Образование на костях

Законно ли строить школу на Князь-Владимирском кладбище
Новости 22 сентября 2012, 07:11 2 5515

Автор: Дмитрий Артюх


На Князь-Владимирском кладбище появились строительные ленточки. Прямо за церковью, с северной стороны церковного дома кипит работа - вырыты траншеи, делается опалубка для нулевого цикла будущего здания церковно-приходской школы. Школа строится там, где когда-то хоронили.




"Здание необходимо", - говорит настоятель Князь-Владимирской церкви. Кроме церковно-приходской школы для 10-20 детей в ней будет склад ритуальной утвари. «Иконы на полу лежат, нет ризницы, негде хранить облачения и утварь, церковь маленькая”, - сетует отец Сергий. Около 2 лет назад на «школу-склад» начали собирать деньги.


Настоятель заявляет - строить имели полное право, этот кусочек кладбища давно передан в бессрочное пользование епархии, все согласования с инстанциями, в том числе с городской архитектурой прошли, устное «добро» получили, единственное, начали работы, не дождавшись официального разрешения, но ведь стройку благословил владыка Евлогий. Надгробий не тронули, их не было, потому что на месте стройки до недавнего времени стоял церковный деревянный сарай, возведенный еще в советские времена, как рассказывает настоятель храма. По его словам, человеческие кости в земле нашли, но их в соответствии с каноном предадут земле. «Много что в России строится на костях, вспомните хотя бы Казанский храм у Вечного Огня, - говорит отец Сергий, - ничего страшного. А несогласные всегда есть, что поделаешь»! 


Разрешения на строительство не выдавали, заявляют в мэрии. Мало того, только после начала работ по возведению церковно-приходской школы в горадминистрацию поступило заявление с просьбой санкционировать строительство. Решение на сегодняшний день не принято, кроме того Оранжевый дом выражает «глубокое сожаление в связи с таким вольным обращением с законом и здравым смыслом».


Относительно вольностей с законом: Федеральный закон №8, статья 16 пункт 6, на этот счет говорит, что строительство зданий и сооружений на территории кладбищ запрещено. Кроме того, поскольку Князь-Владимирская церковь - памятник архитектуры, у нее должна быть охранная зона, где строительство под запретом.


Что касается здравого смысла: для кого-то эти безымянные кости, на которых будет стоять школа, не пустой звук - семья Апарышевых, семья Карловичей, владимирский врач Павел Миславский, его дочь учительница Людмила Белявская, участник Великой Отечественной войны Иван Поляков — минимум десятка два захоронений. Опасения общественности вызывают могилы погибших на фронтах первой мировой войны Павла Жарова и Николая Жданова, к которым траншеи подошли меньше, чем на пол-метра. 


В ситуации разбирается Госинспекция по охране памятников. Несмотря ни на что, работы по возведению церковной школы продолжаются, и это не первое наступление строителей на старое кладбище - то ради пристройки к старой богадельне сносят могилы, то разрушают часть кладбищенской стены. 


К слову сказать, сейчас в Госинспекцию поданы документы на включение всего Князь-Владимирского кладбища в единый госреестр памятников как объекта регионального наследия. Тогда любые работы на кладбище можно будет производить только с разрешения госинспекции. Пока же только церковь, воинский мемориал, мемориал жертв революции 1905 года и единичные могилы имеют статус памятников и подлежат охране.