Несмотря на то, что проблема отсутствия терпимости вроде бы была видна издалека - она всё равно подкралась незаметно. И дело не только в неприятии людей другой веры или национальности, - проблема значительно шире. Все чаще дети не в состоянии воспринимать даже человека с другим мнением, другой манерой одеваться или общаться. Проблема, конечно, не нова, но именно в последние годы приняла настораживающие масштабы.
- Острота этой проблемы связана с кризисом ценностей, который наблюдается в современном обществе, и в частности, с проблемами миграции, с которыми столкнулась Владимирская область
- Мы не думаем, что проблема толерантности возникла именно из-за миграционных процессов
- Скорее, проблема толерантности - это некий системный сбой, связанный с отсутствием целей, ценностей, смыслов в развитии современного общества и как следствие - утраты смыслов в функционировании современного образования
- Возникают проблемы и конфликты межнациональные, но они, скорее, связаны с разной культурой детей, которые пришли в школу. А разная культура может быть связана с национальностью, а может быть и не связана
- Это просто люди разной культуры, которые встречаются, сталкиваются, наблюдается недопонимание. О таких примерах нам рассказывают учителя
- Классический пример, когда в начальных классах разбирается басня «Стрекоза и муравей». Учитель под конец должен сделать вывод, как не права стрекоза, что она пела и скакала. А ребенок, носитель другой культуры, говорит, что это прекрасно: женщина должна прыгать и скакать, а мужчина должен зарабатывать
Наряду с миграционным фактором, существенно снижающим уровень толерантности в обществе, налицо еще и серьезный кризис института семьи. А «негативным бонусом» к этому — неконтролируемое информационное поле, в котором живут дети. Можно сказать, что школа и педагоги остались один на один с проблемами, которые носят системный характер и не могут быть решены только на уровне педагогических конференций или круглых столов.
- У нас сейчас все рычаги по воздействию на семью потеряны. Если сама семья не осознает, что покормить/одеть ребенка - это еще не все, повлиять на семью никто не может. Нет никаких рычагов, они утрачены в нашем государстве
- Что несут с экранов средства массовой информации, зависит только от их совести и понимания. Социальное пространство практически неуправляемо. Всю ответственность возлагать на школу — это самое простое и самое неэффективное
Тем не менее, педагоги пытаются что-то предпринимать. Например, относительно миграционного фактора — есть идея перенять опыт Московского региона с его программами и курсами по освоению русского языка и культуры.
А касательно воспитания терпимости вообще - педагогам остается лишь обмениваться друг с другом опытом «полевой работы». К этому, по большому счету, и сводится работа региональной конференции по проблемам толерантности.
При этом некоторая часть работников образования, видимо, уже все-таки на пределе. Во время выступления одного из докладчиков, из зала, в котором находились одни педагоги, пришла записка с вопросом: «Сколько нам еще терпеть этих диких?» И не факт, что имелись в виду приезжие.