О роли общественников в реализации прорывных инфраструктурных проектов
Представителей Общественной палаты Владимирской области, возможно, включат в рабочую группу по строительству высокоскоростной магистрали «Москва-Казань». Активисты считают, что на примере Лыбедской магистрали они доказали свою эффективность по сглаживании конфликтов между властями и жителями
Пётр Фокин26 октября 2015, 08:40
Член Общественной палаты Владимирской области (ОПВО) Антон Сидорко заявил, что представителей общественности необходимо включить в рабочую группу по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань», часть которой пройдет по территории 33 региона. Кроме этого, необходимо ввести членов ОПВО в оргкомитеты по празднованию юбилеев городов Суздаль и Гороховец:
«Понятно, что выделяются достаточно большие деньги, в том числе и федеральные, понятно, что будет совершенствоваться инфраструктура данных городов, и неизбежно будут возникать спорные моменты, в том числе, связанные с определёнными проблемами для жителей. Я думаю, что нам, как членам Общественной палаты, как представителям общественности, также необходимо войти в этот процесс»,
- сказал Сидорко.
Подобное предложение прозвучало на слушаниях по теме «Гражданское общество как эффективный инструмент социально-экономического развития Владимирской области: итоги и перспективы». Антон Сидорко докладывал о роли ОПВО в реализации крупных инфраструктурных проектов в 33 регионе на примере Лыбедской магистрали.
Сидорко подчеркнул, что развитие экономики невозможно без прорывных инфраструктурных проектов, например, таких, как строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань», аэропорта возле села Добрынское Суздальского района и Лыбедской магистрали в городе Владимире. Докладчик перечислил все плюсы, которые эти проекты дадут экономике региона (рост налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест, появление сопутствующей инфраструктуры), но и отметил, что такие стройки создают проблемы для жителей, как это было при расселении людей и изъятии земельных участков у граждан на улицах Передний и Задний Боровок и Ильинская-Покатая, чьи дома и земельные участки попали в створ Лыбедской магистрали.
«Безусловно, очевидна необходимость и целесообразность этих проектов, но есть, скажем, и некоторая оборотная сторона медали данного процесса, - сказал Антон Сидорко. - Это те неудобства, с которыми сталкиваются жители в ходе реализации данных проектов, и которые, безусловно, мы, как общественники, должны учитывать. Это, прежде всего, конечно же, некие бытовые неудобства, связанные с тем, что жители оказываются, скажем, заложниками стройплощадки. Это проблемы жилищные, связанные с тем, что зачастую жителям приходится менять место своего жительства. И вопросы земельные, связанные с изъятием земли для тех или иных нужд государственных, муниципальных и так далее. Соответственно, часто возникает определённый уровень недовольства со стороны наших граждан, определённый элемент противостояния, в том числе, при реализации данных проектов, что, конечно же, сказывается на сроках их реализации, и, в общем-то, часто мы сталкиваемся, в том числе, и со спекуляциями в средствах массовой информации на этот счёт».
Сидорко заявил, что задача Общественной палаты Владимирской области способствовать тому, чтобы сглаживать конфликты между властями и строителями с одной стороны, и жителями - с другой. Например, как только в ОПВО поступила первая жалоба от граждан на то, что их интересы ущемляются при строительстве Лыбедской магистрали, то в палате сразу же была создана рабочая группа, в которую включили жителей улиц, которые затрагиваются строящейся трассой. Общественники сумели наладить диалог между всеми сторонами конфликта, и напряжённость удалось снять.
Но стоит отметить, что, со слов Антона Сидорко, администрация города Владимира изначально предлагала жителям заниженный и несправедливый объём компенсаций за изымаемое для государственных нужд имущество. После долгих переговоров мэрия Владимира в среднем в полтора-два раза увеличила размеры компенсационных выплат собственникам. Это Сидорко назвал «самой главной нашей победой». Вместе с тем, он подчеркнул, что эта победа была достигнута «опираясь на добрую волю администрации города Владимира».
Вот полный текст выступления Антона Сидорко.
Антон Сидорко, член Общественной палаты Владимирской области:
Начну с того, что сегодня, как никогда, важно обеспечить новый этап устойчивого развития российской экономики и экономики, конечно же, Владимирского региона
И, очевидно, что без реализации прорывных инфраструктурных проектов сделать это будет крайне непросто, и, в том числе, проектов в дорожно-транспортной сфере. Объясню, почему
Потому что развитие региональной дорожно-транспортной системы, оно влечёт за собой целый ряд позитивных явлений именно в экономике: это и увеличение объёмов товарооборота практически во всех отраслях народного хозяйства региона; это и увеличение налогооблагаемой базы региона, соответственно — увеличение доходной части бюджета; это и развитие сопутствующей инфраструктуры — это АЗС, гостиничные комплексы, всевозможные пункты питания, торговые комплексы, и, соответственно, создание новых рабочих мест
Справедливости ради надо заметить, что администрацией (Владимирской) области в этом направлении делается в последние годы делается немало: это и ежегодные ремонты и ввод в эксплуатацию новых автомобильных дорог; это и такие важные транспортные развязки, как обход города Муром, Лыбедская магистраль в городе Владимире, в перспективе - обходы городов Александров, Киржач, Гороховец, новая дорога до Суздаля; и, конечно же, это два прорывных проекта — аэропорт в Добрынском и высокоскоростная магистраль железнодорожная «Москва — Казань»
То есть, безусловно, очевидна необходимость и целесообразность этих проектов, но есть, скажем, и некоторая оборотная сторона медали данного процесса - это те неудобства, с которыми сталкиваются жители в ходе реализации данных проектов, и которые, безусловно, мы, как общественники, должны учитывать
Это, прежде всего, конечно же, некие бытовые неудобства, связанные с тем, что жители оказываются, скажем, заложниками стройплощадки
Это проблемы жилищные, связанные с тем, что зачастую жителям приходится менять место своего жительства
И вопросы земельные, связанные с изъятием земли для тех или иных нужд государственных, муниципальных и так далее. Соответственно, часто возникает определённый уровень недовольства со стороны наших граждан, определённый элемент противостояния, в том числе, при реализации данных проектов, что, конечно же, сказывается на их реализации, на сроках реализации, и, в общем-то, часто мы сталкиваемся, в том числе, и со спекуляциями в средствах массовой информации на этот счёт
Поэтому мы, как члены Общественной палаты Владимирской области, как общественники, я считаю, должны активно участвовать в данных процессах, как раз-таки, с одной стороны, учитывать интересы граждан, попавших в эти условия; с другой стороны, конечно же, стараться, чтобы и эти инфраструктурные проекты достигали своей реализации, чтобы не было, ну, скажем, никаких препон
Приведу пример того, как мы проводим, скажем, данную политику на примере строительства Лыбедской магистрали
Ситуация складывалась крайне непросто. Впервые, в июне этого года, мы получили первую жалобу на данную стройку. В это же время была создана рабочая группа Общественной палаты по контролю за ходом строительства Лыбедской магистрали
Ситуация в начале складывалась непросто, у жителей была накоплена масса нерешённых проблем, уровень диалога между жителями и администрацией города Владимира был, ну, скажем так, минимален, и поэтому градус напряжённости, конечно, зашкаливал
Люди писали всевозможные жалобы, в том числе, в администрацию Президента, и было вплоть до того, что грозились блокировать работу спецтехники и блокировать стройку
Конечно же, всё это было нежелательно, конечно же, скажем, содействия реализации данных нужных проектов это (сопротивление со стороны жителей) не добавляет, поэтому нам нужно было срочно с коллегами, скажем, искать какой-то вектор, чтобы обеспечить как раз-таки взаимодействие жителей и власти на пути реализации данного проекта, а не противостояние
А начали мы с того, что в нашу рабочую группу, по предложению (председателя Общественной палаты Владимирской области) Натальи Владимировны Юдиной, мы как раз включили представителей от улиц, которые попали в область застройки, то есть, это улицы города Владимира Задний Боровок, Передний Боровок, Ильинская-Покатая, и, собственно, вот с этого мы и начали выстраивать диалог между всеми заинтересованными сторонами: это, собственно, сами жители, это администрация города Владимира, это компания «Владстройзаказчик», «Владгражданпроект», «ДСУ-3» и коммунальные службы города Владимира
Собственно, с этого и началось решение многих проблем, прежде всего, конечно, решили многие бытовые проблемы, связанные с тем же уличным освещением, подвозом газового оборудования, установкой временных дорожек и подъездов к домам жителей, укреплению откосов по улице Ильинская-Покатая
На сегодняшний день также решается проблема с подтоплением чётной стороны улицы Задний Боровок
То есть, проблемы, когда мы установили данный диалог, стали решаться, то есть, практика показала, что нерешаемых проблем в принципе нет
Но самой главной нашей победой, я считаю, как общественников, явилось то, что совместно с жителями, и, скажем, опираясь, конечно, на добрую волю администрации города Владимира, удалось добиться новой, справедливой оценки изымаемого имущества жителей, соответственно, уровень компенсаций вырос где-то, знаете, в полтора-два раза, соответственно, уже где-то, скажем, больше половины жильцов согласились на вот этот возросший уровень компенсации, и на сегодняшний день (они) как бы уже, скажем, освобождают данную недвижимость и вселяются в новые квартиры
Конечно, есть и не расселённые жители, с ними тоже ведётся работа в рамках диалога с городскими застройщиками с тем, чтобы на льготных основаниях, по льготной цене, им представлялось жильё. Работа такая тоже ведётся, ведётся активно, варианты есть
К чему как бы я всё это говорю? К тому, что считаю, что на этом примере Общественная палата Владимирской области показала свою эффективность как раз-таки в реализации вот этих инфраструктурных проектов, то есть, собственно, мы как раз-таки, я думаю, доказали, что диалог и соблюдение интересов власти и общества — они вполне возможны
И поэтому мои предложения в нашу резолюцию, следующие: мы сегодня находимся на пороге ещё более масштабной стройки, это высокоскоростная магистраль «Москва — Казань», так вот, я считаю, что необходимо включить представителей общественности, в том числе, Общественной палаты, в рабочую группу под руководством первого вице-губернатора (Владимирской области по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики) Конышева Алексея Владимировича
Также необходимо расширить практику включения представителей общественности в комиссии по приёмке дорожных работ. Я считаю, что это так или иначе тоже будет сказываться, в том числе, и на качестве наших дорог
И третье — это включение представителей общественности, чего сегодня, на сколько я знаю, к сожалению нет, в оргкомитеты по празднованию юбилеев городов Суздаль и Гороховец, так как понятно, что выделяются достаточно большие деньги в том числе, и федеральные, понятно, что будет совершенствоваться инфраструктура данных городов, и неизбежно будут возникать спорные моменты, в том числе, связанные с определёнными проблемами для жителей. Я думаю, что нам, как членам Общественной палаты, как представителям общественности, также необходимо войти в этот процесс