Суздальский мэр Игорь Кехтер презентовал московским гостям «Гастрономическую карту Владимирской области» (подробнее о встрече здесь). По словам градоначальника города-музея, идея появления такой карты возникла после того, как туристический рынок в период кризиса сильно сжался, и местным чиновникам и отельерам с рестораторами пришлось искать новые способы привлечения туристов.
Коротко суть проекта заключается в том, чтобы превратить Суздаль в некий гастрономический центр, из которого туристы по специального обкатанным направлениям отправлялись бы в разные точки Владимирской области для того, чтобы отведать различные интересно приготовленные блюда.
По уверениям Игоря Кехтера, проект «Карты» - некоммерческий. В качестве партнеров приглашаются все заинтересованные владельцы туристических объектов. В ближайшее время логистику обещают наладить по трем основным направлениям — на Юрьев-Польский, Муром и Гороховец.
Игорь Кехтер, мэр города Суздаля
- Мы приглашаем весь бизнес, который во Владимирской области занимается агротемой
- Логика следующая. Мы, как город Суздаль, считаем, что у нас наиболее сконцентрированный поток гостей
- Соответственно, мы можем помочь продвинуть и развиться тем точкам, которые хотели бы в этом поучаствовать, но которым развернуть на себя потом практически невозможно
- Но, распространяя гастрономическую карту в городе Суздале на всю Владимирскую область, мы продвигаем и другие точки области
- Интерес для города следующий: нам интересно, чтобы люди в Суздале оставались не на один день, а на хотя бы еще одну ночь
- А использовали возможность рассматривать город Суздаль как базовую точку для своего отдыха: то есть, куда-то съездить еще и вернуться обратно сюда
- То есть, он что-то попробовал в Суздале, что-то ему еще предложили, и он в течение дня куда-то съездил на обед ил на на ужин. Съездил-попробовал-кулил и вернулся обратно сюда
- То есть, интерес взаимный. Как для города Суздаль, так и для всей области
- Идея заключается в следующем: мы включаем в карту только те объекты, которые на наш взгляд являются действительно интересными для туристов
- Потому что многие карты делаются так: кто заплатил деньги, тот в ней и оказывается
- У нас подход другой: с человека, который в ней оказывается, деньги не берутся
- Но есть одно условие: есть стабильный, интересный продукт, куда не стыдно отправить гостя. Соответственно, для тех ,кто в этом будет участвовать, это будет бесплатно. Его задача — прислать продукт, мы смотрим материал — возможно это или нет, и затем этот объект появляется в карте
- Даже, если будут давать деньги — это будет невозможно. Наша позиция такая: это проект некоммерческий, это проект идеологический
- Пока мы отбираем проекты, которые уже есть. Сейчас мы, фактически, взяли три направления — Юрьев-Польский, Муром и Гороховец. Потому что должна быть еще некая транспортная логистика
- Отработаем эти маршруты, заработает это и дело пойдет — тогда сможем подключать и другие направления
- Сейчас мы отрабатываем направления. Потому что на дороге бывает разное: где-то можно проехать, где-то — нет. И сейчас мы говорим о той части, где мы можем осуществить уверенное сообщение
- И вдоль этих дорог уже что-то может появляться. Это и фермерские хозяйства, и просто частные хозяйства, и кафе-рестораны
- Причем, в нашем понимании, весь ресторан может быть и не интересен. Но какое-то интересное блюдо, ради которого можно приехать попробовать — оно может быть
- Два-три продукта или блюда, которые ты не попробуешь нигде, а тут они интересно готовятся и будут интересны гостю.. Если это будет выдерживаться, мы это включаем
- То же самое и с фермерскими хозяйствами. Они могут и не производить что-то этакое. Но у него есть определенные вещи, которые он может предложить попробовать и которые можно увезти с собой
Сам Суздаль в ближайшее время будет готов предложить туристам собственное уникальное гастрономическое меню. В частности, сразу после Масленицы в центре города откроется ресторан «Огурец», а следующей осенью - бар «Хрен».
Игорь Кехтер, мэр города Суздаля
- Ситуация происходит следующая. Так как снизился по разным причинам выезд наших людей за рубеж, но потребность в смене мест и получении впечатлений все равно осталась и желание это есть, соответственно, внимание обратили на внутренний туризм
- Соответственно, на внутреннем нашем рынке образовалась более сильная конкуренция
- Потому что сегодня гость смотрит, куда бы ему поехать и посмотреть
- И, хотим мы того или нет, гастрономическая составляющая сегодня является одним из достаточно серьезных мотивационных факторов для принятия решения о том, почему я еду сюда, а не туда
- Гастрономическая составляющая города Суздаля сегодня оставляет желать лучшего. Поэтому мы и принимаем меры для того, чтобы развить именно вот эту часть и повысить к ней интерес
- Начиная от того, чтобы владельцы ресторанов, кафе, гостиниц тоже обратили внимание на это. И мы, как власть, будем пытаться организовать помочь сделать это
- Это, в том числе, и создание гастрономической карты Владимирской области, это поднятие брендов суздальских, которые здесь были и могут являться достаточно серьезным мотивационным фактором для приезда — это и лук, и хрен, и огурец, и все, что у нас здесь растет
- И яблоки, и вишня. Потому что из сортов владимирской вишни были чисто суздальские сорта
- Например, «Васильевская вишня», которая выращивалась в Васильевском монастыре, и которая сегодня утеряна — к этому есть тоже интерес
- Поэтому, в этом направлении будем работать
Кроме того, в конце следующего лета в Суздале откроется подвальчик (или даже сеть подвальчиков), торгующий продуктами местного производства - от свежих овощей и фруктов до консервов и варенья.
По словам Игоря Кехтера, местные жители смогут сдавать излишки своей продукции, а туристы - покупать местные фермерские продукты.
Игорь Кехтер, мэр города Суздаля
- Проблема же связана с тем, что сегодня отсутствует некая переработка тех продуктов — овоще фруктов, которые выращиваются на частных огородах
- Например, простая проблема яблок. Семья не съедает то количество, которое вырастает, они выбрасываются
- А фактически яблоко, которое выращено не на той стороне, а здесь, на местном уровне — оно является наиболее полезным и витаминизированным, и принимается нашим организмом
- Задача — его сохранить
- И вот мы берем и делаем так, как делали наши деды и прадеды — это использование земли и погребов
- Соответственно, там будут собираться и храниться эти разного рода элементы: и свежие, и консервированные
- Потому что даже законсервированная вещь должна быть обеспечена правильным хранением, чтобы продукт не потерял своих ни вкусовых, ни других качеств
- Там будут проводиться некие туристические экскурсии с показом того, что там может быть и с возможностью что-то купить и с собой увезти
- Это имеет логику, потому что человек, который туда это сдал, тоже должен за это что-то получить
Приветствуя группу столичных туроператоров, глава Суздаля прочитал лекцию по истории суздальского огородничества: об уникальных луковых избах, хренолечебнике и главном городском продуктовом бренде - суздальском огурце.
Игорь Кехтер, мэр города Суздаля
- Счастье туриста связано с двумя вещами: сладко поспать и вкусно поесть
- Любые красоты города и теплая постель могут быть испорчены завтраком
- Учитывая, что основной поток гостей города Суздаля — это Москва,. То есть это люди, которые имеют определенные собственные вкусы и предпочтения, и у которых планка ожиданий уже повышена. И в этом плане город Суздаль проигрывает сильно
- То есть, наличие гостиниц есть, точки питания, фактически, есть. Есть что посмотреть — есть некая программа
- Мы с этой точки зрения отстаем в некой гастрономической кулинарной части
- Учитывая то, что Суздаль во все времена был городом огородников, и до революции здесь было два основных продукта, которые вносили значительный вклад в экономику Суздаля — это был хрен и лук
- И я всем говорю: «Хрен и лук не выпускай из рук» - это наша
- И, в принципе, Суздаль - это был один из немногих городов, где были луковые избы. Луковая изба приносила значительный доход, и стоил достаточно дорого. Мы понимает, что современных хранилищ с кондиционерами в тем времена не было
- Строили луковые избы из толстых бревен, потому что изба должна была держать летом холод, зимой — тепло
- По бокам делали стеллажи с дырочками, куда этот лук рассыпался на хранение. В земле строилась печь, которая топилась по-черному. И задача семьи — детей, бабушек-дедушек была в том, чтобы эту печь постоянно подтапливать, чтобы держать температуру +5 - +7 градусов. Получалась оптимальная температура для хранения лука
- И те люди, которые не могли иметь такие избы, сдавали свой лук на хранение. Те люди, которые это содержали — были довольно состоятельными. И отсюда этот лук распространялся много куда — то есть, была довольно серьезно развита транспортая составляющая
- Вторая составляющая — это хрен. Русский корень жизни, русский жень-шень
- Существовал некий хренолечебник. И хреном лечили практически все — от простуды до простатита. Но со временем эта тема немножко ушла
- А вот уже огурец суздальский появился в советское время, потому что с луком произошла беда — его поразила такая болезнь, которая возникла так и не смогли понять от чего
- Одна из особенностей Суздаля заключается в том, что он стоит на черноземе. Он стоит в таком треугольнике, где чернозем порядка двух метров. На той стороне реки — глина, внутри — чернозем, а с другой стороны — тоже глина
- Ни одного научного обоснования тому, почему здесь появился этот чернозем, нет. Поэтому мы считаем, что бог сюда плюнул этим черноземом, и вот оно так и идет
- И люди стали выращивать огурцы. В советское время здесь было несколько официальный миллионеров, которые, собственно говоря, деньги заработали на огурцах. Некоторые из них деньги держали в «Сбербанке», а некоторые — не совсем
- Так как были частные дома, у них был котел и газовая труба. Но газовые счетчики отсутствовали. Поэтому наши люди под черноземом прокладывали трубы, сверху накрывали пленкой. Нормальный суздальский огородник имел порядка 24 грядок. Каждая грядка была шириной полтора метра и длиной метров 20
- И поэтому в марте-месяце здесь уже появлялись первые огурцы. И до Архангельска, до Урала отсюда ездили
- И, соответственно, город Суздаль имеет потенциальную и историческую возможность использовать и даже обязан использовать гастрономическую тему. Потому что базовые продукты, которые интересны сегодняшнему гостю - есть
- И мы сегодня работаем над тем, чтобы сподвигнуть владельцев и рестораторов на то, чтобы появился интересный продукт. В этом году планируется открытие ресторана «Огурец», где будет представлено много интересных блюд, связанных с огурцом
- В разных видах и вариантах. С определенным уклоном на то, чтобы можно познакомиться, поучаствовать и самому что-то сделать, а потом - купить
- Потом, мы планируем один большой погреб, где мы могли бы собирать и хранить урожай наших жителей
- Сейчас готовится к производству и будет выпускаться серия варений примерно по 120- по 130 граммов с интересными рецептами, включая варенье из огурца
- И в этом году у нас запланировано еще открытие бара «Хрен». Или «Хренового бара». Где планируется наличие разных настоек хреновухи. Потому что сегодня практически любой ресторан города Суздаля имеет свою хреновуху — тут будет возможность попробовать все
- Плюс закуски, связанные с хреном, блюда, связанные с хреном
- Плюс, будет лечебный эффект, связанный с хреном. Потому что хренолечебник есть, и есть объекты — кого лечить