечания, только поощрения и награды, что за эти годы заработал лишь сахарный диабет и гипертонию, и что решение по его делу будет «на вашей совести» - это он про судью.
Меж тем, в Следкоме до сих пор уверены в том, что Аванесян был в числе той самой высокопоставленной «крыши», которая многие годы позволяла членам ОПГ беспредельничать в Гусь-Хрустальном. По версии следствия, Аванесяну знал всех местных бандитских авторитетов, и те были к нему вхожи.
В суде не устоял эпизод со взяткой, которую Аванесян якобы пытался дать инспектору из областного УВД за хорошие показатели в отчете о работе подразделения. И то, что Аванесян, якобы, уговаривал одного из бизнесменов отказаться от обвинений в адрес «братков», которые пытались силой отобрать у него имущество.
Однако как можно объяснить, говорят в СК, что уголовные дела годами пылились на полках архива, якобы не имеющие перспектив в расследовании, то есть закрытые? И лишь после известного обращения гусевских предпринимателей к Бастрыкину их начали успешно раскрывать? А ведь многими из этих преступлений, где подозреваемыми значились криминальные авторитеты из Гуся, должен был заниматься как раз местный угрозыск под руководством Аванесяна.
Цитата из пресс-релиза Следкома: «Учитывая серьезность ситуации, 8 декабря 2010 года Александр Бастрыкин провел в Гусь-Хрустальном личный прием, на котором к нему обратились десятки граждан и все как один называли фамилию сотрудника уголовного розыска Аванесяна. Для всех было очевидно, что Аванесян скорее оказывает помощь представителям криминала, нежели ведет с ними борьбу. Это в полной мере подтвердил и анализ большого количества уголовных дел и материалов проверок. Аванесян способствовал тому, чтобы по ним затягивались сроки, принимались решения, выгодные подозреваемым, либо просто «все спускалось на тормозах». Люди были настолько запуганы, что не верили в желание правоохранительных органов восстановить справедливость. И этот страх был обоснованным».
Одно из подобных «запылившихся» дел – о похищении в 1998 году 23-летнего местного парня, Дмитрия Илюшина. Тело молодого человека было обнаружено в местном водоеме. По версии следствия, его похищение и убийство связано с дачей им обличительных показаний по криминальным делишкам местных правоохранителей.
Причастность к этому похищению Аванесяна и других сотрудников милиции - Тарлакова, Жидкова и Овечкина - была установлена. Однако, благодаря тому, что дело «томили» в числе нераскрытых и прошло более десяти лет, его закрыли в отношении Аванесяна, Тарлакова и Жидкова. Кстати, постановление о прекращении дела по срокам давности Аванесян не обжаловал, следовательно, говорят в Следкоме, юридически признал свое участие в нем.
Ну и о единственном доказанном в суде эпизоде дела Аванесяна. Он – по гремевшей в местных СМИ серии пожаров в поселке Добрятино, случившейся в октябре 2009 года. Областная прокуратура сообщает, что, расследуя эти поджоги, Аванесян приехал в отделение милиции поселка Золотково, куда без законного представителя был доставлен 17-летний местный житель.
Для получения признательных показаний Аванесян нанес молодому человеку несколько ударов по голове. Кроме того, Аванесян угрожал молодому человеку, что в случае отказа он будет вывезен в лес, «где его не смогут найти». Воспринимая угрозы всерьез, парень подписал признание. Хотя говорить о том, что дома юноша не поджигал, нельзя. Суд признал необоснованным обвинение в той части, где показания были получены незаконным путем. Вместе с тем, юный пироман был осужден за совершение ряда поджогов к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно.
Ну и о приговоре, вынесенном по делу полковника Аванесяна. 3,5 лет лишения свободы условно. И 2 года лишения права работать в правоохранительных органах. Прокуратура Владимирской области комментирует: «оценка законности и обоснованности приговора будет дана после получения копии приговора и ознакомления с протоколом судебного заседания». В Следкоме говорят, что ждали хотя бы минимальный срок реального лишения свободы. Однако, как уверяют в СК, процесс декриминализации в городе стеклоделов идет своим чередом, «замыленные» в хранилищах тома дел вынимаются с полок до сих пор, и не факт, что сегодняшний обвинительный приговор в отношении экс-правоохранителя Бориса Аванесяна – это финал истории о том, как в Гусе бандиты дружили с власть предержащими.