Вывеска с тремя буквами на в входе в ОДК многих порадовала, многих навела на определенные размышления о предстоящем мероприятии. Аббревиатура КВН в нашем регионе после известных событий в декабре 2011 года на турбазе «Ладога» у некоторых ассоциируется не со студенческой забавой Александра Маслякова, а с манипуляцией народным волеизъявлением.
О том, что голос каждого, конечно же, будет услышан и доведен до губернатора, ведущая слушаний председатель Общественной палаты Наталья Юдина повторила раз двадцать за три с небольшим часа. Столько же раз заявила, что решение еще не принято, что это только «начало разговора», за которым будут эксперименты, заседания рабочей группы и т. д. На вопрос: «А тех мнений, которые уже были высказаны разве недостаточно?», председатель Общественной Палаты ответила, что их голос на слушаниях «будет услышан в очередной раз».
В фойе ОДК журналисты поинтересовались у Юдиной ее мнением о пешеходном центре. Оказалось, что с ним она собирается разобраться только в конце слушаний, после всех выступлений.
Зал ОДК был заполнен едва на треть. Желающих выступить было около 4 десятков, всего на входе зарегистрировалось 242 человека. «Это хороший результат для слушаний», - заявила Юдина. У других участников на этот счет было свое мнение. Гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова с трибуны сказала: «Я предполагала, что будет людей гораздо больше». Когда микрофон пошел по залу, в адрес организаторов посыпались упреки, что мероприятие проходит в будни в рабочее время.
На слушания пришли оба градоначальника. Расположились они, правда, далеко друг от друга. Глава города Сергей Сахаров расположился на первом ряду. Сити-менеджер Андрей Шохин сидел на третьем ряду в окружении Эдуарда и Артёма Маркиных, вице-губернатора Михаила Колкова и главного архитектора Владимира Андрея Быкова. За все три часа, пока не вышел на сцену, казалось, не проронил ни слова. Как он позже скажет, он всех очень внимательно слушал.
Многие пришедшие не скрывали, что очень хотели бы услышать серьезные аргументы «за» «пешеходку». Но как-то так само собой получилось, что голос противников звучал чаще и убедительнее. Посчитали своим долгом в очередной раз выступить с предостережениями две главные музейщицы области.
Светлана Мельникова поделилась с залом новыми соображениями «против» владимирского Арбата. По ее словам, любые новые телодвижения возле Золотых ворот (памятника ЮНЕСКО), должны согласовываться как минимум на федеральном уровне. Мельникова утверждает, что около 65% туристов приезжают во Владимир на личных автомобилях. Их в расчет при проектировке пешеходной зоны никто, похоже, не берет. Никто до сих пор не развеял сомнения Мельниковой, что Большую Московскую можно будет наполнить чем-то действительно интересным и привлекательным.
«Расчеты и обоснования хотелось бы услышать», - обратилась к апологетам владимирского Арбата Мельникова.
Самым ярким спичем, в стиле «нарезания правды-матки», сорвавшим аплодисменты зала, было эмоциональное выступление Алисы Аксеновой. Советник губернатора решительно назвала картинки проекта с лавочками на Большой Московской «нарушением». «Эта картинка меня в тоску ввела», сказала Аксенова. Она усомнилась, что кто-то из вечно спешащих туристов «усядется» на эти лавочки. Кроме этого, она заявила, что власти перегибают, когда рисуют апокалиптические картинки будущих разрушений домов на центральной улице от «мягкоидущих троллейбусов».
А потом Аксенова заговорила о «подставе». Проект с «пешеходкой» она назвала не больше не меньше чьей-то «подставой» смелого и энергичного губернатора.
«И ведь подстава, самая настоящая подстава, как было со створками Золотых Ворот. Ко мне подходят и говорят: Алиса Ивановна, что это? Да отстаньте вы, это ей подсказали не так!!! Так и тут!».
Многие в зале задумались: последует ли за этим поиск и наказание авторов «подставы» и аккуратное сворачивание вызвавшего широкий резонанс проекта.
Кроме этого, Алиса Ивановна призвала работников ГАИ не лукавить и честно сказать Орловой о перспективах транспортного коллапса.
Но сотрудники ГИБДД на слушаниях микрофон в руки так и не взяли. Зато чуть ли не впервые высказали свое мнение представители бизнеса с Большой Московской. Уполномоченный по правам предпринимателей Владимирской области Александр Коробушин сказал, что бизнесмены, торгующие на Большой Московской в основном против проекта, опасаются потерять покупателей. Кроме этого им не очень понятен вопрос с оплатой «всей этой музыки», которая, судя по всему, ляжет на их плечи.
Размышление о потерях продолжил бывший сенатор и бывший директор троллейбусного парка Евгений Ильюшкин. По его мнению, «пешеходка» принесёт потери не только предпринимателям, но и городскому бюджету и транспортным предприятиям. Взамен люди получат массу проблем с транспортом, все начнут тотально опаздывать, ездить с пересадками. «Трогать центр нельзя однозначно», - сказал Ильюшкин. И предрек: «последствия могут быть плачевными».
Плачевными будут последствия для улиц Мира и Горького, - продолжил дорожную тему бывший главный архитектор области Евгений Бирюков, где с перекрытием центра трафик автомобилей должен возрасти на 30%. «Это реальный коллапс», - сказал Бирюков. Нарушением исторической правды назвал он то, что Большая Московская из главной оси города превратится в «два тупиковых куска».
Выступления с предостережениями и сомнениями изредка разбавлялись выступлениями, которые пытались эти сомнения развеять. Главный архитектор Владимира Андрей Быков попытался донести до людей, что идея пешеходной зоны идет в ногу с идеями действующего владимирского генплана. Из его слов можно было понять, что Владимир когда-то в будущем ждет целое созвездие пешеходных улиц, включая Большую Московскую, частично Георгиевскую, частично Девическую.
За «пешеходку» выступил и Эдуард Маркин. О нем пришедшие на слушания узнали много нового, в частности, что маэстро считает себя градостроителем, архитектором-любителем, создателем первой пешеходной зоны в районе бывшей «Старой аптеки», спасателем ряда домов на Большой Московской.
«Говорим о каком-то транспорте, какая-то тетя, которая спрашивает как ехать!!! Гибнет город», - считает Маркин, и заявляет, что центр нужно полностью избавить от транспорта. «Троллейбусы мягкие – это смешно», - кинул маэстро камень в огород Алисы Аксеновой.
Поддержала владимирский Арбат и член Общественной палаты области Алиса Бирюкова. Она считает, что создание «пешеходки» может наконец подтолкнуть власти к решению проблемы с Лыбедской магистралью, которую никак не построят уже лет 30. Логика такая, что когда наступит в городе транспортный коллапс — деваться властям будет некуда и они вынуждены будут довести магистраль до ума. Другие варианты пешеходной зоны для Бирюковой почти не приемлемы. Она считает, что потомки никогда не простят нам битых машинами Золотых Ворот, забывая при этом, что идеологи «пешеходки» транспорт от памятника ЮНЕСКО вовсе не убирают.
Во время этого выступления из зала начали доноситься замечания, и возгласы народного негодования. Люди потребовали читать записки и пустить в зал микрофон. Дошло даже до упреков в адрес губернатора.
Владимирец Олег Антощук вышел на сцену, извинился за не очень строгий костюм (он был в шортах) и заявил, что губернатору не мешало бы выполнить другие свои обещания, в частности отремонтировать дороги, а потом уже браться за «катастрофически опасное новое дело». Почему глава региона взялась за опасное дело пришлось отвечать вице-губернатору Михаилу Колкову:
«Решение — это не изолированное решение: что вот сейчас берем и перекрываем Большую Московскую. Эта позиция хороша тем, что она как никакое другое решение подтолкнуло к серьезному разговору об инфраструктурных проблемах города. О том, что коллапс транспортный — он произойдет и без Большой Московской, а естественным путем, потому что увеличиваются транспортные потоки. Надо создавать серьезную инфраструктуру современного Владимира», - заявил Колков.
После этого Наталье Юдиной пришлось спуститься в зал и вручать микрофон желающим высказать свое мнение. Участники слушаний, кроме некоторых миролюбивых молодых людей, близких к Белому Дому, радующихся перспективе заняться гимнастикой на пешеходной главной улице, пытались высказывать свои аргументы против перекрытия Большой Московской. Они рекомендовали городским властям привести в порядок другие уже имеющиеся пешеходные зоны около Дмитриевского собора, обустроить парки и скверы.
Владимирец Сергей Спиридонов заявил, что он «удручен обманом наших руководителей». Он вопрошал: «Вы подумали о жителях, когда меняли дорожные знаки? Вы развалите троллейбусный парк. Что вы творите! Экологически чистый транспорт!». «Контактная сеть стоит очень дорого, ее назад никто не повесить», - поддержала его другая женщина.
Тут в дискуссию вступился первый заместитель губернатора Алексей Марченко. «Никто ему не позволит снять контактные сети и закрыть троллейбусное сообщение», - заявил он, имея в виду главу администрации города Андрея Шохина. Как и Колков, Марченко попытался убедить всех, что вопрос всё ещё находится на стадии обсуждения.
Владимирец Денис Привезенцев заявил, что такие встряски и взрывы «от Орловой» городу не нужны, а нужно «налаживание жизни». Он предложил прекратить всякие разговоры о перекрытии Большой Московской, прекратить вешать новые дорожные знаки, вместо этого систематически вкладывать средства в реконструкцию центральной улицы. Городским властям досталось от горожанина Константина. Он заявил, что власти города втягивают город в авантюру, «последствия которой сами не представляют». В это время с другого конца зала послышались крики: «В отставку!». Некоторые высказались в том ключе, что если до слушаний они сомневались, нужна ли городу такая пешеходная зона, то после слушаний они стали однозначно «против».
Дошло до скандала, ведущую Наталью Юдину обвинили в том, что она не дает людям высказаться и в сарказме по отношению к спикерам.
В конце концов слово предоставили отцам города. Сахаров и Шохин поднимались на сцену под крики из зала «в отставку». Мэр заявил, что в проекте он видит скорее больше минусов, чем плюсов. Он же озвучил новую сумму, которую придется выложить за «пешеходку». Если до этого фигурировала цифра в 100 миллионов, то теперь она увеличилась до 270 миллионов.
Сити-менеджер не пояснил, откуда он собирается взять такие деньги. Зато заявил, что установка новых дорожных знаков на Никольских и Никитских с грядущим созданием пешеходной зоны на Большой Московской никак не связана. Кроме этого, из его выступления, прошедшего под непрекращающиеся крики из зала, можно было сделать вывод, что от идеи провести эксперимент 2 и 3 мая город не откажется.