zebra-tv.ru/novosti/jizn/pussy-riot-i-svoboda-slova/

Pussy Riot и свобода слова

Студенты Владимирской области в оценке ключевых социально-правовых вопросов современной России оказались намного более консервативными, чем их преподаватели
6 октября 2016, 08:41

Юридический институт Владимирского государственного университета совместно с региональным отделением Молодежного Союза Юристов выпустили сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Права человека в непрерывном взаимодействии истории и современности: от Великой хартии вольностей до Всеобщей декларации прав человека», проходившей во Владимире в ноябре 2015 года.

Вот видео резонансной лекции «Magna carta на «дорожной карте» человечества» владимирского профессора и политолога Романа Евстифеева, открывавшего конференцию.

Изданный по результатам конференции сборник, включает 40 работ молодых юристов и журналистов, проводивших исследования таких болезненных вопросов, стоящих перед современным российским обществом в сфере права, как ограничение права на свободу слова и неприкосновенности частной жизни, права осужденных и дегуманизационное воздействие судебной системы, вопросы государственного суверенитета, права женщин и студентов, право на жизнь, эвтаназия и ассистированное самоубийство, особенности правового регулирования семейных отношений, перспективы введения в России смертной казни, поиско границ свободы художественного высказывания и нарушение прав на доступ к культурным ценностям.

IMG_9356.JPG

На презентации сборника доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института ВлГУ Елена Баженова и профессор Владимирского филиала РАНХиГС Роман Евстифеев рассказали о важности обсуждения острых вопросов современности в университетах, о консерватизме нынешних студентов и оторванности от жизни современной научной школы.

Роман Евстифеев оговаривается, что о высоком уровне студенческих работ пока говорить не приходится. Но сама тенденция исследовать животрепещущие темы, выходя за рамки традиционного «книжного образования» уже очень хороший опыт, позволяющий молодым людям включать голову и ориентироваться в реальности:

«К сожалению, профанный, обычный взгляд человека — когда он упрощенно видит все: есть кто-то там наверху (плохие или хорошие) и все остальные. И есть еще те, кто еще хуже — и между ними идет какая-то борьба. На самом деле, это просто неправильны взгляд на мир. А участие в таких проектах как раз корректирует взгляд человека и создает более правильный. Чтобы он умел в этом сложном мире достигать успеха — своего личного, своей организации и в целом страны. А наша реальность, в которой мы живем, она затуманивает и лакирует настоящую реальность. И кажется, какие там права — все есть, и так хорошо. На самом деле, те же права студентов и их участие в процессе — это просто колоссальная проблема. Мы тут тоже недавно проводили исследование качества образования и увидели, что энергия и активность студентов в деле обеспечения качества образования фактически не используется. Они как бы объекты вуза и образовательной системы. И, несмотря на то, что у них есть права, и они закреплены в документах, для руководства вуза все это не очень интересно, муторно. Но если вскрыть и посмотреть, как это реально отразится на их знаниях, на том, что они будут иметь на выходе и как это отразится на их дальнейшей карьере, то это самый важный вопрос. С какими компетенциями вы через 3-4 года выйдете и куда пойдете? Может, вас учат тому, чего уже не будет. А вы можете на это влиять. Легально — не забастовками и не криками: долой все! А участвовать в выборе тех направлений и даже содержания образования, которое, как вам кажется, экспертами может быть востребовано».

Елена Баженова считает, что в университетах складывается весьма интересная ситуация, когда преподавательский состав по своим взглядам зачастую гораздо либеральнее крайне консервативно настроенной молодежи. У молодых людей отсутствует потребность в самостоятельном осмыслении событий. «Зачастую они реагируют так, как это произносят по телевизору», - говорит доцент кафедры юриспруденции. Изменение такого подхода к жизни происходит с большим трудом:

«Очень заметно в этом сборнике, что, если я даже редактировала статьи, то всегда старалась сохранять позицию студента. И, чаще всего, это позиция очень консервативная. То есть студенты, несмотря на свой такой юный возраст — они консерваторы. И, если вы почитаете наше с Романом Владимировичем предисловия, а потом студенческие статьи, то увидите, что предисловия — очень либеральные, а статьи все консервативные идут хвостом. То есть получается, что преподаватели более либеральные, чем студенты. Это связано с общей атмосферой в обществе. И, мне кажется, что студенты довольно едины в своем мнении. Наверно только единицы, и то под конец своего обучения в магистратуре, видно, что у них просыпается индивидуальность. Оп, и они просекли то, о чем написано в книжке — смотришь, как они начинают это обсуждать. Потому что на бакалавриате студенты вообще не понимают связи между тем, что они здесь изучают и повседневной жизнью — для них это два разных мира. А тут они начинают цеплять — это же об этом. И это такой взгляд, которого они раньше не знали и не представляли себе».

Оценивая включенные в сборник работы, Елена Баженова поясняет, что студенты-журналисты подходят к предлагаемым им темам чуть более широко и свободно, чем будущие юристы, стремящиеся не размышлять об основах права, а концентрироваться на юридических «закорючках»:

«Журналисты брались за такие темы, за которые юристы не брались. И вот это было интересно. Потому что юристам хочется что-нибудь юридическое обязательно. А право, на самом деле, связано со многими другими вещами. И этого нужно не бояться. А журналисты в этом плане не связаны такими предрассудками, и в этом плане, с ними легче было работать».

Одно из самых громких уголовных дел современной России стало темой работы студентки Гаяне Товмасян «Дело Pussy Riot и свобода художественного выражения», в ходе которой у будущей журналистки полностью изменилось отношение к ситуации:

«Я не знаю, чем руководствовалась Елена Альбертовна, предлагая такую тему, но она попала в точку - мне, действительно, стало интересно. «Pussy Riot» - это такая уже заезженная тема, но открытых вопросов: как я отношусь к этой группе, что я сама смогу о них сказать. Я старалась смотреть объективно, но поняла, что это невозможно. Потому что вначале я была против них, то есть, мне не нравилось, то они сделали и их выходка в храме Христа Спасителя меня лично возмутила. Но в итоге я прочитала статьи журналистов, различных деятелей культуры и политики. И пришла к выводу, что девушки-то не из религиозных побуждений что-то делали, а, наоборот, защищали чью-то свободу. В итоге я не встала на какую-то из точек зрения, но сделала для себя определенные выводы», - рассказывает о своей работе над статьей студентка второго курса кафедры журналистики ВлГУ Гаяне Товмасян.

Размышляя о следующем сборнике исследовательских работ Роман Евстифеев предлагает студентам список тем из местной фактуры. Например, по мнению профессора, было бы интересно оценить, эффективность работы молодежных околополитических организаций, вот уже много лет являющихся во Владимирской области лифтами в чиновничьи кресла:

«Я в последнее время больше обращаюсь к реальной жизни, потому что наука зачастую уходит очень далеко. Если говорить о молодежи, то есть, например, молодежный органы при нашем ЗС и так далее. Очень интересно оценить их эффективность. Что там такое происходит? И это зачем вообще? Кто это? Но не так, чтобы кричать, что «это плохо» или «это здорово», а посмотреть реально, что там происходит. И не с точки зрения того, что «ох как здорово, что студенты там собрались и чего-то поговорили» - нет. Давайте посмотрим реально: они какие функции выполняют? Может быть, надо добавить туда функций и отобрать у кого-то. Или, может, убрать лишнее. Или, может, дать им одно, но чтобы они действительно, чего-то там решали. Все это изучить, мне кажется, было бы классно и интересно. Сравнить, как они работают в разных регионах. Я этого нигде не видел. Потому что они есть, люди чего-то там копошатся, делают какие-то карьеры, может быть. А в реальности что из этого выходит - непонятно».