Регистрация / Вход Пн, 05 декабря 2016, 19:44

Хроника упавшего «Бостона»

За время Великой Отечественной войны на территории Владимирской области разбились около 60 советских самолетов. Один из них, потерпевший катастрофу в Камешковском районе, недавно был найден владимирскими поисковиками
16 Июля 2013, 07:13 5412

Рваные гильзы, сплющенная в гармошку дюралевая обшивка, обгоревшие, спекшиеся фрагменты двигателя, куски металлической оплетки и резиновых патрубков, осколки фонарей — вот то, что когда-то было большим американским бомбардировщиком А-20 «Бостон». Самолеты эти Советский Союз получал из США по ленд-лизу. Русские умельцы переделывали их под ночные истребители — габариты бомбардировщика позволяли устанавливать на него довольно громоздкое ламповое радиолокационное оборудование. И даже после этого в самолете умещались четверо человек. Кроме того на борту стояли 4 мощных пулемета. «Бостоны» прикрывали важные объекты на территории страны от ночных налетов «Люфтваффе».

Douglas A-20G-1-DO Havoc, 1943.jpg

Как вспоминают жители поселка Мирный Камешковского района, недалеко от которого произошла трагедия, самолет, летящий на высоте около 4 тысяч метров, вошел в грозовое облако, потом был сильный взрыв. Потом «Бостон» почти вертикально рухнул в лес под деревней Палашкино. Когда местные мальчишки прибежали на место падения, им представилась жуткая картина: пылали три тонны топлива, горели деревья и рвался боекомплект.

IMG_6626.jpg

Трагедия произошла 29 июля 1943 года. В этот день с военного аэродрома города Ряжска Рязанской области, где базировался 173 истребительный полк дальнего действия особого назначения, в учебный полет в небо поднялся самолет с 4 членам экипажа. Управлял самолетом опытный пилот, награжденный орденом «Красной Звезды» - тридцатидвухлетний старлей Константин Медведев. За плечами у него было 34 боевых вылета за линию фронта, в том числе он сражался в небе над Сталинградом. С ним летели два штурмана: лейтенанты Руфим Абоимов и Алексей Прозоров — обоим было около двадцати пяти лет. Четвертым был стрелок-оператор Петр Якименко.

IMG_6645.jpg IMG_6644.jpg

Летели высоко, не ориентируясь на наземные ориентиры — новичок полка штурман Абоимов проходил тренировку. Самолет должен был пролететь до Иваново, развернуться на Орехово-Зуево и вернуться на свой аэродром. Через полчаса связь с самолетом прервалась. А еще через некоторое время в Ряжск сообщили о трагедии под Владимиром.

IMG_6620.jpg

В Палашкино в скором времени прилетела комиссия, место падения было оцеплено и прочесано. Искали скорее всего фрагменты секретной радиолокационной станции, остатки самолета, которые разбросало более чем на полтора километра, и останки членов экипажа. Комиссия в причинах аварии долго разбираться не стала, тем более, что мелкие кусочки, на которые разорвало «Бостон» Медведева, все равно не позволили бы докопаться до истины. ЧП фактически списали на пилота, в документах указали, что Константин Медведев «решил пробить облако, в облаке летчик потерял пространственное положение, самолет развил предельную скорость, при этом создались значительные перегрузки, приведшие к разрушению самолета».


Загрузка плеера


Что касается останков членов экипажа, из документов следует, что комиссии удалось найти лишь отдельные фрагменты тел. Они были похоронены на кладбище села Палашкино. Над могилой поставили памятник, на котором переврали инициалы стрелка Якименко, а вместо штурмана Абоимова указали некого Олейникова. Такая фамилия в списках ряжского 173 истребительного полка вообще не встречается. Со временем эта полузасекреченная история почти забылась, как и место, куда упал «Бостон».

IMG_6652.jpg

Спустя почти 70 лет на сведения об этой могиле в Палашкино на сайте «ОБД Мемориал» наткнулся Евгений Агафонов, командир владимирского поискового отряда «Небо родины». Из списка похороненных Агафонов сделал вывод, что это экипаж какого-то разбившегося самолета. В Центральном Архиве Министерства Обороны он нашел материалы, подтвердившие его версию: аварийный акт, летное задание, выводы комиссии, список потерь 173 истребительного полка, акты вскрытия тел. 

IMG_6468.jpg  IMG_6578.jpg

Теперь нужно было найти место аварии. Весной этого года владимирские поисковики приехали в Камешковский район. Два дня они прочесывали лес, пока не наткнулись на небольшую воронку, где сразу же стали попадаться металлические детали самолета. Оставалось только доказать, что здесь упал именно тот «Бостон», которым управлял Медведев. Поисковикам сопутствовала удача: практически сразу в шурфах были найдены две шильды с двигателей. Номера на них полностью совпали с номерами, указанными в документах на самолет.

Загрузка плеера

В эту субботу несколько поисковых отрядов области еще раз обследовали место падения «Бостона» и произвели раскопки. Из земли были подняты несколько десятков обломков самолета. Часть из них пополнит коллекции камешковского краеведческого музея и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Не исключена была возможность отыскать и останки пилотов, которые комиссия 1943 года могла не заметить.

IMG_6532.jpg

Около места трагедии был поставлен деревянный крест с табличкой, рассказывающей о случившемся здесь 70 лет назад и фотографиями пилота Константина Медведева и штурмана Алексея Прозорова. Следующей задачей для поисковиков будет добиться внесения изменений в учетную карточку воинского захоронения в Палашкино, исправить табличку с именами экипажа «Бостона» на памятнике и отыскать родственников погибших летчиков.

IMG_6631.jpg


Смотрите также
«Я погиб за город Велиж возле Западной Двины»
С 12 по 22 июля в местах боев 332-я Ивановской стрелковой дивизи имени Фрунзе под городом Велиж Смоленской области прошла «Вахта памяти», в которой в 10-й раз приняли участие поисковики из Владимирской области
Два бойца
Останки сразу двух владимирцев, погибших защищая Родину во время Великой Отечественной войны, торжественно перезахоронены 22 июня