Учителя Толпуховской школы Собинского района Владимирской области возмущены реальным положением дел в сельском образовании и тем, какие оптимистичные картины рисует власть. Педагоги утверждают, что в деревенских школах сложилась практически невыносимая ситуация, которую либо не хотят замечать, либо не видят за мишурой победных реляций.
Вот что пишут учителя в обращении к журналистам:
«К Вам обращается коллектив учителей небольшой деревенской школы Собинского района, доведенный до отчаяния своим унизительным положением. Официальные СМИ источают потоки елея, описывая радужное положения современных школ. Ничего, кроме обиды и возмущения, у нас это не вызывает. Мы очень хотели бы привлечь внимание общественности к реальному положению дел в нашем образовании и конкретно в сельских школах».
Деревенские учителя надеются, что ситуацию все-таки можно исправить, если региональная власть перестанет отгораживаться от проблемы обезличенными статистическими данными и посмотрит правде жизни в глаза. Педагоги обращаются напрямую к губернатору Владимирской области Светлане Орловой. Приводим текст открытого письма полностью.
Губернатору Владимирской области
Орловой Светлане Юрьевне,
Копия: Главе департамента образования администрации Владимирской области
Беляевой Ольге Александровне
Копия: СМИ Владимирской области
от педагогов МБОУ «Толпуховская СОШ»
Собинского района Владимирской области.
Уважаемая Светлана Юрьевна,
Уважаемая Ольга Александровна.
Просим расценить это письмо как крик души доведенных до отчаяния представителей сельской интеллигенции.
Прекрасно осознавая, в какое непростое для нашей страны время мы живем, мы все же вынуждены обратиться к вам, чтобы обрисовать картину своего катастрофического положения, в надежде на поддержку и помощь.
На фоне радужных рапортов о состоянии образования и положении его работников, на фоне теплых поздравлений с Днем учителя, истинная ситуация не вызывает в нас ничего кроме чувства страха, беспомощности и унижения.
Учителя сельской школы сегодня поставлены на грань выживания в прямом смысле слова нищенской зарплатой.
Думаем, ни для кого не секрет, что в педагогику идут не за большими деньгами. Наш оклад рассчитывается исходя из позорно низкой базовой ставки, не дотягивающей даже до современного МРОТ. Мизерность этой суммы компенсируют многочисленные доплаты (за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и т. д.) и премиальные. С учетом льгот по коммунальным услугам этого нам хватало, чтобы существовать в условиях скромного деревенского быта.
Но с апреля 2014 года мы были лишены даже этой финансовой подпорки.
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 30 октября 2013 года №1215 нашу школу перевели на подушевое финансирование, что существенно сократило фонд оплаты труда и поставило администрацию перед необходимостью аннулировать все прежние приказы о доплатах.
И хотя доплаты частично пообещали вернуть с наступлением нового календарного года (фактически не раньше февраля 2015), уже сейчас всем нам очевидно, что дожить до этого светлого дня нам будет крайне непросто. Да и в дальнейшем надеяться на существенное облегчение школе, где обучаются всего 124 ребенка, 9 классов без параллелей, в рамках современных нормативов не приходится.
Сегодня средняя зарплата среди наших педагогов - 14 тысяч. Сумма зависит от квалификации и нагрузки, которая в условиях сельской школы крайне ограничена.
Всего несколько цифр из наших платежек:
- учитель высшей квалификационной категории при нагрузке в 21 час – 14,5 тысяч рублей;
- учитель первой квалификационной категории при нагрузке в 20 часов, включая предметы разного профиля – 13,1 тысяч рублей;
- молодой специалист (многодетная мать!) при нагрузке в 18 часов – 9, 1 тысяч рублей, включая временную доплату в размере 1 тысячи рублей.
И никаких стимулирующих при самой качественной и самоотверженной работе и при самых весомых достижениях! Добавьте к этому объективную невозможность для учителя найти дополнительный заработок в деревне.
В итоге, вместо того чтобы думать о профессиональных обязанностях, люди с высшим образованием ежедневно решают унизительную задачу: как прожить месяц на 8-12 тысяч рублей, как обеспечить достойную жизнь своим детям, школьникам и студентам, как покупать медикаменты и оплачивать лечение, как поддерживать свой профессиональный рост, поскольку методическая литература и командировки сегодня – тяжкое бремя для кошелька.
Но особенно невыносимо чувство унижения и стыда, которое испытывают работники образования, отдавшие школе 20 и более лет жизни, не растратившие любви к своей профессии. Что же говорить о моральном состоянии молодых учителей? В самом тяжелом положении оказались педагоги-мужчины, вынужденные увольняться, поскольку сейчас совмещать статус сельского учителя и кормильца в семье невозможно при самом горячем желании. Осознание того, что государство оценивает твой труд такой грошовой мерой, заканчивается серьезной переоценкой действительности.
На днях мы узнали о возможном повышении размера базовой ставки с 2015 года. Думаю, вас не удивит тот факт, что никто из нас не испытал по этому поводу какой-то особенной радости. Отдаленность его перспективы не сможет спасти сельского учителя от голодного существования в течение ближайших четырех месяцев. И все мы представляем, что сделает с этим повышением прогрессирующая не по дням, а по часам инфляция.
Должны признать откровенно, более ужасающего положения никто из нас не знал за всю свою профессиональную карьеру. Почти все мы помним задержки по зарплате 90-ых годов, но такое резкое и ощутимое её сокращение на фоне галопирующих цен и тарифов – настоящая катастрофа! Все эти годы мы не накапливали финансовый жирок, но ощущали некоторую заботу власти в виде периодического повышения зарплаты. Никогда еще мы не сталкивались с такой постыдной её деградацией!
Мы знаем, что в подобной ситуации оказались десятки и сотни сельских образовательных учреждений области и страны в целом. Городские школы обеспечены приемлемым финансированием за счет численности учащихся, сельские малокомплектные школы поддержаны особыми доплатами, но школы, подобные нашей, поставлены на грань мучительной голодной смерти.
А между тем наша школа является культурным центром сельского поселения и центральной усадьбы одного из крупнейших в районе сельскохозяйственных предприятий, здесь обучаются дети из пяти населенных пунктов сельской округи. Сегодня, когда с высоких трибун произносится столько красивых слов о необходимости поднимать российское село, о престиже образования, о замечательных инициативах Президента, в частности потребовавшего, чтобы зарплата педагогов соответствовала средней по региону, наше прозябание помимо отчаяния вызывает еще и глубокое возмущение. Возмутительно чувствовать себя «учителем второго сорта» только потому, что количество учеников в твоей школе не укладывается в установленный кем-то норматив.
Учителя – особая категория ответственных бессребреников. Для нас всегда на первом месте интересы детей. Даже сейчас мы продолжаем исправно выполнять функционал, который нам не оплачивают, потому что это – основа нашей работы.
Но складывается ощущение, что чиновники (не забывающие следить за регулярным и основательным повышением своей зарплаты) сознательно пользуются этим нашим особенным качеством. Сегодня они, надеясь на наше безмолвие и терпение, фактически доводят нас до нищеты, ловко используя всевозможные лазейки современного Закона об образовании. Закона, принятие которого несколько лет назад вызвало бурную и неоднозначную реакцию педагогического сообщества. Закона, который уже лишил наших учеников, деревенских детишек из малообеспеченных семей, возможности заниматься в группе продленного дня, вынуждает учителей за свой счет оплачивать необходимую канцелярскую продукцию и картриджи, ремонтировать классные кабинеты и оргтехнику, выполнять функции техперсонала, численность которого сокращена до критического уровня, и замещать вакансии не по профилю.
Мы уверены, что в ответ на это обращение получим в лучшем случае очередную беседу на тему кризисного финансового положения области и страны. Но надежда умирает последней. Сельские школы - сердце и будущее российской деревни, взывают о помощи! Если вы не в состоянии её нам оказать, то, пожалуйста, отражайте в отчетах объективную реальность, а не её среднестатистическую видимость.
Со своей стороны сообщаем, что готовы использовать все доступные нам в рамках закона способы борьбы за свое достоинство, материальное благополучие и любимую работу: обращение в федеральные органы власти и СМИ, пикеты, забастовки.
С уважением,
коллектив МБОУ «Толпуховская СОШ» Собинского района Владимирской области.
10 октября 2014 года.