10 декабря жители микрорайона Лесной, что в нескольких километрах от посёлка Боголюбово, инициировали встречу с представителями администрации города Владимира и транспортной компании АДМ. Горожане решили лично высказать своё отношение к новому перевозчику, который уже месяц обслуживает единственный прямой маршрут до областного центра – №18с. Как выяснилось в ходе встречи, претензий оказалось куда больше, чем положительных отзывов. Зебра ТВ следила за тем, как жители Лесного отстаивали старые немецкие автобусы MAN и пытались избавиться от новых «Волгабасов».
***
— Сейчас я перехожу к важному вопросу, который у нас сложился на сегодняшний день. Это обслуживание нас транспортом, нашим автобусом 18с, – открыла встречу глава микрорайона Лесной Валентина Селифанова после короткого брифинга об антитеррористической безопасности и угрозе мошенников. – У нас сегодня на собрания присутствует депутат горсовета Толбухин Николай Юрьевич, которого мы с вами совсем недавно выбрали, и начальник отдела транспорта и связи администрации города Владимира Иванов Юрий Михайлович.
Негромкие и непродолжительные аплодисменты.
— Уже месяц, как у вас сменился перевозчик, – на выдохе начал Юрий Иванов. – Если раньше вас обслуживал ООО «ПОАТиС», то с 14 ноября вас уже обслуживает ООО «АДМ». Сегодня присутствует заместитель генерального директора Орехов Олег Сергеевич и начальник службы эксплуатации Путилин Олег Степанович. Вот хотелось бы послушать результаты их работы из ваших уст, и если есть какие-то предложения по расписанию, по графику движения... но только чтобы не повторяться. Если есть какая-то проблема, мы выслушаем, всё запишем. По одному, пожалуйста.
Первой слово взяла Татьяна Егорова, живущая в Лесном почти 38 лет. Она заранее извинилась, что будет читать по бумажке, и достала сложенный вчетверо листок формата А3. Остальные участники встречи – около 50 человек – разом замолчали. Егорова поблагодарила гостей за возможность лично высказать, «что же мы действительно за месяц ощутили по работе этого нового автобуса, который называется „Волгобус“».
На перечисление замечаний ушло не менее 20 минут. Для начала Егорова буквально по винтикам разобрала особенности конструкции новых машин. Автобусы АДМ в сравнении со старыми MAN куда менее вместительные. Салон «Волгабасов» разделён высокими и узкими ступенями, что создаёт опасность при движении. Передние кресла за кабиной водителя расположены «на подиуме, высота которого выше высоты шага человека».
Пять сидений в конце салона, «которые находятся на пьедестале со ступенями», вызвали у жительницы микрорайона Лесной особые эмоции. По словам Егоровой, всю поездку её не покидало ощущение, что она «нырнёт как рыбка в переднюю часть салона». Вертикальные поручни расположены только у входных дверей и в районе средней площадки, поэтому пассажирам, особенно невысоким, не за что держатся. До горизонтальные поручней женщина не смогла, по её словам, достать даже в прыжке.
— Ощущается запах газа, – подчеркнула Татьяна Егорова. – Разболелась и закружилась голова, появилось чувство тошноты. Но я с заболеванием, может быть, это только моё ощущение...
Выступавшей не дали договорить – первые ряды наперебой загалдели «Нет, нет, ощущается, ощущается» и «Я тоже вчера ехала, всё то же самое было». Юрий Иванов и представители АДМ молчали.
В какой-то момент даже показалось, что жители хорошо кем-то подготовлены. Егорову обеспокоило движение «Волгабасов» в зимний период. По сведениям женщины, при использовании газа образуется конденсат, и это может стать причиной непредвиденной остановки машины. «Не будет ли он замерзать? А замерзать он будет, конденсат – это вода, – со знанием дела произнесла Егорова. – MANам же мороз не страшен, потому что они используют дизельное топливо. Поэтому вся техника в Заполярье работает на соляре».
В общей массе претензий Егорова упомянула и про возможное ограничение льготных поездок, и про претензии к движению автобусов в часы пик. Женщина в качестве решения проблемы предложила пустить дополнительный коммерческий рейс из Лесного по укороченному маршруту, чтобы быстрее собирать пассажиров и доставлять их до мест работы или учёбы.
Несмотря на явное предпочтение старых немецких автобусов, прежнему перевозчику – компании ПОАТиС – тоже досталось от Егоровой, хоть и не так сильно. Старожил микрорайона Лесной пожаловалось на почти «социалистические» соревнования между автобусами двух транспортных предприятий. Несмотря на то, что фирма Александра Тимофеева проиграла 18-й маршрут, от его обслуживания она не отказалась. В результате весь месяц жители Лесного наблюдают за гонками двух перевозчиков.
— Начала отслеживать в течение двух последних недель, как идут автобусы, начиная с семи часов (утра). Без десяти семь на нашей остановке, на той стороне, скапливаются три автобуса: один MAN и два «Волгобуса», как мы их в народе прозвали, «зажигалки», стоят, сверкают огнями в салоне. Получается какая ситуация. MAN придерживается основного расписания, и «Волгобус» его выжидает. Они выжидают, когда MAN подойдёт к остановке, загрузит пассажиров – а пассажиров туда тьма садится, потому что они удобнее. А «Волгобусы» не дают достоять, подъезжают к нему и толкают, уезжай, мол. MAN уехал, подъехал «Волгобус», постоял три минуты от силы и погнал. Село в него, ну, пять-семь человек. А второй «Волгобус» уже подъезжает, дышит первому в спину. Постоит от силы минуты три, и тоже рвёт когти. А за ними уже подъезжает Пенкинский автобус. Четыре автобуса за 15 минут! Дальше начинается мёртвый сезон, – возмущалась Татьяна Егорова.
— Да, разберитесь с расписанием! – выкрикнул кто-то из зала. Гам начал нарастать.
— Давайте по одному, под одному! – успокаивал собравшихся Юрий Иванов. Помогло.
— У меня к вам большая просьба, продумайте этот вопрос, – продолжила Татьяна Егорова, когда люди успокоились. – Ну не заставляйте вы население посёлка выживать, нас уж и так практически уничтожили. И я имею ввиду сейчас даже не только население посёлка, а вообще просто население в стране уничтожается, именно старшее поколение. Дайте вы нам возможность дожить хотя бы лет до 70-и, мы же в больницы ездим анализы сдавать, за талонами к узким специалистам. Ну почему мы должны руки-ноги ломать на этом «Волгобусе»?! Ну почему вы нас уничтожаете?! Почему вы не хотите, чтобы мы хоть маленечко пожили, нормально, по-человечески?! Либо нам MAN оставьте, либо пусть остаётся эта компания-перевозчик (АДМ – ред.), но пустите нормальные автобусы к нам. Нельзя на такие расстояния пускать такой чудной автобус. Он чудной! В нём ездить-то нельзя, только если переспать или пересидеть какое-то время! Чё у нас за экологию бороться, у нас и так воздух свежий!
Начальник отдела транспорта Иванов начал отвечать, но его прервали громкие аплодисменты в адрес выступавшей женщины.
— Так, подождите, – взял слово куратор городского транспорта после того, как овация стихла. – Мы здесь собрались не для того, чтобы обсуждать конструктивные особенности данных транспортных средств...
Иванова снова прервали; на этот раз – возмущённые крики «Почему?» и «Верните MANы!».
— Эти транспортные средства сертифицированы! – пытался усмирить жителей Лесного Юрий Иванов. – Сегодня встречались с Бакулиным (генеральным директором компании «Бакулин Моторс Групп», выпускающей автобусы «Волгабас» – ред.), и все ваши замечания мы ему передадим. У нас все транспортные средства проходят проверку.
Далее представитель мэрии Владимира достаточно быстро парировал все претензии. Автобусы нормально переживают зиму – такой опыт есть с «Волгабасами», которые обслуживают сейчас 24-й автобусный маршрут. Иванов обещал продумать вопрос с созданием дополнительного маршрута, предварительно попросив оформить предложение в письменном виде.
А начальник службы эксплуатация АДМ Олег Путилин заверил жителей, что таблички с расписанием движения появятся во всех автобусах на конечной остановке до ближайшего понедельника. Иванов также добавил на всякий случай, что если раньше ПОАТиС обслуживал маршрут шестью автобусами, то новый перевозчик выпускает ни линию восемь машин.
— Насчёт толкания с ПОАТиСом. К сожалению, мы не имеем возможности как-то физически или другими способами на него воздействовать. Мы работаем на этом маршруте, который мы заключили с администрацией города. По утверждённому расписанию. И наши автобусы стараются этого расписания придерживаться. То есть, если автобус подъезжает к остановке и выталкивает ПОАТиС, он не выталкивает ПОАТиС, он к расписанию подходит ко времени отправления. Он максимально ждал за автобусом, который стоял на остановке. Если автобусу нужно отправлять, а на остановке стоит другой – хочешь-не хочешь ему нужно что-то делать, не разворачиваться же и уезжать без пассажиров. Поймите, нам это тоже особого удовольствия не доставляет, – спокойной пояснил заместитель генерального директора АДМ Олег Орехов.
— Так оставили бы их (автобусы MAN – ред.)! – хором отвечали жители.
— У нас был конкурс, конкурс выиграло ООО «АДМ», – попытался разъяснить ситуация Юрий Иванов.
— А почему не люди-то?! И что это за игры вообще?! А если бы лошади выиграли?! – громко возмутилась женщина с заднего ряда, стараясь перекричать своих соседей по посёлку.
Пришедшие на встречу люди чуть-чуть успокоились, когда вперёд подалась одна из жительниц Лесного.
— Женщина выступала и пыталась донести до вас простую мысль: почему вы ухудшили наши условия проезда. Она рассказывала, какие удобные MANы не потому, что она старалась вас как-то опорочить, она просто пыталась сказать, что людям было удобно. Почему вы допустили к конкурсу перевозчика, у которого менее удобные транспортные средства? – спросила активистка.
— Подождите, чем они менее удобные? – искренне удивился Юрий Иванов, чем вызвал новую порцию негодования со стороны собравшихся.
Недовольство прекратилось через пару минут, после чего женщина снова взяла слово. Её спич касался персонала АДМ. Женщина называла поведения экипажей автобусов откровенно хамским, приводила примеры грубости кондукторов и профнепригодности водителей. Билетёры выглядят неаккуратно, грубят, слушают музыку в наушниках и не отвечают на вопросы. Водители едут очень медленно, «будто боятся трассы», и очень резко тормозят на светофорах, отчего люди в салоне падают, иногда с неприятными последствиями.
— Я сама когда ходила на костылях после операции, ехала из больницы... я его «козёл» называю, прости, что по-русски выражаюсь, – вмешалась в выступление Татьяна Егорова.
— Кого? – живо поинтересовался начальник службы эксплуатации АДМ Олег Путилин.
— Водителя! Я стояла у передней двери, он мне её не открыл, и возле него стояла – тоже не открыл! – разъяснила Егорова
— Правильно назвали, – согласился представитель компании-перевозчика.
— А кондуктор? Есть тут одна, я её видеть не могу! Когда увижу, прямо так и хочется дать по морде! Она, кстати, из Тимофеевских, – продолжала жительница. – И они ещё нас называют сволочи, бараны, козлы лесные. Да вы сами козлы, я им всегда говорю!
Путилин всё записал себе в блокнот и пообещал принять меры.
— Водители будут наказаны, однозначно. Зарплата у них немаленькая, и они будут наказаны рублём за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, – заверил собравшихся представитель АДМ. – У нас водители и кондуктора работают не на выручку. Они работают на соблюдение правил дорожного движения, на безопасные перевозки пассажиров. Им категорически запрещено гоняться, подсекать кого-то, тормозить где-то. У них зарплата (зависит) не от того, сколько они выручки привезут, АДМ идёт на это, а от того, чтобы культурно обслуживать пассажиров. Я не хочу, чтобы получилось как вчера (9 декабря – ред.) на дамбе во Владимире, когда автобус сгрёб два автомобиля впереди. Там был лихой гонщик один, сегодня (10 декабря – ред.) мы с ним расстались. Нам этого не надо.
Олег Путилин пообещал уже к 11 декабря усовершенствовать систему ГЛОНАСС, установленную на предприятии, причём конкретно под маршрут №18с, чтобы диспетчеры могли оперативно фиксировать все нарушения графиков. «Бинго!», – тихо произнёс кто-то на задних рядах. Чуть позже, когда слово впервые за всё собрание возьмёт депутат Николай Толбухин, прозвучит идея установки в салонах автобусов видеорегистраторов, чтобы не менее оперативно реагировать на падения жителей и наказывать провинившийся персонал.
Жители Лесного, тем не менее, не успокоились. Снова поднялся шум, каждый норовил донести свои мысли по поводу транспортного обслуживания микрорайона. Самым популярным требованием было возвращение на маршруты дизельных MANов, хотя в общем гуле различались и фразы вроде «Продумайте расписание!», «Что за хамские кондукторы!» и даже «Надо выходить на Путина, он всё решит». Начальник отдела транспорта Юрий Иванов пытался утихомирить галдёж, интересуясь, есть ли у горожан ещё какие-либо конкретные вопросы. Гул прекратился, когда Путилин неаккуратно сказал, что «летом беда будет».
— Это караул будет, на ваших «зажигалках»! – мигом отреагировали жители.
— Ну, давайте не будем называть их «зажигалками», они, тьфу-тьфу, слава Богу, пока ещё... – ответил представитель АДМ.
— ...не горят, – с улыбкой закончил фразу Юрий Иванов.
— Оставьте их себе, – посоветовали жители.
— Мы их себе не оставим, мы купим другие. А их мы оставим тому, кто их сделал, – заявил Путилин. – На этот рынок мы пришли надолго и серьёзно, во Владимир на перевозки. Руководство сейчас продумывает вопрос по приобретению дополнительных транспортных средств. Конечно, не «Волгабасов». И эти маршруты, которые отдалённые... с приобретением автобусов другого класса, вот на такие маршруты мы будем выставлять автобусы более удобные. Я понимаю, что такое «Волгабас». Я его эксплуатирую, я вижу, что он из себя представляет. Я езжу на нём, конечно, неудобно, я это не отрицаю.
— Так зачем тогда нам такие предлагают? Вы скажите отделу транспорта, а от они не в курсе, уверяют нас, что автобусы нормальные, – изумились жители.
— Да почему не в курсе? Если наше государство выпускает такие автобусы, мы-то здесь причём? – парировал начальник службы эксплуатация АДМ.
— Не покупайте! – был совет от жителей.
— Ну, купили, ну что же теперь делать? – пожал плечами Путилин. – Ещё раз повторю: мы серьёзно вошли на этот рынок и постараемся на нём удержаться, но и чтобы вам было удобно.
— Вы нас не слышите! – вскипела женщина, сидевшая где-то поодаль от гостей.
— Да почему не слышим! Мы услышали, автобусы неудобные! – вспылил Путилин.
— Нет, не слышите! – настаивала женщина. – Мы сейчас переливаем из пустого в порожнее! Вы расписание поменяете, вы, там, накажете водителей, но вы не понимаете, что автобусы эти неудобные!
— Да завтра же не будет здесь других автобусов, – попытался понизить градус Путилин. За что получил порцию саркастических аплодисментов.
После непродолжительных дебатов Юрий Иванов закончил встречу; жители этому особо не противились. Однако каждый норовил подойти к гостям лично и спросить о чём-нибудь своём. Молодая мама поинтересовалась у начальника отдела транспорта, как будут ходить автобусы в новогодние праздники, в частности утром 1 января. «По расписанию», – заверил её чиновник.
— Так всё-таки, замечания жителей учтёте, к какому-то общему знаменателю пришли? – перехватил я Юрия Иванова после встречи.
— Не, тут надо понимать, что мы не можем вмешиваться в конструктивные особенности транспортного средства. Я думаю, что, например, поручни сделаны по какому-то сертификату.
— А по поводу расписания?
— По поводу расписания ещё раз говорю. Вот сейчас встаёт один человек и говорит: «Мне надо в 5:40». А другой говорит: «Нет, в 5:50». Помню, мы как-то поменяли расписание, кажется, в Шепелёво, и сразу же пришёл вал гневных писем. Поэтому я и сказал главе местного поселкового совета, чтобы она всё этот обобщила. Если это будет коллективное мнение, что надо в 5:40... – ответил Иванов.
— Мы не хотим обращаться к нашей главе, мы сами напишем, – включилась в разговор Татьяна Егорова.
— Нет, так не надо, здесь должно быть коллективное мнение через главу поселкового совета, – ещё раз разъяснил Иванов.
— И всё-таки, вот мы слышали столько претензий к конструкции «Волгабасов», почему именно их перевозчики закупают? – допытывался я у начальника отдела транспорта.
— Смотрите. Чтобы было понятно. Мы, когда конкурс начался, мы всем перевозчикам сказали: «Смотрите, есть документация, закупайте газовые автобусы». Я знаю, что приезжали с минского автозавода, приезжали с Ликино-Дулёво, изучали здесь спрос. Но мы-то эксплуатируем. Это вопрос к перевозчикам, к их учредителям, если им было выгодно закупить «Волгабасы», значит им было выгодно; у нас же не прописано в конкурсной документации, что должна быть определённая марка.
С таким же вопросом я подошёл к начальнику службы эксплуатации АДМ Олег Путилину. Выяснив, что я представляю Зебра ТВ, он вежливо попросил выключить диктофон, однако даже не для записи не смог чётко пояснить, почему закупаются именно «Волгабасы», почему так часто у них возникают поломки, и другие актуальные вещи. Напоследок, Путилин поинтересовался, почему мы не рассказываем про поломки автобусов «БигАвтоТранс» и ПОАТиС, попросил написать «правильный текст» и покинул зал.