zebra-tv.ru/novosti/jizn/kak-utomitelno-v-rossii-zhkkh/

Как утомительно в России ЖКХ

Сказки о приключении лампочек, муляжи сантехников в «Детском мире», лекции о правильном заполнении платежек. Власть озаботилась безграмотностью населения в сфере ЖКХ и открывает «Школу грамотного потребления»
Дмитрий Артюх 12 декабря 2014, 09:34

В июне 2014 года в Челябинске прошел Всероссийский форум «ЖКХ - Новое качество», на котором обсуждались вопросы ограничения роста коммунальных платежей, повышение качества услуг ЖКХ, модернизации жилого фонда и другие. По итогам этого мероприятия премьером Дмитрием Медведевым был составлен перечень поручений разным министерствам. 8 пунктом Медведев поручил Минстрою России совместно с партией «Единая Россия», областными и муниципальными властями запустить проект «Школа грамотного потребителя» (ШГП).

01.jpg

Если раньше жителям нашей страны необходим был культпросвет, то теперь, по мнению авторов проекта, стоит острая потребность в ЖКХ-просвете. ШГП призвана повысить уровень знаний собственников и нанимателей жилья. Организаторы «Школы» на своем сайте обещают научить всех желающих «быть грамотным заказчиком жилищных и коммунальных услуг, говорить с управляющими и ресурсоснабжающими организациями на одном языке».

О реализации этого проекта шла речь 11 декабря на кустовом совещании в администрации Владимирской области, на которое приехал заместитель председателя комитета ГосДумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин, исполнительный директор федерального проекта «ШГП», представители «Фонда содействия реформированию ЖКХ и Министерства строительства и ЖКХ РФ, а также чиновники, депутаты и общественники из регионов России.

Высокопоставленные гости начали с того, что объяснили присутствующим, как в России тяжела и порой утомительна сфера ЖКХ. Причину этому депутат ГД Сидякин склонен видеть в том, что, начиная с перестройки и вплоть до 2008 года, никто отраслью не занимался и не было системного взгляда на коммунальные проблемы и их решение. «Шарахались из стороны в сторону», - заявил депутат Госдумы. И все это в стране, где изношенность коммуникаций превышает 60%, где суровый климат и где опыт других стран практически бесполезен.

03.jpg

«Наступаем постоянно на грабли, но идем вперед. Нельзя ничего не делать», - гордо заявил Сидякин. Одним из примеров такого движения депутат ГД назвал законопроект о софинансировании собственниками жилья капремонта многоквартиных домов:

«Он очень непросто шел через Госдуму. И очень сложно было убедить коллег, что такое решение нужно было принимать. И «Единая Россия» взяла на себя ответственность и протаскивала этот закон. Мы столкнулись с сопротивлением, с критикой. Но это тот случай, когда мы с оппонентами своими садились за стол и говорили: «Хорошо, если не это, то что? Какой вы предлагаете вариант?». И никакого взвешенного разумного подхода предложено не было. И вынуждены были согласиться».

Единоросс Сидякин считает, что плата за капремонт поможет воспитать в жителях многоквартирных домов бережное отношение к своему жилищу, то есть заставит их не жечь кнопки в лифтах и не расписывать стены в подъездах. Несколько сот рублей за капремонт в месяц заставят людей понять, что лифт, стены и крыша — это их собственность, которую надо беречь.

«Если вы поговорите не с профессиональным сообществом, как вот мы здесь сегодня собрались, а с людьми, то у них такого ощущения нет, оно напрочь отсутствует. Напрочь отсутствует понимание, что в системе прав есть еще и обязанности. Любой человек вам скажет, что это обязанность государства. Нужно изменить ментальность и объяснить человеку, что помимо прав что-то требовать и писать жалобы, у тебя есть еще и обязанности», - развил мысль единоросс Сидякин.

Поможет почувствовать себя настоящим собственником, по мнению собравшихся на совещании, не только плата за капремонт, но и «Школа грамотного потребителя». Проект заработал 9 сентября 2014 года и регионы потихоньку присоединяются к его реализации.

В двух словах суть проекта такова: донести до разных целевых аудиторий - начиная от дошколят до старожилов - азы ЖКХ. «На жилищное просвещение появился госзаказ», - сообщил исполнительный директор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов.

02.jpg

Разговаривать с разными возрастными категориями граждан будут разным языком. Для ЖКХ-просвещения граждан в коротких штанишках в ряде регионов уже пишут особые сказки: например, «Приключение лампочки» или «Приключение домовенка».

Идут разговоры о введении «жилищных уроков» в школах. Однако, как отметил Александр Козлов, система образования от таких вещей старается максимально дистанцироваться.

«Многие регионы видят в этом перспективу, но общий настрой: это не нужно, что это лишний перегруз, давайте тогда убирать часы математики или русского языка. Такой, знаете, шантаж», - сказал исполнительный директор федерального проекта «ШГП».

Тем не менее, во многих регионах подобные уроки уже проходят. Ожидается выход методического пособия о «жилищном преподавании» в образовательных учреждениях. В некоторых областях учителя организованно выводят учеников на экскурсии на водоканал, на тепловые и электросети.

В отреставрированном «Детском мире» в Москве целый этаж отдадут под так называемый «город профессий», где подрастающее поколение наглядно увидит, как работают врачи, пожарные, космонавты. Александр Козлов говорит, что среди прочих там будут стоять сантехники и электрики, которых можно будет даже пощупать.

Для взрослой аудитории ЖКХ-потребителей разработана учебная программа из 9 базовых тем, рассчитанная на 21 час. По уверению организаторов, по всей стране должны пройти учебные занятия со всеми желающими. Для «ленивой аудитории», которая не захочет ходить на занятия, разрабатывается специальная «Азбука ЖКХ».

Чтобы снизить вал жалоб и звонков в разные инстанции, проект «ШГП» готовит мобильное приложение с пошаговыми инструкциями на разные случаи жизни.

«Это будет инструмент, который позволит человеку самостоятельно решить свою проблему. Потребитель выбирает, например, «некачественная горячая вода» и листая приложение, получает пошаговую инструкцию: что ему конкретно делать. Через это самообразование должно снизиться количество жалоб», - уверен Александр Козлов.

Не исключил исполнительный директор федерального проекта «ШГП» и возвращение в нашу жизнь агитплакатов вроде «Уходя, гасите свет» или «В случае пожара звонить 01».

04.jpg

А депутат владимирского горсовета Альберт Русанен отметил, что программа «ШГП» была включена в качестве одного из разделов в дорожную карту развития коммунального комплекса Владимирской области.

«Мы планируем создание экспертной группы из состава представителей общественности, государственной жилищной инспекции, департамента ЖКХ, департамента цен и тарифов, ВлГУ, которые и будут проводить эти обучающие семинары. С этой целью мы внесли поправку в бюджет на 2015 год о выделении 799 тысяч на финансировании «Школы грамотного потребителя» во Владимире. Хотелось бы обратиться к коллегам из других муниципальных образований Владимирской области, если у вас есть возможность предусмотреть соответствующие траты на эти цели, интересно было бы их увидеть и понять, можно ли их использовать на «Школу». Если этого не произойдет - мы будем выезжать в муниципальные образования и проводить обучение. Хотелось бы видеть активных жителей, которые хотели бы разобраться в проблемах. Мы планируем, что часть жителей, которые пройдут обучение в «ШГП» в рамках создания института общественных жилищных инспекторов на базе Жилищной инспекции получат статус этих инспекторов и могут быть привлечены к работе Жилинспекции. То есть интерес не только для жителей, но и для области», - сообщил депутат владимирского горсовета Русанен.