Регистрация / Вход Пт, 09 декабря 2016, 20:18

Нужны ли в пешеходной зоне скульптуры и велодорожки?

Владимирские общественники-урбанисты считают, что проект пешеходной зоны во Владимире должен быть доработан и выставлен на широкое обсуждение горожан
2 Июля 2015, 13:57 29 3483

26 июня мэрия Владимира объявила конкурс на выполнение первого этапа строительства пешеходной зоны по улицам Георгиевской и Девической. На разборку старого асфальта, укладку брусчатки, устройство нового освещения и строительство двух смотровых площадок предполагается потратить чуть меньше 20 миллионов рублей.

Власти города, судя по всему, настроены решительно. Подрядчик должен быть определен уже 17 июля. На выполнение всех работ у него будет всего 30 дней со дня подписания контракта. То есть, теоретически уже в конце лета улица Георгиевская должна обрести черты пешеходной зоны.

slushaniya.jpg

Работы будут проводится согласно проекту, выполненному архитектурной мастерской «Проект-строй», прошедшему общественные слушания 15 мая этого года. При обсуждении проекта у многих сложилось впечатление, что он сырой и сделан на скорую руку.

8 июня участники волонтерского проекта «Владимир. Город для людей», работающие над генерированием идей по улучшению жизненного пространства Владимира, направили свои замечания по эскизному проекту «пешеходки» в мэрию. Они надеются, что их пожелания не останутся незамеченными и проект будет доработан.

b5257f1a

В частности, урбанисты считают, что проектировщики не очень тщательно подошли к вопросам зонирования «пешеходки», ее стилистического единства, безопасности пешеходов, водоотведения. Кроме того, активисты проекта «Владимир. Город для людей» усомнились в необходимости установки на Георгиевской и Девической улиц скульптур городских обывателей 19 века, которыми изобилуют пешеходные улицы других городов, и в устройстве на них велодорожек, ведущих «из ниоткуда в никуда».

Урбанисты попросили власти города рассмотреть вопрос привлечения к обсуждению завершенного проекта пешеходной зоны ведущих архитекторов Владимирской области, проектировщиков из других регионов, имеющих опыт создания таких объектов, и предложили опубликовать готовую проектную документацию на официальном сайте администрации с целью ознакомления с ней общественности.

c388bf32
Активисты выразили надежду, что во Владимире со временем появятся и другие пешеходные зоны. Поэтому они рекомендуют мэрии разработать и утвердить Концепцию формирования пешеходных зон города. Этот документ, по их мнению, может уберечь столицу Владимирской области от ошибок проектировщиков и строителей.

Вот полный текст с замечаниями и пожеланиями урбанистов, относительно пешеходной зоны на Георгиевской и Девической, размещенный в блоге «Владимир. Город для людей» (фото также из блога):

"Две улицы - одна концепция, единое пространство

Судя по презентациям, показанных на слушаниях 14 мая, пешеходная зона рассматривается проектировщиками как два отдельных, не согласованных и не соединенных между собой участка (Георгиевская - отдельно, Девическая - отдельно). Единственное, что их объединяет на данном этапе - мощение брусчаткой. Хотя, нам кажется, что пешеходная зона на всем своем протяжении должна расцениваться как единое городское пространство - социальное и архитектурное. Хотелось бы, чтобы это учитывали еще на раннем этапе.

Зонирование пешеходной зоны и ее связь с другими городскими площадками

Неотъемлемым этапом проектирования пешеходной зоны является ее зонирование. В этом общегородском пространстве должны быть, например, выделены:

• зона пешеходного транзита,
• зона размещения нестационарных объектов питания и торговли,
• зона массовых мероприятий,
• рекреационная зона,
• зона парковок и остановочных пунктов (в том числе для остановки транспорта с целью разгрузки-погрузки в ночное и утреннее время) и т.п.

Отсутствие такого зонирования не создает рисков на этапе проекта. Но при его реализации может оказаться, что интересы собственников и арендаторов помещений на улицах в границах пешеходной зоны не учтены и что единственные отведенные архитекторами для горожан и туристов на тих улицах занятия - прогулки и сидение на скамеечках, а вот бизнесу здесь места нет.

Также мы считаем очень важным связать проектируемую пешеходную зону, включающую в себя две новых смотровых площадки, со сквером у Спасского храма, двориком Георгиевской церкви, уличным пространством Дома народного творчества и Центра пропаганды изобразительного искусства, а также сквером перед Торговыми рядами. Для каждого из этих пространств еще на этапе проекта могло бы быть найдено предназначение, согласованное с собственниками/арендаторами этих земельных участков и администрацией города (пример: двор ДНТ и ЦПИЗО - уличный вернисаж и ярмарка искусств, сквер у ТР и пространство ПЗ рядом с ним - рекреационная зона и т. п.).

16.jpg

Дизайн-код и технические требования к временным сооружениям

Все во Владимире прекрасно знают, что Девическая улица уже сейчас является улицей торговой, а также местом, где можно вкусно покушать. Георгиевская улица пока отстает от нее в этом отношении, но со временем она наверняка наполнится магазинчиками и кафе - потенциал для этого у нее есть. Все это потребует поддержания городскими властями стилистического единства пешеходной зоны. В связи с этим в проект стоит включить единые требования к оформлению фасадов, информационно-рекламных носителей, временных торговых павильонов, летних и зимних веранд мест общественного питания, уличной мебели. Эти требования должны касаться не только дизайна этих сооружений, но их материалов, конструкции и размеров. Иначе сначала у нас появится пешеходная зона, а потом вот такие колхозные веранды на ней.

CIcBCaKUcAAFkw3 copy.jpg

Безопасность пешеходов как часть проекта пешеходной зоны

Нам показалось странным, что при обсуждении вопросов транспортного обслуживания в границах пешеходной зоны на слушаниях, совершенно не поднимался вопрос о безопасности пешеходов. Между тем владимирская пешеходная зона пересекает несколько улиц с движением транспорта. Логично было бы уже в проекте предусмотреть организацию пешеходных переходов через улицы Большую Московскую, 1-ю и 2-ю Никольские с поднятием части дорожного полотна до уровня тротуара (для снижения скорости автомобилей и комфорта пешеходов), организацией островка безопасности на пересечении пешеходной зоны с улицей Большой Московской, сужением дороги в месте перехода пешеходов на улице 1-й и 2-й Никольских (с тем, чтобы избежать парковки в нарушение ПДД). Мы уже предлагали следующие схемы организации переходов.

perefod_Moskovsk.jpg

perehod1Nikolsk.jpg

perehod2Nikolsk.jpg

Велодорожка в пешеходной зоне - а нужна ли она?

Под большим вопросом для нас оказалась необходимость организации в этом пространстве велодорожки. Во-первых, нам представляется спорным размещение велосипедного маршрута, ведущего из ниоткуда в никуда (в городе нет сети велодорожек, поэтому велосипедист начинающий свой путь на велодорожке, проходящей по пешеходной зоне, будет иметь очень короткий и даже не закольцованный маршрут). Во-вторых, размещение велосипедной дорожки будет означать, что велосипедисты на достаточно компактном пространстве будут иметь право перемещаться со скоростью до 30 км час, что несколько противоречит изначальному замыслу пешеходной зоны, создающейся, как нам кажется, для отдыха, встреч в кафе, покупок и развлечений.

Интересно, что и в техзадании на выполнение проектных работ по объекту «Пешеходная зона в районе ул. Георгиевской, ул. Девической в г. Владимире», требования спроектировать велодорожку не значилось, в связи с чем мы бы предложили сделать на улицах Георгиевской и Девической улицу совместного пользования с ограничением скорости велотранспорта.

Чтоб не плыть по пешеходке

Примечательно, что в техническом задании на проект пешеходной зоны не было требований по площади влагопоглощающих покрытий, необходимости проектирования стоков и ливневок для оттока воды в случае дождя, снеготаяния и т. п. Считаем необходимым предусмотреть в проекте схему сети водоотведения на этих улицах, а также проработать с проектировщиками вопрос выбора водопроницаемых материалов для дорожного покрытия пешеходной зоны.

Пешеходная зона должна быть зеленой

С учетом имеющегося у Владимира негативного опыта по благоустройству парков, скверов, улиц, когда немногочисленные зеленые насаждения оказывались закованными в асфальт или плитку, мы попросили обратить особое внимание на площадь озеленения пешеходной зоны, а также на пространство для полива зеленых насаждений. Не хочется, чтобы вновь создаваемая ПЗ пополнила список городских территорий, превращенных в каменные джунгли.

Скульптуры коз и собачек - зачем?

Большое удивление у нас вызвали малые скульптурные формы, которые планируется разместить по всей пешеходной зоне. Такие скульптуры есть во многих региональных центрах (в Нижнем Новгороде, Казани, Архангельске, скульптура в пешеходной зоне этого города - на фото ниже, и т. д.), но это не значит, что нам нужно уподобляться им.

DSC_4199 copy.jpg

Мы считаем некорректным размещение скульптур, посвященных городским типажам 19-го века, а также домашним животным на оживленной и весьма привлекательной с архитектурно-художественной точки зрения улице, сложившейся еще в 12-м веке. Вопрос размещения таких скульптур мы предложили отложить на более поздний срок, когда будет понятно, как работает созданное пешеходное пространство".

Смотрите также
Муром пешеходный
В древнем городе Муроме Владимирской области появится первая пешеходная улица, которая соединит между собой Окский парк и улицу Ленина
«Подвесной мост - это утка»
Собственники жилья, «по головам» которых мэрия города Владимира решила проложить подвесной пешеходный мост, заявляют, что эта идея невыполнима