Сначала — о том, что такое слоуфуд организационно. Это общественное движение итальянского происхождения, эко-гастрономическое НКО, зародилось в 1986 году и достаточно быстро распространилось по миру. Сегодня слоуфуд как явление есть в 170 странах, его приверженцами считаются более 100 тысяч человек. В России на данный момент 14 конвивиумов — то есть таких «первичек», конвивиум в переводе — застольное общество. И действительно, адепты слоуфуда всегда собираются за столом и вкушают любимую ими натуральную пищу. Разумеется, медленно.
Теперь об идеологии. Считать, что слоуфуд всего лишь противостоит фастфуду, то есть заведениям быстрого питания сомнительного качества, было бы неверно. Суздальские поклонники движения, объединенные в конвивиум «Суздаль-Нива», завели пришедших на пресс-конференцию журналистов в такие культурологические дебри, что стало ясно — думать, что слоуфуд — это всего лишь движение за здоровое питание, по меньшей мере наивно. Там все серьезнее.
В общем, по идее приверженцев слоуфуда, еда должна быть чистой — без добавок, ГМО и прочей химии, честной — не накрученной по цене переработчиком и продавцом, и вкусной — насыщенной тем вкусом, что дала продукту природа-матушка, а не химики-изобретатели. В основе идеологии движения — борьба за сохранение святой для адептов слоуфуда триады понятий:
1. Сохранение пород, семян, видов — ДНК всего живого и растущего, что веками растили, холили и лелеяли наши предки.
2. Сохранение традиций приготовления еды. «В Италии вин 2 тысячи марок, сыров около 100, а у нас — по пальцам пересчитать». По мнению слоуфудистов, национальные гастрономические традиции — это наше все.
3. Сохранение природно-исторических ландшафтов. Эта часть триады идеологии слоуфуда, на взгляд скептически настроенного обывателя, наиболее спорная. «Нельзя вырастить хорошее питание на свалке». В создании еды эстетические переживания не менее важны, чем гастрономические. Ну и главное, антиглобалистское: человек должен употреблять в пищу то, что выросло в радиусе 100 км от него. Потому что «существует тонкий план построения вселенной, мы все имеем биополя, отличающиеся как отпечатки пальцев». В общем, вселенную нельзя разрушать подкрашенной говядиной из Австралии, купленной в супермаркете и бездумно употребленной во вред собственному биополю!
Они пытаются остановить прогресс? - задастся вопросом наблюдатель, впервые столкнувшийся с идеологией слоуфуда. Не «дон кихоты» ли вы, вставшие на путь борьбы с ветряными мельницами? Может ли горстка адептов здорового питания повлиять на ход развития цивилизации, уже принявшей и полюбившей искусственно созданные продукты «со вкусом краба» и «на основе молока»?
Думается, с вышесказанным согласилось бы немало жителей России. Многие знают о движении слоуфуд? Вряд ли. Мы не занимаемся политикой, говорит лидер конвивиума «Суздаль-Нива», истовый борец за сохранение владимирской породы гусей Павел Девятов. А чтобы быть более заметными в обществе, российским слоуфудистам надо объединиться. 14 конвивиумов разобщены, головная контора — в Италии. Чтобы объединиться, нужно регистрироваться как НКО, а это и деньги, и перспектива навлечь на себя гнев властьимущих, который может вылиться в статус «иностранный агент»...
Из конкретики. Слоуфуд уже устал напоминать о том, что в России до сих пор нет закона об экологически чистых продуктах питания, определяющего стандарты для того, чтобы продукты могли именоваться экологически чистыми. Говорят, разработанный законопроект застрял в Минсельхозе еще при Скрынник.
Ну и о местном, владимирском. Нетрудно догадаться, что суздальский конвивиум слоуфуд в восторге от врио Орловой. «Покупай владимирское» - это их тема. Властный велосипед, раскатывающий по улочкам жемчужины России, видимо, тоже.