Фабрика музыкальных инструментов города Владимира превращается в Творческое пространство «Фабрика». Входную группу для лофта делает из белого камня известный скульптор-реставратор Владимир Куковицкий
Фабрика музыкальных инструментов на улице Сакко и Ванцетти обретает новую жизнь. Главное здание, бывшее до революции свечным заводиком (самым крупным дореволюционным предприятием города Владимира), а со второй половины XX века - фабрикой музыкальных инструментов, вскоре превратится в новое Творческое пространство «Фабрика».
Входную группу для «Фабрики» делают мастера-белокаменщики под руководством известного скульптора-реставратора Владимира Куковицкого. По словам мастера, несмотря на то, что здание фабрики не значится ни в каких списках архитектурных памятников, он подходит к работе с фасадом максимально бережно.
Постройка, обращенная «лицом» к улице Сакко и Ванцетти, состоит из трех блоков — основное здание XIX века и две пристройки советского времени 50-70-х годов. По словам Куковицкого, именно здесь, скорее всего, располагался сам заводик и обслуживавшая его контора (бухгалтерия).
Сейчас под руководством Куковицкого рабочие по старинной, никем уже не используемой технологии, реставрируют кирпичную кладку и очищают основание здания.
«Если говорить именно о здании XIX века, здесь идет восстановление кладки, вычинка кирпичей. Мы не шлифуем кирпич, а именно восстанавливаем. Берем кирпичную крошку и делаем состав. Это старый толченый кирпич, на основе которого мы делаем смесь. Мы помыли кусочек старого здания и по палитре делаем тональность. От времени все еще потускнеет, и оно войдет в свою палитру - в ту, которая была. Это старое технологические решение, которым сейчас никто не пользуется. Кирпич XIX века по размеру меньше современного: сейчас у нас он 25 сантиметров, а был - около 22 сантиметров. А где большие кирпичи выпадают, мы там армируем», - рассказывает Владимир Куковицкий.
Новая входная группа, спроектированная Куковицким, полностью состоит из белого камня:
«Замковые камни белокаменные, белый камень здесь использован и для вкраплений, и он же — под крышей. Поэтому при реставрации мы решили учитывать эти вставки белого камня в кирпичную кладку и делать такую входную группу — белое пятно. В «советской» части здания мы сделаем белую обналичку окон, чтобы рассеять доминирующее пятно».
Новый белокаменный вход в творческое пространство должен стилистически объединить все части постройки, возведенные в разное время:
«В середине как раз пристройка 50-х годов, за ней вторая — 70-80-х. Там уже и кладка другая, более качественная: тогда уже на это стали обращать внимание. А здесь, в середине, тяп-ляп — все сделано как Бог на душу положит. Время тогда было советское, понятно, никто ни за что не отвечал. Мы можем просто взять такую же тональность: швы прочистить и просто покрасить. Ведь эта советская простота и непосредственность - это тоже время, зафиксированное в архитектуре».
Владимир Куковицкий рассказывает, что, работая с фасадом музыкальной фабрики, он делает эксперимент, перенося и адаптируя православную архитектуру в XXI век:
«Это попытка сохранить старые традиции и сделать на их базе современное решение. Можно это и адаптацией назвать, можно и синтезом. Это процесс, когда пытаешься временной пласт сжать, прокрутить во времени и выдать то, что хотят люди увидеть. А мне кажется, я чувствую, что люди здесь хотят увидеть. Как и любой товар, все это нужно вырастить, чтобы его продать и его люди купили. Я иду по этой же дороге. Но все нужно сделать в соответствии с чувством времени, экологии, политики и прочая-прочая».
По словам скульптора-реставратора, здание бывшего свечного заводика построено в полном соответствии с православными традициями - окна обрамляют легко считываемые символы: корона, Голгофа, с которой стекают сигнальные капли крови. А еще чуть ниже - «кирпичная терка» - это символическое обозначение стоящих с пиками воинов Понтия Пилата. Белокаменную входную группу «Фабрики» венчают по углам белокаменные львы - символ силы и власти:
«Круглое основание здания - символ креста. Крест ведь был не квадратный, как его рисуют, а круглый. А корона предполагает размах крыльев птицы — это взлет. Речь не о перьях и прочем, а об энергии осевых линий. Ведь эффект такой вещи дарит одно состояние энергии, а, например, идущий с опущенными плечами человек — совершенно противоположный. Потому что наш мозг работает на сигналах: он их принимает и через себя пропускает.
На входной группе тоже будет корона - она дает энергию надписи. Любой двигатель из деталей состоит, и поэтому все это движется. За основу я беру то, что опробировано тысячелетней историей человечества. Вся Европа построена на библейской культуре, на библейских канонах. После Крестовых походов, когда они сходили в Иерусалим, все эти крестоносцы - католики и псевдокатолики - принесли оттуда мысль, что человек, живя на земле, мучается одним вопросом: что будет после меня, почему я живу, страхом смерти и прочая. Вера - мусульманская или христианская - она дает ответ на вопросы. Смысла жизни нет, а процесс поиска смысла жизни - это очень интересный процесс. Любое здание атмосферу города либо заряжает, либо из него, наоборот, энергию забирает. Все старые здания XIX века построены на философии: философия первична, а уже потом вступает в силу архитектурный профессионализм».
В конце 80-х Владимир Куковицкий руководил реставрационными работами храма Покрова на Нерли. Сейчас, параллельно с работой над оформлением лофта «Фабрика», архитектор-реставратор вместе с заказчиком работ - владимирской компанией «Флора-центр» - запускают тестовую продажу гипсовых сувениров, часть из которых представляет из себя копии белокаменных барельефов собора Покрова на Нерли.
Среди макетов сувениров - изображения львов, павлинов (птиц, символизирующих принадлежность к царскому двору), всадника Федора Стратилата:
«Все образы храма Покрова на Нерли все равно с язычеством переплетены. Тотемный культ, поклонение животным было. Православию тогда деваться некуда было — они не стали ничего сшибать, а оставили все, как есть. Можно ведь, конечно, взять и все утопить, но жизнь-то многообразна. Все исторические процессы живут и перемешиваются».
Генеральный директор компании «Флора центра» Дмитрий Рабоволик:
«Компания «Флора-центр» заинтересовалась работами Куковицкого. И теперь мы как инвесторы помогаем реализовать этот проект и вывести продукцию на рынок. Все, чем у нас сейчас торгуют - платки и валенки - покупается на «Садоводе» (рынок китайского ширпотреба в Москве — ред.). А именно владимирского сувенира, который был бы символичен для города, нет. В Италии их фирменный узор можно встретить везде — на всех домах. Почему у нас не может быть тоже своего узора? Такие вещи можно использовать как оберег жителям города, а не только продавать туристам. Не обязательно флаги вешать, можно по-другому дорожить историей города. Упаковку хотим красивую сделать крафтовую».
Впервые Куковицкий начал делать подобные сувениры около 15 лет назад. Но затем проект схлопнулся, а идею «переняли» находчивые бизнесмены. «Сейчас мои сувениры невозможно будет подделать. Я
нашел нестандартные секреты тонировок», - заявляет архитектор-реставратор.