В течение нескольких лет, по версии следствия, вместе со своей подчиненной Ириной Матушевской Виктор Нефедов неоднократно вымогал взятки у владимирских предпринимателей и организаций, занимающихся реставрацией. Деньги брались за решение вопросов по изготовлению и согласованию паспортов, проектов зон охраны, границ и режимов использования территорий объектов культурного наследия.
Следователи установили, что Нефедов требовал от предпринимателей взятки, в том числе в размере 50 процентов от суммы государственных и муниципальных контрактов. «При этом соучастники преступления убеждали предпринимателей, заинтересованных в получении заказов, в том, что согласование проектов затянется на неопределенное время либо станет невозможным. Осознавая, что чиновники могут чинить всяческие препятствия при выполнении собственных функций, в том числе при приемке реставрационных работ по объектам культурного наследия городов Владимира, Суздаля, поселка Боголюбово, бизнесмены вынуждены были соглашаться с незаконными требованиями», - утверждает старший помощник руководителя Следственного Управления Следственного Комитета по Владимирской области Ирина Минина
Всего, по данным прокуратуры Владимирской области, Нефедов получил от организаций не менее 430 тысяч рублей. А по данным следователей, в декабре 2009 и январе и феврале 2010 года бизнесмены передали для Нефедова свыше 550 тысяч рублей. Часть этих денег начальник Госинспекции якобы отдал Матушевской за посреднические услуги.
В июне 2011 года при получении взятки от ОАО «Владимирреставрация» в размере 250 тысяч рублей - это половина оговоренной суммы - и двух бутылок коньяка за согласование проекта на объект, находящегося в историческом центре Владимира, Ирина Матушевская была задержана. Вслед за ней задержали и главного охранника культурного наследия Владимирской области.
Матушевская в отличие от Нефедова вину свою признала и активно сотрудничала со следствием. Ее дело рассматривалось в особом порядке, и она отделалась четырьмя годами лишения свободы условно и штрафом в 800 тысяч рублей.
Дело самого Нефедова рассматривалось по нескольким эпизодам преступной деятельности. Экс-начальника Госинспекции обвиняли в коррупционных преступлениях, в получении взяток лично и через посредников, квалифицированных по разным пунктам части 5 статьи 290-й Уголовного Кодекса.
Судебный процесс затянулся: более чем за 2 года состоялось почти 80 заседаний. Свидетели и сам Нефедов, ссылаясь на плохое состояние здоровья, в областной суд периодически не являлись.
Обвинение требовало для Нефедова 10 лет лишения свободы и 30 миллионов рублей штрафа.
2 июня Виктору Нефедову дали последнее слово. Виновным он себя так и не признал. Все обвинения в свой адрес назвал безосновательными и абсурдными. «Никаких денег я не просил, не требовал и не вымогал», - заявил подсудимый.
«Я ощутил себя снова в горячей точке. Только отстаивать теперь надо не страну, а себя. Непонятно, почему мне - боевому офицеру - не верят, что я не причастен к взяткам», - добавил бывший начальник Госинспекции.
В последнем слове Нефедов высказал мнение, что все обвинение было построено на показаниях одного человека — Ирины Матушевской, которая хотела «выторговать себе смягчение» и поэтому свидетельствовала, что взятки брала не для себя, а для своего начальника. По словам подсудимого, никакими фактами его вымогательство доказано не было.
Все случившееся Нефедов сам расценивает как провокацию против себя, задуманную Матушевской и сотрудниками ОАО «Владимиреставрация». Нефедов не понимает: за что прокуроры требуют для него такого сурового наказания. «Одна надежда на суд», - заявил он. В завершение своей речи, Нефедов попросил судью приложить к делу заключение одной из городских больниц с перечислением всех своих тяжелых и хронических заболеваний.
Адвокат Нефедова Светлана Мельникова также обвинила правоохранительные органы в грубейших нарушениях при задержании Нефедова и при рассмотрении уголовного дела в суде. По ее словам, нет ни одного прямого доказательства, что Матушевская передавала взятки своему начальнику. Адвокат уверена, что Нефедов пострадал за свою принципиальность в вопросах охраны культурного наследия и пал жертвой оговора Матушевской.
«Вы мне покажите из материалов дела, сошлитесь хоть на один документ, где есть сам предмет взятки, где аудио- или видеозапись уличила Нефедова в получении взятки. Я полагаю, что это кампанейщина - лишь бы кого привлечь. Сказала Матушевская, что передавала эти деньги Нефедову - всё, Нефедов виноват, иди на скамью подсудимых. Так у нас завтра на любого можно сказать, и любого можно посадить на скамью подсудимых», - заявила адвокат Светлана Мельникова.
Однако владимирский областной суд счел вину Нефедовва доказанной и приговорил его к 7,5 годам колонии строго режима и 30,5 миллионам рублей штрафа (60-кратная сумма взятки). После отбытия наказания, Нефедов 3 года будет лишен права занимать должности на государственной службе.
Суровый приговор бывшим начальником Госинспекции по охране объектов культурного наследия Владимирской области, скорее всего, будет обжалован.