Идеи сыпались на головы жителей Владимирской области, как из рога изобилия, и покрывали толстым слоем футуристического глянца практически все сферы нашей жизни. Попробуем предпринять попытку хоть немного структурировать многочисленные перспективные планы и оценить самые запоминающиеся проекты.
ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР
1. Аэропорт. Вероятно, самым смелым проектом 2013 года станет план по строительству аэропорта во Владимирской области. С этой прорывной идей выступила губернатор Светлана Орлова. Она заявила, что воздушные ворота, которые собираются создавать на территории бывшего военного, а потом МЧСовского аэродрома в Добрынском/Соколе, просто необходимы 33 региону.
Плюсы:
Мощный авиаузел позволит сполна использовать выгодное географическое положение и придать экономике Владимирской области новый импульс для развития.
Возможность прямо из дома улетать в любую точку планеты и таким же способом принимать гостей добавит владимирцам не только комфорт, но и самоуважение.
Минусы:
Огромная стоимость проекта вызывает сомнение, что областной бюджет его осилит. Федеральный центр одобрил идею с аэропортом, но выделил пока очень небольшие деньги. А потенциальные инвесторы в основном ограничиваются рассказами о том, как они круты.
Есть опасения, что негативные воздействия от авиалайнеров (шум и сбрасываемый керосин) скажутся и на древних памятниках, и на аутентичной экосистеме.
2. Высокоскоростная железнодорожная магистраль. Еще один амбициозный инфраструктурный план, рожденный 2013 годом. Несмотря на то, что проект был озвучен новой главой 33 региона, «по паспорту» в родителях у скоростной железной дороги федеральная власть. Кремль планирует, что железнодорожная магистраль, которая пройдет по территории Владимирской области, свяжет Москву, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург.
Плюсы:
Еще одна возможность увеличить транспортную динамику и логистические преимущества Владимирской области.
Создание инфраструктурных объектов вдоль новой транспортной артерии.
Дополнительные рабочие места как на этапе строительства ВСМ, так и во время ее дальнейшей эксплуатации.
Минусы:
Опасение, что под строительство железнодорожной магистрали будут изъяты «исконные земли» дачников, и это нарушит привычный уклад жизни.
Страхи за природный ландшафт, который перекроят под рельсы, что приведет к утрате «первозданной привлекательности».
Предположение, что транспортная доступность Москвы приведет к окончательному вымыванию кадров из провинции.
3. Дорога в Суздаль. Идея расширения автомобильной трассы от Владимира до Суздаля возникла, вероятно, после того, как проживающая в городе-музее губернатор Орлова поездила пару месяцев от гостиницы до работы. Правда, к концу года затея с расширением автотрассы трансформировалась в предложение пустить между двумя городами скоростной монорельсовый трамвай.
Плюсы:
Да кто бы спорил, что дорогу на Суздаль хотелось бы раздвинуть на пару полос.
Ускорение туристического трафика привело бы к тому, что гости, не теряя время на дорогу, могли бы дольше оставаться в городах.
При варианте скоростного трамвая можно было бы получить в одном флаконе и удобное сообщение, и транспортный аттракцион.
Минусы:
Специалисты заявляют, что суздальскую дорогу физически нельзя расширить по существующему маршруту. А строительство параллельной трассы нерентабельно.
По поводу монорельсового трамвая никаких претензий высказано не было, скорее всего, в силу фантастичности идеи.
4. Лыбедская магистраль. Проект окончания строительства Лыбедской магистрали во Владимире не новая, а хорошо забытая старая идея. Просто в рамках еще одного громкого проекта по созданию в центре столице Владимирской области пешеходной зоны, с плана Лыбедской магистрали решили сдуть пыль.
Плюсы:
Начатое дело всегда хорошо доводить до конца. В случае с Лыбедской магистралью это актуально еще и потому, что различные ее фрагменты не решают логистических задач.
Городу Владимиру новые дороги нужны практически в любых своих проявлениях. Иначе столица области окончательно и наглухо встанет в автомобильных пробках.
Минусы:
Специалисты утверждают, что проект Лыбедской магистрали был востребован лет 5-10 назад. А сейчас практически никак не поможет расшить транспортные потоки.
Владимиру остро необходима не прорезающая город по диагонали автодорога, которая к тому же имеет массу пересечений в одной плоскости с другими артериями, а настоящая Южная магистраль вдоль железной дороги.
5. Клязьминская дамба + Велодорожки. Эти инфраструктурные проекты можно отнести к уже реализованным в 2013 году идеям. Хотя в самом начале года о велодорожках власти областной столицы даже не заикались, а про возможность расширить дамбу к концу года говорили с большой осторожностью. И тем не менее, дело сделано.
Плюсы:
Путь в Загородный стал менее проблематичным, а у владимирских велосипедистов появилась своя траектория передвижения.
Минусы:
Реверсивный светофор на дамбе не отлажен, стыки на мосту убивают подвеску. А про три ведра краски, которые потратили на создание якобы велосипедной трассы пошутили уже все, кто хотел.
6. Бонусы. К транспортным обещаниям 2013 года можно добавить идею губернатора Орловой возродить речное судоходство на Клязьме, Нерли и других реках Владимиркой области. А также проекты руководства федеральной трассы М7 «Волга» (частично уже материализующиеся) по реконструкции владимирского отрезка автодороги - всевозможные развязки, разделительные отбойники, путепроводы и мостовые переходы. Ну и в качестве экстравагантной синкопы - очередная попытка киржачских дирижаблестроителей пристроить свои экзотические воздухоплавательные аппараты. В 2013 году к дирижаблям проявил интерес Минприроды.
НЕВНЯТНЫЕ ОЧЕРТАНИЯ
1. Спасский Холм. Многострадальный пустырь в историческом центре Владимира, именуемый некоторыми общественниками местом зарождения российской государственности, представляет из себя неухоженный пустырь. На идее частника построить жилой дом или отель, видимо, можно поставить крест. У городских властей, судя по всему, нет четкого представления о том, как использовать неожиданно свалившуюся на них территорию. А общественники, видимо, полностью выложились на этапе отвоевывания исторической земли и уже не фонтанируют идеями.
Единственной попыткой обустройства Спасского холма, предпринятой в 2013 году, стал проект заслуженного архитектора России Сергея Голубева. Макет-презентация предполагает установку на Спасском холме памятника Андрею Боголюбскому. Ну а пока, скандальный пустырь украсили летом экологической инсталяцией из пластиковых бутылок.
Плюсы:
Отвоеванное общественными активистами пространство не используют бездумно и в угоду коммерческим интересам узкого круга приближенных лиц.
Минусы:
Отсутствие внятно сформулированного запроса на использование общественного пространства приводит к образованию новых пустырей.
2. Памятник Быковой. Владимирский скульптор Илья Шанин разработал эскиз памятника Елизавете Быковой, третьей чемпионке мира по шахматам, уроженке посёлка Боголюбово Владимирской области. Несмотря на то, что 2013 год был объявлен международной федерацией шахмат годом Елизаветы Быковой ни региональные, ни местные власти так и не смогли найти средств на установку памятного монумента знаменитой землячке.
Плюсы:
Эскиз уже готов. Его автор хорошо известен. Под имя Шанина неравнодушной общественности можно попытаться еще найти спонсоров и воплотить идею в камне.
Минусы:
Ложка дорога к обеду. Своим отношением к именитым землякам мы продемонстрировали всему миру специфику своей памяти.
3.Парк перед Белым домом. Многострадальный овраг напротив областной администрации в 2013 году поменял стратегическое назначение. Много лет предприниматель Юрий Хигер обещал превратить территорию старых садов от перекрестка Мира/Октябрьский проспект до ДДЮТ в главный городской парк неземной красоты с каскадами прудов, аллеями, скамейками и павильонами. Но в итоге передумал и запросил у городских властей разрешение построить в овраге торговый центр, гостиничный комплекс и развлекательный центр. Ну а где-то в уголочке пообещал соорудить лодочную станцию.
Плюсы:
Заброшенная территория с непролазными зарослями кустов и буреломом старых деревьев давно просится под хоть какое-нибудь благоустройство.
Городское пространство изуродовано плешивыми пустырями, которые, как ржавчина, разъедают Владимир.
Минусы:
Областной столицы откровенно не хватает зеленых зон, где бы горожане могли цивилизованно отдохнуть.
Современный парк был явно более социально направленным проектом, нежели очередные «Торговые ряды» и ночной клуб.
БРЕНДОВЫЙ ФУТУРИЗМ
В 2013 году было заявлено о проектах по вхождению во Владимирскую область сразу двух международных сетевых брендов - «Хилтон» и «Метро».
1. Отель «Хилтон». Гостиницу собрались строить во Владимире. Под проектом подписалась областная администрация, в качестве инвестора заявлен депутат ЗакСобрания и гендиректор кольчугинского ювелирного завода Сергей Авакян. Правда, пока еще не определена ни «звездность» гостиницы, ни ее местоположение.
Плюсы:
Любой новый отель - это замечательно. Пускай себе растут, лишь бы было кому в них останавливаться и тратить свои деньги во Владимире.
Минусы:
«Хилтон» не отличается изысканностью фасадов. Если для гостиницы присмотрят живописное местечко в историческом центре, то индустриальная коробка современного монстра может испортить своим видом пейзаж.
2. Супермаркет «Метро». Инвесторы лишь выразили желание разместить свой магазин в столице Владимирской области. Правда, в случае с торговым центром, локация уже определена - часть неиспользуемой территории совхоза «Тепличный» рядом с Огуречной горой.
Плюсы:
Судя по тому, какая толкучка царит в сетевых супермаркетах, количество торговых площадей все еще не удовлетворяет шопоголические потребности владимирцев.
Минусы:
Оптовый супермаркет «Метро» в большей степени заточен на розничных торговцев и напоминает скорее торговую базу.
Если говорить о реальных запросах покупателей, то Владимиру больше нужны не продуктовые супермаркеты, а хозяйственные и строительные магазины типа IKEA и OBI.
ДИЗАЙНЕРСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
1. Набережная Клязьмы. Идею создать набережную в столице Владимирской области выдвинула губернатор Орлова. Проект быстро подхватили городские власти. Красочные плакаты со стилизованными древнерусскими ладьями, пришвартованными у набережной, по которой гуляют рисованные владимирцы, презентовали и главе Сбербанка Герману Грефу, и мэрам российских городов, которые съехались на форум муниципалов в Суздаль.
Плюсы:
Идея, что называется прописана на подкорке головного мозга. Жить на берегу реки и не иметь променада на берегу - обидно. Еще один туристический объект лишним не будет
Минусы:
Левый берег Клязьмы зажат между железнодорожными путями и рекой. Лирическое настроение во время прогулок могут испортить и шум товарных поездов, и их специфический запах. Правый берег - пойменные луга, которые затапливает во время весеннего половодья. Набережную просто будет смывать каждый год.
2. Створки на Золотых Воротах. Достаточно спорную идею водрузить в арке Золотых Ворот стилизованные створки выдвинули городские власти. Китчевый проект с энтузиазмом восприняла губернатор. Светлана Орлова даже творчески развила идею, представив, как в комплекте с воротами на Козловом валу появится еще и пушка, которая будет палить на радость туристам и горожанам.
Плюсы:
Всевозможные аттракционы, конечно, добавляют туристической привлекательности.
Козлов вал и правда находится в сомнительном состоянии, и его стоило бы как-то обыграть.
Минусы:
Никто не знает, как выглядели древние створки Золотых Ворот. Любой их вид будет восприниматься как несуразный новодел.
Значительная часть историков и музейщиков скептически относится к идее превращения памятника архитектуры в цирковой балаган.
3. Патриаршие сады. Проект реконструкции станции юннатов из разряда долгоиграющих. Патриаршие сады пытаются превратить в публичный ботанический сад уже не первый год. И каждый раз бюджета города Владимира хватает лишь на косметические операции. Новые областные власти пообещали пробить федеральное финансирование и довести дело до ума.
Плюсы:
Ботанический сад совсем не повредит городу. Территория издавна использовалась под сады. Красивый ландшафтный уголок с зеленью и цветами украсит исторический центр.
Минусы:
Патриаршие сады консервативное учреждение, куда в массовом порядке не ходят гулять горожане или туристы, в отличие от подобных ботанических садов в других городах.
Есть опасение, что деньги будут вложены в красивую игрушку для демонстрации высокопоставленным гостям.
ГУЛЯТЬ, ТАК ГУЛЯТЬ
1. «Русский Диснейленд». Детский парк развлечений по типу Диснейленда, но только не по мотивам голливудских мультфильмов, а на основе российского сказочного фольклора, по мнению губернатора Светланы Орловой, должен стать нашим ответом их «развлекательному Чемберлену» и привлечь во Владимирскую область семейных туристов с детьми. Прожект кажется настолько же красивым, насколько и трудно воплотимым. Инвестор пока не просматривается даже на горизонте. А государственные вливания в похожие проекты приводят пока лишь к созданию деревянных избушек на курьих ножках, которые не могут конкурировать с высокотехнологичными аттракционами.
Плюсы:
Тематические парки считаются перспективным направлением развлекательного туризма и притягивают публику, что конвертируется в неплохие доходы.
Индустрия семейных развлечений слабо развита в России. Грех не заполнить пустующую нишу первыми.
Минусы:
Во Владимирской области нет специалистов и солидных инвесторов, готовых осилить «русский Диснейленд».
Отсутствие инфраструктуры не позволит такому «одинокому воину в чистом поле» быстро раскрутиться и набрать обороты.
2. Город мастеров. Затея, предложенная опять же губернатором Орловой, что называется, лежит на поверхности - бери и делай. Ремесленничество во времена всеобщей стандартизации - товар ходовой. Глава Владимирской области предложила переселить администрацию Гусь-Хрустального в пустующий заводской цех. А в комплексе исторических зданий, который занимают чиновники, устроить эдакий сквот для мастеров хенд-мейда.
Плюсы:
Народные промыслы действительно представляют из себя скрытый потенциал не только для туристической отрасли, но и для других сегментов экономики.
Минусы:
Есть опасность, что попытка объединить отдельных мастеров в централизованную артель выльется в выставочный проект для галочки.
3. Казачья станица. Проект по созданию на территории Владимирской области этнографического поселения казаков выдвинут креативным полетом мысли главы 33 региона. По задумке губернатора Орловой, казаки будут жить в станице в лубочном укладе своих дореволюционных предков. Такой колорит позволит продвинуть на рынок не только экзотические народные традиции, но и эко-туризм.
Плюсы:
В принципе, любая движуха уже имеет положительный аспект. Порой даже самые нелепые проекты выстреливают быстрее, чем глубоко просчитанные разработки.
Минусы:
Казачество чуждо для Владимирской области. А на пустом месте сложно создавать что-то привлекательное. С таким же успехом можно было бы организовать стойбище могикан или поселение туарегов.
4. «Покупай Владимирское!» Протекционистская акция по поддержке местного производителя. Этот чистой воды пиар-проект оказался на удивление живуч и стоек. Инертные владимирские товаропроизводители, кажется, поверили, что могут заглянуть намного дальше собственного носа. А часть местных покупателей, сначала в шутку, а потом уже и по привычке, стала проявлять скрытый потребительский патриотизм.
Плюсы:
Торговые сети прогнулись под бесшабашным напором региональных властей и освободили часть магазинных полок под местные продукты и товары.
Местные товаропроизводители стали подумывать о расширении ассортиментного ряда, улучшении дизайна упаковок и, чем черт не шутит, увеличения производимой продукции.
Минусы:
На голом энтузиазме такие пропагандистские акции долго не живут. Как подсказывает мировая практика пиара, уже в следующем году понадобятся либо новые креативные идеи и фишки, либо новое смысловое наполнение акции, либо выход на следующий уровень. В противном случае рынок быстро отыграет назад.
В ОСТАТКЕ
А в остаток многочисленных идей и проектов 2013 года мы запишем провальное начинание с введением на территории Владимирской области универсальных электронных карт УЭК, которые должны были заменить и страховой полис, и паспорт, и проездной билет, и даже паспорт, но в итоге так и не материализовались.
На фоне краха государственной идеи с массовым распространением УЭК, смелый эксперимент с введением единых электронных карт для учеников гимназии №23, даже несмотря на все шероховатости, воспринимается, как успех. И пускай пока не у всех «школьная кредитка» работает как пропуск, не все могут расплатиться с ее помощью в столовой, зато начало положено и есть надежда, что уже в следующем году все выйдет на «проектную мощность».
А еще в 2013 году:
- прозвучали обещания, что владимирская команда КВН будет играть в высшей лиге и ее покажут по первому каналу ТВ,
- владимирские общественные активисты предложили создать «Город животных», где бездомные кошки и собаки смогут дожидаться своих новых хозяев, а попутно проходить процедуру стерилизации,
- местные поэты и композиторы с энтузиазмом ринулись сочинять гимн Владимирской области. Но непонятные интриги и склоки вышли на первый план, заслонив собой и слова, и музыку регионального гимна,
- некоммерческие общественные организации замахнулись на собственный дом, где бы смогли тусовать все НКО, но так ни до чего и не договорились,
- несколько микроблогеров хотели объединить в Ассоциацию всех других блогеров, но интернет-сообщество не захотело форматироваться под непонятные правила и продолжило жить своей вольной сетевой жизнью...
Много занятных, прикольных, нелепых, сомнительных и дельных начинаний подарил нам 2013 год. Намного больше, чем предыдущие годы. Создалось даже впечатление, что во Владимирской области разразилась «эпидемия мечтательности».
Кому-то прожектерство кажется вредной вещью. Кто-то скептически относится к любым идеям, не из собственной головы. А кто-то готов заразиться мечтой и начать воплощать смелые проекты. Главное, что линия горизонта в уходящем году отодвинулась и перестала давить на глаза. Стало быть - впереди открывается дорога, и нам пора вставать с пятой точки и отправляться в путь.