«Однозначного ответа нет»

Заместитель директора департамента культуры администрации Владимирской области Алиса Бирюкова о реституции церковного имущества
Новости Автор: 20 августа 2015, 10:04 108 5154

Заместитель директора департамента культуры администрации Владимирской области Алиса Бирюкова, в ходе пресс-конференции посвященной фестивалю «Лето Господне», отвечая на вопросы журналистов, обрисовала позицию ведомства в отношении проблемы реституции церковного имущества. Этот процесс в России последнее время начал набирается обороты, вызывая крайне неоднозначную реакцию общественности. Представители разных течений Православия (в первую очередь Русской Православной Церкви) стали предъявлять претензии уже не только на обычные приходские церкви, занятые различными организациями, но и на всемирно-известные культовые сооружения, в которых размещаются знаменитые музеи, такие как Исаакиевский собор и храм Спаса-на-Крови в Питере.

Во Владимирской области Русская Православная Церковь и Русская Православная Старообрядческая Церковь официально претендуют на ряд бывших храмов, в частности на Троицкую церковь в областном центре и на Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном. Оба находятся на балансе Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в обоих размещается экспозиции, посвященные производству хрусталя и стекла во Владимирском крае.

foto_biryukova.jpg

Алиса Бирюкова заявила, что в департаменте культуры области на этот неоднозначный процесс смотрят с волнением. В ведомстве понимают, что музею проще справляться с содержанием и ремонтом зданий. При этом Бирюкова отмечает, что однозначного ответа по процессу реституции нет, каждый конкретный случай претензий церковников на экспроприированное после революции имуществу нужно рассматривать конкретно, а участникам процесса пытаться находить баланс во взаимоотношениях.

«Мы с волнением смотрим на этот процесс. Он очень не однозначный, связанный с нашей неоднозначной историей. Всё очень сложно. С точки зрения музейных работников, которых представляет департамент культуры — я понимаю все их опасения за сохранность фресок, зданий. У нас были случаи, по крайней мере, мне генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова рассказывала, как в Боголюбовском монастыре монахини из добрых побуждений хотели подкрасить фрески, подрисовать. Проблемные вопросы есть. Сложно дать однозначную оценку всему этому процессу, потому что случай каждого храма — он совершенно особенный. В Успенском соборе сосуществуют на одной территории музей и церковь, им как-то удается там находить баланс в этих взаимоотношениях, хотя это не совсем просто достигается. Но, наверно, это идеальный вариант таких взаимоотношений. Если музейный объект попадает в распоряжение Епархии, как правило, как мы это видели, были сложности с реставрацией, потому что у Епархии возникают сложности с оформлением документов на ремонт. У музея это уже понятная им дорога, это отработанный механизм. Вопросы реставрации храмов легче решаются, если объект находится в ведении учреждения культуры.

Поэтому однозначного ответа нет. Поэтому, наверно, нужно пытаться найти диалог в отношении каждого подобного объекта», -заявила Алиса Бирюкова.