В Успенском кафедральном соборе города Владимира вновь появились строительные леса. На этот раз рядом в северном нефе недалеко от гробницы Андрея Боголюбского. Со дня на день должны начаться реставрационные работы над фресками XIX-XX веков. Выполнять расчистку, укрепление красочного слоя и, возможно, подкрашивать отдельные фрагменты должны специалисты московской фирмы «Вифания».
21 августа на встреча с коллективом ВлГУ врио губернатор Владимирской области Светлана Орлова неожиданно раскритиковала еще не начавшуюся реставрацию. Орлова заявила, что по ее данным, конкурс на работы выиграла некая «узбекская» фирма, в то время как во Владимире много своих мастеров-реставраторов. Врио губернатора уверила, что гастарбайтеров к фрескам не допустят на пушечный выстрел, даже если придется отменять результаты торгов на выполнение реставрационных работ.
23 августа на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, Светлана Орлова вновь вернулась к теме реставрации фресок в Успенском соборе и заявила, что поставила в известность про «узбекскую компанию» самого министра культуры. По мнению бывшего законотворца Орловой, «разум» все же должен преобладать над 94-м федеральным законом, регламентирующим проведение торгов.
Андрей Гамлицкий, научный консультант московской компании «Вифания», которая выиграла торги на работы в Успенском соборе, узбеков, реставрирующих древние фрески, в своей организации не замечал. Во Владимир должны приехать специалисты с высшим реставрационным образованием, большинство из которых выпускники знаменитой «Строгановки». Компания «Вифания» имеет лицензию на осуществление реставрационных работ на памятниках истории и культуры и, по словам Гамлицого, с 2007 года занимается подобной деятельностью. В том числе сотрудники компании принимали участие в воссоздании убранства таких известных храмов как Морской собор в Кронштадте и соборы Новоиерусалимского монастыря под Москвой.
Откуда на лесах Успенского собора вдруг взялись узбеки, Гамлицкий не знает. Но утверждает, что ни с какими субподрядными организациями на проведение работ по реставрации фресок «Вифания» договоров не заключала. Единственное исключение сделали для владимирской фирмы, которой доверили лишь установку строительных лесов в Успенском соборе. Возможно, как раз местные субподрядчики и привлекли гастарбайтеров. Выходит, что если узбеки и были, то это были «владимирские узбеки».
К высказываниям врио губернатора Владимирской области Светланы Орловой Андрей Гамлицкий отнесся спокойно. Он заявил, что компании «Вифании» просто не до них: «надо работать, а не реагировать». Представитель реставрационной организации скептически оценивает намерения врио губернатора добиться отмены результатов торгов, которые проводило Министерство культуры, куда теперь Светлана Орлова и жалуется на «узбеков». Контракт может быть разорван только при нарушении реставраторами условий договора.
У многих во Владимире в голове, понятно, не укладывается, что, имея свою уникальную школу реставрации, к нам приезжают варяги. Несколько десятков лет фресками Успенского собора занимались специалисты «Владимирреставрации», знавшие все особенности здания и его росписи. Организация участвовала в последних торгах, но проиграла компании «Вифания». Все, что ей досталось - осуществлять авторский надзор над проводимыми москвичами работами.
Директор «Владимирреставрации» Михаил Краснов считает, что Министерство культуры с результатами торгов, мягко говоря, поспешило. Краснов уверен, что решающим в выборе победителя должен быть опыт работы, а не предложение наименьшей цены. Михаил Краснов считает, что поднятый Орловой вопрос об отмене результатов торгов - «здравое решение».
Специалисты «Владимирреставрации» и Владимиро-Суздальского музея-заповедника замечают, что «Вифания» уже нарушает график проведения работ. Реставрация должна идти полным ходом, а еще только установили леса. Михаил Краснов считает, что до срока окончания работ, указанного в контракте - 16 сентября - москвичи не успеют. В свою очередь Андрей Гамлицкий - научный консультант московской компании «Вифания» - уверен, что его реставраторы уложатся в отпущенные договором сроки и не допустят «пятна на репутацию». А задержку с началом реставрации объясняет бюрократическими проволочками с оформлением документов.