5 ноября 2014 года вступило в силу постановления Правительства РФ № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами». Этот документ регламентирует новый порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами. Количество категорий водителей увеличилось до 10, введено разделение на тех, кто водит «автомат» и «механику», запретили экзамены экстерном, ужесточены требования к экзаменаторам, водителей-мигрантов обязали получать российские права.
Сами автошколы в это время продолжают бороться за выживание. Дело в том, что за несколько месяцев до постановления №1097 - в августе 2014 года - в силу вступил приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».
Согласно этому приказу все автошколы, кроме лицензии, обязаны получить от ГИБДД еще и так называемое заключение о соответствии своей учебно-материальной базы установленным требованиям. Без этого документа автошколы не имеют права производить новые наборы и обучать водителей по новым программам.
Проверка учебно-материальной базы производится сотрудниками ГИБДД в месячный срок после поступления заявки от руководства автошкол. В частности, производится проверка автодромов: по новым требованиям там должно быть ограждение, освещение, определенный размер площадки, специальное покрытие и уклоны. Проверятся и учебное оборудование автошкол: наглядные пособия и транспортные средства. После составления акта обследования в ГИБДД решается вопрос о выдаче автошколе заключения или об отказе в его выдаче.
Во Владимирской области работа по проверке учебно-материальной базы автошкол началась в августе 2014 года и сейчас находится в самом разгаре. По сведениям УГИБДД УМВД по Владимирской области, в 33 регионе на данный момент работает около сотни учебных заведений, обучающих будущих водителей. Около 70 из них подали заявление на прохождение проверки. На 13 ноября 2014 года заключение, разрешающее новые наборы учеников, получили всего 13 автошкол. Пяти автошколам в документе отказано.
Артур Амосов
«Не все еще заявились. Если не готовы пока, то смысла нет заявляться. Возможно, они заявятся позднее. При этом, надо отметить, что они не потеряли права работать. У них есть действующие лицензии. Они могут продолжать обучать тех, кто начал подготовку по программам, которые действовали до изменений требований», - говорит Артур Амосов, заместитель начальника отдела технадзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД УМВД по Владимирской области.
Сколько школ в связи с новыми требованиям, возможно, закроются в ГИБДД предположить не берутся. Артур Амосов не исключил возможности, что часть учебных заведений, «технически неподготовленные, физически не располагающие определенным оборудованием, не имеющие желания или возможности приводить материальную базу в норму» просто не заявится на прохождение проверки или не пройдут ее.
«Но, я думаю, это будет меньшая часть - не более трети», - пояснил представитель ГИБДД и добавил, что ничто не мешает «отказникам» исправить недостатки и снова подать заявление на получение заключения.