Почти как «узбеки»

Академик Александр Скворцов в рамках авторского надзора осмотрел реставрацию Успенского собора города Владимира и выявил множество нарушений
Новости Автор: 30 августа 2013, 07:04 13 8106

Скандальная реставрация фресок Успенского собора продолжается. Работы производит московская фирма «Вифания», специалистов которой врио губернатора Светлана Орлова окрестила «узбеками». Напомним, что «Вифания» выиграла торги в июле этого года, обойдя прославленных владимирских реставраторов. Многие, обеспокоенные сохранением культурного наследия Владимирской области, выразили свои опасение за качество реставрационных работ, выполненных московскими специалистами. Опасения, увы, отчасти стали подтверждаться, когда «варяги» стали не укладываться в сроки.

С понедельника в рамках авторского надзора в собор приходит академик Александр Скворцов - уволенный весной этого года с поста директора «Владимирспецреставрации». Юридически авторский надзор осуществляет другая организация - ОАО «Владимирреставрация». Но поскольку Скворцов руководил восстановлением фресок Успенского собора начиная с 2008 года и лучше всех знаком с методикой, «Владимирреставрация» заключила с ним договор на проведение научного руководства и авторского надзора за работой «Вифании».

Скворцов уже выявил ряд нарушений. Основные претензии у академика сейчас к строительным лесам. По его словам, нормативы их установки грубо нарушены: настилы не обработаны антисептиками и антипиренами, что может привести к возгоранию и заражению фресок. Опровергнуть слова Скворцова актами на обработку москвичи не могут.

Леса, говорит Скворцов, до конца не доделаны, не обтянуты как следует пленкой ПВХ, чтобы защитить собор от пыли и грязи, которую счищают реставраторы. Когда владимирцы проводили работы в храме, фрески Андрея Рублева специально укрывали мешковиной и пленкой. Сейчас бесценные росписи ничем не защищены.

«Сначала акт приемки лесов, а потом только уже можно приступать непосредственно к реставрации», - настаивает Александр Скворцов. Однако, не доделав леса, специалисты «Вифании» уже приступили к расчистке фресок от свечной копоти и грязи. Причем начали делать это снизу, а не с верху, как полагается. «Представляете, вы дома решили побелить потолок, но сначала покрасили стены, а потом только взялись за потолок. Примерно так это выглядит», - говорит Михаил Краснов директор ОАО «Владимирреставрации».

Все эти нарушения Скворцов фиксирует в журнале авторского надзора, с ними будет ознакомлен Минкульт.

  • По лесам у меня очень большие замечания. Пока они не будут приведены в должный порядок - работать по живописи невозможно
  • Не снизу вверх, а сверху вниз всегда работают
  • Только после акта приемки лесов можно начать живописные работы
  • В нарушение всех норм, работы уже ведутся по нижнему ярусу
  • Это просто самодеятельность
  • У меня сомнения, если бригада так себя ведет, то у меня вопрос уже более серьезный к Министерству культуры: «Может ли эта бригада дальше продолжать работы?»
  • Я пишу в журнале все свои замечания, но решение принимает Министерство культуры, поскольку это памятник федерального значения
  • Они работают по живописи поздней, но буквально рядом Рублев, фрески 12 века. И вся пыль, грязь, копоть садится на фрески Рублева. Поэтому мы с 2008 года обтягиваем леса пленкой, которая защищает фрески
  • Лишнее загрязнение разъедает красочный слой, он становится более рыхлым, начинается шелушение, плесень, это все распространяется по всему собору. Это просто недопустимо


Свои претензии Александру Скворцову и Михаилу Краснову предъявлять по сути некому. Официального представители «Вифании» в Успенском соборе нет. С владимирскими реставраторами разговаривает «ответственный за проведение художественных работ» Иван Лобанов, который много раз подчеркнул, что за леса он не отвечает и по всем вопросам владимирским реставраторам стоит обращаться в Москву.

Переговорив с московскими начальниками, Иван Лобанов передал Скворцову их слова: «Мы выиграли конкурс, есть разрешение Минкульта, работы приостанавливать нельзя».

Между тем, ответственность за все возможные негативные последствия этой реставрации ляжет и на плечи Александра Скворцова и ОАО «Владимиррестарации». «Мы не хотим навредить «Вифании», мы не воюем за то, чтоб здесь работали именно мы, но так работать недопустимо», - заявляет Михаил Краснов.

Краснов считает, что Успенский собор и подобные ему по значению памятники должны быть включены в особый список объектов, реставрацию которых можно было бы доверять только специалистам высшего класса. И пресловутый 94-й ФЗ с его торгами и победой за наименьшую предложенную цену на них распространяться не должен.

«По 94 ФЗ — это примерно как атомную бомбу разрешить строить любому. Вот мы собрались, урана напилили где-нибудь, бомбу сделали — нате, купите. То же самое - пускать людей на памятники. Пришел человек, он знает, что пробудет здесь месяц и уедет. Менталитет такой. Эти все работы надо ввести в отдельный список, по которому должны работать только специализированные организации».

Владимирские реставраторы надеются на оперативную реакцию Минкульта и на то, что московская компания «Вифания» примет срочные меры для устранения всех претензий.