zebra-tv.ru/novosti/jizn/o-sotsialnykh-aspektakh-formirovaniya-pokazateley-smertnosti/

О социальных аспектах формирования показателей смертности

Почти четверть смертей во Владимирской области приходится на граждан трудоспособного возраста. 80% из них — мужчины
Пётр Фокин 21 августа 2015, 08:47

«В настоящий момент мы находимся на рубеже сверхсмертности мужского населения», - заявила Мария Дегтярёва, директор государственного бюджетного учреждения здравоохранения особого типа «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ), выступая на совещании по вопросам снижения смертности и повышения рождаемости в регионе. Мероприятие проводил заместитель губернатора по социальной политике Михаил Колков. Он сообщил, что правительство поставило перед руководством Владимирской области задачу к 2015 году снизить показатели смертности на 30%.

Тема доклада Дегтярёвой - «Социальные аспекты формирования показателей смертности населения Владимирской области».

maria_degtyareva.jpg

ОБЩИЕ ЦИФРЫ

По данным Всемирной организации здравоохранения в 50-55% случаев смерть вызвана образом жизни граждан.

Воздействие внешней среды является причиной смерти в 20-25% случаев.

15-20% людей умирают из-за генетических факторов.

10-15% смертельных случаев происходят из-за сбоев в работе системы здравоохранения (правда, некоторые демографы склоняются к тому, что ошибки медиков и не должным образом организованное оказание медицинской помощи приводят к 20% смертей).

В ХХI веке на смену инфекционным заболеваниям пришли так называемые «болезни цивилизации», причины которых - нездоровый образ жизни, социально-психологические, генетические и другие факторы. Мария Дегтярёва несколько раз подчеркнула, что одна из главных задач — усилить работу по пропаганде здорового образа жизни и по профилактике алкоголизма и наркомании.

НА РУБЕЖЕ СВЕРХСМЕРТНОСТИ МУЖСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Во Владимирской области почти четверть смертей приходится на население трудоспособного возраста - пять с половиной тысяч человек ежегодно «попадают в эту печальную статистику». 80% из них — мужчины. Мария Дегтярёва назвала «страшными» цифры, характеризующие соотношение женщин, умерших до достижения пенсионного возраста, к мужчинам — 1 к 4. «В настоящий момент мы, действительно, находимся на рубеже сверхсмертности мужского населения», - заявила директор МИАЦ. На первом месте среди причин, приводящих к умиранию мужчин трудоспособного возраста - травмы и отравления алкоголем.

СМЕРТНОСТЬ ОТ ВНЕШНИХ ПРИЧИН

В 2014 году в целом во Владимирской области умерли 23 340 человек. 2083 (8,9%) человека скончались от «внешних причин», из которых зафиксировано 1252 случая (5,4%) отравления алкоголем и наркотиками. «Внешние причины» - это травмы, отравления, транспортные происшествия, убийства, самоубийства и прочие несчастные случаи. Правда, острое отравление алкоголем не всегда указывается, как причина смерти. Зачастую регистрируется смерть от цирроза печени, например, или от других заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые вызваны злоупотреблением алкоголя.

В 2014 году показатели смертности от внешних причин на 100 тысяч населения в муниципальных образованиях Владимирской области варьировались от 70,8 в ЗАТО город Радужный до 225,7 в Селивановском районе.

Мария Дегтярёва напомнила всем, что в стратегии национальной безопасности России алкоголизм назван одной из главных угроз. В концепции государственной политики по снижению масштабов потребления алкогольной продукции и профилактике алкоголизма среди населения написано, что среднестатистический житель Российской Федерации в год выпивает где-то около 17 литров чистого алкоголя. Ситуация становится критической при 8 литрах в год на человека, и каждый литр сверх этого сокращает среднюю продолжительность жизни на 11 месяцев. По данным Владимиробластата на жителя 33-го региона в среднем приходится 8, 3 литра чистого алкоголя в год. При этом директор МИАЦ подчеркнула, что «мы с вами никогда не считали и не знаем, сколько выпито фальсифицированного алкоголя» и самогона.

Показатели смертности от причин, связанных с злоупотреблением алкоголем по муниципальным образованиям Владимирской области варьируется от 30,2 до 177,8 на 100 тысяч населения. Один из самых низких показателей — в Петушинском районе. «Это не говорит о том, что в Петушках не пьют, это говорит о том, что причины смерти умерших переходят в другую категорию», - сказала Мария Дегтярёва. То есть, смерть констатируется из-за заболеваний, вызванных эксцессивным потреблением спиртного, а не из-за острого отравления.

В лидерах по количеству смертей, вызванных применением наркотиков находятся Кольчугинский, Петушинский и Александровский районы.

Ещё одной внешней причиной, влияющей на показатели смертности являются дорожно-транспортные происшествия. Мария Дегтярёва констатировала, что после ремонта на федеральной трассе М7, там стало меньше аварий. Зато больше людей стало погибать на второстепенных дорогах. Например, в среднем по области показатель смертности в ДТП 19,7 на 100 тысяч жителей, а в Собинском районе — 52,9 (для сравнения, в Меленковском — 11,4).

И СНОВА О ЧУЖИХ УМЕРШИХ

Мария Дегтярёва сообщила, что в начале 2015 года департаментом здравоохранения был вскрыт «самый большой пласт» смертей, негативно влияющих на региональные показатели. Речь идёт об жителях других регионов и лицах без определённого места жительства, которые умерли во Владимирской области и, соответственно, их смерти были зарегистрированы у нас. Директор МИАЦ констатировала, что в течение трёх лет этот показатель растёт: в 2013 году данная категория лиц в общей доле умерших составляла 5,1%, в 2014 году — уже 6,2%.

В результате проведённого анализа выяснилось, что рост количества умерших бездомных и жителей других регионов приходится на период с мая по сентябрь. Например, в июне 2015 года зарегистрированы 114 случаев. Больше всего умерших бомжей регистрируется во Владимире («судя по тому, что они «вскрываются» в судмедэкспертизе»). Но у Марии Дегтярёвой больше всего вопросов по Ковровскому и Гусь-Хрустальному районам: откуда у них умирает такое большое количество лиц без определённого места жительства?

Что касается смертей иногородних граждан, то по этим показателя «лидируют» граничащие с Московской областью Александровский, Петушинский и Киржачский районы. И умирают на Владимирщине не только столичные и подмосковные дачники, возможно, значительный вклад «вносят» «пациенты» нелегальных «домов престарелых», подобно тому, что был в конце июля выявлен в Петушинском районе.

«Наверное, где-то ещё в каких-то районах эти приюты есть, - предположила Мария Дегтярёва, - потому что такой наплыв иногородних граждан происходит именно в апреле сентябре, куда-то эти граждане всё-таки деваются, где-то они всё-таки находятся. Откуда они потом все берутся? Кто приходит регистрировать эти причины смерти по этим категориям лиц»?