И все-таки «Юрьевская застава» круче

Городская топонимическая комиссия продолжает переименовывать владимирские остановки, но новые названия на аншлагах остановочных павильонов кто-то аккуратно заклеивает синей бумагой
Новости Автор: 31 марта 2014, 08:20 51 11032

Похоже, городская топонимическая комиссия не успевает за сменой названий владимирских остановок. Они меняются с поражающей быстротой, вне зависимости от мнения комиссии и даже, кажется, вопреки воле городских властей. Список переименований Советом народных депутатов города Владимира до сих пор не утвержден, однако осенью прошлого года на аншлагах некоторых остановок уже появились новые названия. Тогда председатель топонимической комиссии Виталий Давидов заявил, что «товарищи поторопились», имея в виду изготовителей аншлагов.

Полгода люди садились в общественный транспорт на «Константино-Еленинском храме», «Юрьевской заставе», «Александро-Невском роднике». Но в конце марта на аншлагах удивленные владимирцы вдруг увидели аккуратные синие полоски, закрывающие новые названия. То ли «товарищи» наконец поняли, что «поторопились», то ли власти города наконец вмешались, то ли это кто-то сделал в знак протеста – непонятно. Непонятно и то, как теперь людям остановки именовать: по-старому, по-новому, или вообще, кто как захочет.

Но, несмотря ни на что, городская топонимическая комиссия продолжает свою работу и по второму кругу обсуждает длинный список новых названий. Теперь якобы с учетом общественного мнения. То есть с зачитыванием результатов различных голосований, организованных в интернете, и публичных обращений в адрес мэрии. Общественное мнение с мнением комиссии совпадает нечасто. В таких случаях топонимисты, краеведы и чиновники городской администрации, входящие в состав комиссии, предпочитают настаивать на своем, обвиняя общественное мнение в ретроградстве и «коллективной косности». В лучшем случае комиссия откладывает окончательное решение по спорному названию остановки «на потом».

Городские активисты, выступающие в роли «гласа общества», и члены топонимической комиссии пока единодушны лишь в переименовании остановки «Улица Горького» в «Музей природы». Вариант «Магазин для слепых» члены комиссии не одобрили, заметив, что такого магазина уже нет, и вообще «это как-то не очень».

Единодушие закончилось, когда дошли до пресловутой «Юрьевской заставы». Председатель топонимической комиссии Виталий Давидов сообщил, что за сохранение старого названия «Сакко и Ванцетти» высказался 51 человек, а за «Заставу» от общественников не было ни одного голоса. Зато люди предложили альтернативное название «Красный Крест». По данным другого волеизъявления владимирцев, которые озвучил член комиссии отец Варфоломей (Минин), за «Заставу» и «Сакко и Ванцетти» проголосовали по 22% горожан. А большинство отдало свой голос именно «Красному Кресту». Но у этого названия, заявил отец Варфоломей, никаких шансов нет.

«С «Красным Крестом» возникает проблема правового характера. Существует авторское право. Это международная организация и само наименование «Красный Крест» и изображение «Красного Креста» могут использовать только те организации, которые имеют отношение в «Красному Кресту». Сейчас есть прецеденты судебных исков, например, на Украине. Мы не имеем правовых оснований так называть остановку», - заявил священник.

Виталий Давидов напомнил, что об «Юрьевскую Заставу» уже сломано много копий, горсовет попросил обосновать это название. Председатель топонимической комиссии даже было заикнулся: «может нам и оставить «Сакко и Ванцетти»? На это историки и краеведы в один голос ответили: «Нет»! Журналист Валерий Скорбилин напомнил членам топонимической комиссии:

«Улица Сакко и Ванцетти включена в программу исторической реставрации, то есть она подлежит переименованию. Программу эту никто не отменял, и если мы оставим название остановки, а улица вернет себе историческое название, то это будет, извините, дурацкая ситуация».

Краевед Валентина Титова сказала, что новое название сохранит память о Юрьевской улице, переименованной в улицу Горького, и напомнила, что где-то в районе остановки общественного транспорта до 1930-х годов был «Заставный дом».

«Если кому-то это непонятно, то давайте начинать со школьников, рассказывать им, где была застава. Это исторический момент, который нельзя упускать. Мы не виноваты, что люди не знают», - заявила Титова.

Историк Андрей Тихонов добавил, что для непросвещенных владимирцев не помешало бы «по-первости прикрепить справочку к остановке, чтобы люди прочитали и знали». «Пропаганда нужна, мы должны подготовить людей, - считает Тихонов. - Примерно такая же, как в 1927 году, когда улицу переименовали в «Сакко и Ванцетти», и людям тогда про американских революционеров все уши прожужжали".

Отец Варфоломей выразил мнение, что «нет худа без добра» и после баталий на почве топонимики, связанным с переименованием остановок общественного транспорта, число горожан, остающихся в неведении о том, что такое «Юрьевская застава», во Владимире резко сократилось.

Члены топонимической комиссии вспомнили еще и про вариант: «Больница Скорой Помощи». Валентина Титова поддержала этот вариант, но с определенным условием.

«Тогда надо ставить вопрос о возвращении улице названия Юрьевская. Почему нет? К Пушкину мы хорошо относимся, но, тем не менее, мы переименовали улицу Пушкина в Студеную Гору. Мы к Горькому тоже неплохо относимся, но пусть это будет улица Юрьевская», - заявила Титова.

В итоге Виталий Давидов заявил, что комиссия все же будет настаивать на названии «Юрьевская Застава». При этом он подчеркнул, что окончательное решение будет за депутатами горсовета.

На «Заставу» комиссия потратила почти полчаса. Остальные названия остановок такого бурного обсуждения не вызвали.

«Улицу Луначарского» оставили «Улицей Луначарского», при этом, правда, напомнив, что и до Луначарского, как и до Сакко и Ванцетти, скоро дойдут руки. То есть эта улица также включена в программу исторической реставрации, поэтому недалек тот день, когда быть ей улицей Вокресенской.

Подискутировали немного о том, надо ли утяжелять название остановки «Центральный парк» словом «Городской». В итоге решили, что не надо. Подумали чуть-чуть над тем, стоит ли прислушиваться к народному мнению о том, что остановку «ДК Точмаш» не стоит переименовывать в «Арт-дворец». В итоге решили, что не стоит.

Намного дольше члены топонимической комиссии обсуждали, кому отдать предпочтение при переименовании остановки у бывшего магазина «Океан»: Владимирскому институту туризма и гостеприимства или Владимирскому юридическому институту. Мнения разделились. В свете тенденции, появившейся на прошлом заседании комиссии, некоторые предложили называть остановки на разных сторонах дороги по-разному. Другие возразили, что в этом месте остановки находятся близко друг друга, и это может вызвать у людей дезориентацию. Отец Варфоломей отметил, что к названию «Институт туризма» у него почему-то не лежит душа, и призвал задуматься, какое учреждение в этом месте наиболее значимо: юридический институт, психиатрическая больница или бывший магазин «Океан».

Виталий Давидов предложил оставить «Институт туризма». Иначе придется, предупредил он, новое название «вешать на сайте» на несколько месяцев, чтобы общественность с ним могла ознакомиться. А поскольку журналист Валерий Скорбилин все же настаивал на переименовании остановки в «Юридический институт», председатель отложил решение этого вопроса «на потом».

Несмотря на недовольство общественности, комиссия настояла на переименовании остановки «Бассейн» на улице Мира в «Плавательный бассейн» и «Поворот на завод «Точмаш» в «Князь-Владимирское кладбище». А вот «Владимирский химический завод» оставили без изменений. При этом, некоторые члены комиссии с удивлением узнали от Виталия Давидова, что на месте корпусов Химзавода скоро, возможно, начнут строить жилье.

Чтобы владимирцы не путали, в честь какого Погодина названа следующая за «Владимирским химическим заводом» остановка, члены комиссии решили добавить к ее названию имя героя Великой Отечественной войны. Эта остановка, скорее всего, будет называться, «улица Дмитрия Погодина».

Дальше члены комиссии начали считать остановки с обеих сторон улицы Добросельской в районе бывшей автоприборовской поликлиники и запутались. Бывшую остановку «Поликлиника» предполагалось переименовать в «Константино-Еленинский храм», но решение это поддержки у жителей города не встретило.

После десяти минут тщетных разбирательств, сколько в том районе «Поликлиник» и сколько «Суздальских проспектов», члены комиссии решили устроить выездное заседание и разобраться на месте. Дальнейшее обсуждение названий показало, что заехать им придется и к остановке «Аптека», которую они собираются переименовать в улицу Радищева, и к остановке «Сбербанк» (предполагается переименовать в «Школу дзюдо»), и к остановке «Спортивный комплекс «Пингвин» (предполагается переименовать в «РусьКино»), и к остановкам на улице Растопчина. Видимо, познания о "якорных» объектах у остановок в Добром у членов комиссии гораздо хуже, чем в центре города. Некоторые из них в общественном транспорте, возможно, вообще не ездят.

Зато члены топонимической комиссии едины в желании переименовать остановки «Сады» в «Сады на Добросельской», «Профкурсы» в «Сунгирь», «ПАТП-1» в «Веризино», «Сельцо-4» в «Селецкие сады», «Ящурный институт» в «Институт защиты животных», «Село Спасское-1» в «Никольский храм», а «Зооветснаб» в «Улицу Ноябрьскую».

Оставшиеся пока нетронутыми остановки общественного транспорта и отложенные «на потом» комиссия продолжит разбирать на этой неделе. Виталий Давидов надеется, что окончательные предложения по переименованию будут рассмотрены уже на апрельской сессии владимирского горсовета.