Межрегиональный центр «За безопасность российских дорог» был создан в 2007 году и свою задачу формулирует следующим образом: способствовать развитию современных технологий строительства и содержания дорог, содействовать сокращению количества ДТП, сохранению жизней и здоровья пешеходов и автовладельцев. Одним из эффективных способов достижения поставленной цели создатели центра, видимо, считают ежегодную региональную «расстановку по ранжиру» — формирование списка отличников и двоечников в части дорожной ситуации и аварийности на трассах.
Полной методики расчета итоговых баллов, выставленных регионам за безопасность дорог, составители рейтинга не приводят. Рейтинг высчитывается, исходя из таких показателей, как численность населения региона, число произошедших в отчетном периоде ДТП, количество погибших и раненых в них людей, региональная протяженность дорог и количество автомобилей, зарегистрированное в области.
Первые двенадцать позиций рейтинга занимают регионы с удовлетворительной дорожной безопасностью, получившие рейтинг территории до единицы включительно (зелёная зона).
В группу регионов с недостаточной безопасностью (жёлтая зона) вошли территории с рейтингом не выше 2,0. Нижние строчки таблицы (красная зона) занимают 8 регионов с самыми аварийно-опасными дорогами. На последней строчке в этом году - Ленинградская область.
По итогам прошлого года составители рейтинга безопасности российских дорог поставили Владимирскую область на последнее место (32-е из 32-х). За 11 месяцев года уходящего 33-й регион — 15-ый из 45-и. Столь очевидный взлет по таблице в пояснениях к рейтингу, увы, никак не комментируется. Некоторые связывают снижение аварийности в 2013-м с тем, что приносящая самые тяжелые «плоды» по тяжким ДТП «федералка» М7-Волга во Владимирской области большую часть года стояла в пробках из-за масштабного ремонта — вот, дескать, и меньше на ней было аварий.
Регион |
Население |
ДТП |
Погибло |
Ранено |
Прот. дорог км |
Машины (тыс) |
Рейтинг территорий |
1. Новосибирская область |
2 709 461 |
226 |
43 |
284 |
12727 |
616 |
0,7991 |
2. Белгородская область |
1 540 985 |
250 |
64 |
295 |
6619 |
311 |
0,8411 |
3. Москва |
11 979 529 |
1723 |
177 |
2064 |
4500 |
3861 |
0,9562 |
4. Республика Удмуртия |
1 512 692 |
270 |
51 |
316 |
6300 |
283 |
0,9601 |
5. Санкт-Петербург |
5 028 000 |
1040 |
73 |
1287 |
17936 |
1800 |
1,0728 |
6. Тюменская область |
3 510 683 |
324 |
71 |
434 |
35643 |
860 |
1,0967 |
7. Калининградская область |
954 773 |
385 |
42 |
432 |
2428 |
283 |
1,1444 |
8. Саратовская область |
2 503 305 |
699 |
117 |
827 |
14302 |
1100 |
1,1596 |
9. Курская область |
1 119 262 |
416 |
69 |
507 |
8565 |
894 |
1,1840 |
10. Хабаровский край |
1 342 083 |
457 |
37 |
549 |
5200 |
242 |
1,2282 |
11. Тверская область |
1 334 061 |
344 |
53 |
425 |
8775 |
219 |
1,2531 |
12. Краснодарская край |
5 330 181 |
933 |
225 |
1024 |
26877 |
1247 |
1,2612 |
13. Республика Татарстан |
3 822 038 |
868 |
149 |
1172 |
14600 |
706 |
1,3618 |
14. Ульяновская область |
1 274 487 |
584 |
81 |
739 |
2937 |
242 |
1,3772 |
15. Владимирская область |
1 421 742 |
508 |
88 |
660 |
6517 |
266 |
1,3915 |
16. Приморский край |
1 947 263 |
764 |
75 |
926 |
9852 |
523 |
1,4116 |
17. Пензенская область |
1 368 657 |
569 |
40 |
705 |
6000 |
249 |
1,4272 |
18. Ростовская область |
4 254 613 |
1257 |
181 |
1544 |
15753 |
894 |
1,4821 |
19. Ивановская область |
1 048 961 |
610 |
42 |
816 |
6465 |
830 |
1,4908 |
20. Свердловская область |
4 315 830 |
1274 |
227 |
1733 |
15500 |
1008 |
1,4965 |
21. Кемеровская область |
2 742 450 |
1125 |
178 |
1425 |
7144 |
517 |
1,5108 |
22. Республика Башкортостан |
4 060 957 |
977 |
124 |
1231 |
25674 |
889 |
1,5505 |
23. Архангельская область |
1 202 295 |
434 |
42 |
536 |
10121 |
193 |
1,5662 |
24. Волгоградская область |
2 583 002 |
692 |
106 |
865 |
19499 |
495 |
1,5727 |
25. Ставропольский край |
2 790 785 |
1251 |
185 |
1633 |
9128 |
700 |
1,5910 |
26. Челябинская область |
3 485 272 |
1197 |
216 |
1409 |
15000 |
705 |
1,6139 |
27. Тульская область |
1 532 436 |
842 |
99 |
1093 |
5167 |
352 |
1,6217 |
28. Воронежская область |
2 330 377 |
1081 |
165 |
1325 |
9398 |
524 |
1,6481 |
29.Оренбургская область |
2 016 086 |
814 |
85 |
1076 |
12808 |
442 |
1,6822 |
30. Калужская область |
1 005 585 |
468 |
59 |
626 |
10227 |
229 |
1,7199 |
31. Пермский край |
2 634 461 |
1136 |
140 |
1425 |
10540 |
470 |
1,7400 |
32. Рязанская область |
1 144 650 |
530 |
68 |
742 |
11035 |
272 |
1,7589 |
33. Московская область |
7 048 084 |
2936 |
537 |
3652 |
25272 |
2700 |
1,7864 |
34. Алтайский край |
2 398 751 |
914 |
61 |
1103 |
17238 |
468 |
1,8107 |
35. Ярославская область |
1 271 672 |
536 |
48 |
666 |
10758 |
184 |
1,8381 |
36. Иркутская область |
2 422 026 |
1120 |
177 |
1379 |
12600 |
446 |
1,9243 |
37. Астраханская область |
1 013 840 |
935 |
54 |
1196 |
2973 |
291 |
2,0229 |
38. Самарская область |
3 213 289 |
2161 |
208 |
2836 |
8253 |
731 |
2,0516 |
39. Омская область |
1 973 985 |
1077 |
102 |
1497 |
11300 |
376 |
2,0928 |
40. Нижегородская область |
3 289 841 |
1665 |
188 |
2107 |
13575 |
613 |
2,0946 |
41. Тамбовская область |
1 075 748 |
504 |
63 |
735 |
14711 |
209 |
2,1018 |
42. Забайкальский край |
1 095 169 |
552 |
91 |
717 |
14065 |
208 |
2,1389 |
43. Красноярский край |
2 846 475 |
1805 |
213 |
2242 |
13700 |
589 |
2,3718 |
44. Кировская область |
1 319 076 |
572 |
78 |
756 |
21268 |
219 |
2,4491 |
45. Ленинградская область |
1 751 135 |
901 |
155 |
1214 |
32722 |
510 |
2,6341 |
Из пояснений к итогам рейтинга безопасности российских дорог Дмитрия Леонтьева, являющегося руководителем центра: «Вполне предсказуемо больше половины аварийных мест в одной только Москве пришлось на съезды с кольцевых – МКАД и ТТК. Эти трассы связаны с остальной дорожной сетью Москвы сильно устаревшими, плохо спроектированными или просто чересчур узкими развязками. Посмотрите на Европу – если развязка, то «вылет» на километр, если разъезд – то эстакада. Въезды и выезды, которые перекрещиваются в одной плоскости – исключительно отечественное достояние. Вместе с тем, плохая развязка или негодная трасса – все же не оправдание, чтобы провоцировать аварию. Поведение российских водителей настолько неадекватно, что часто самым аварийным местом становится вполне приличная дорога».