В последние два-три года ситуация с обслуживанием дорожной сети города Владимира ухудшается, - считает специалист по оказанию юридической помощи автовладельцам Мария Терехова.
Мария - в прошлом председатель некоммерческой организации «Владимирская ассоциация такси» - последние 10 лет специализируется на юридических услугах автовладельцам. И если еще 5-7 лет назад большая часть дел была связана с выяснением отношений между участниками дорожного движения, то теперь в качестве «второй стороны» в протоколах ГИБДД все чаще фигурируют ямы, неисправные светофоры, установленные с нарушением ограждения, криво нарисованная разметка.
Терехова уверена, что иски, поданные в отношении организаций, отвечающих за состояние дорог, способствуют улучшению состояния городской дорожной сети, так как администрация города Владимира вынуждена реагировать на предписания ГИБДД, исправляя нарушения. С другой, вновь появляющаяся дорожная инфраструктура год от года лучше не становятся: владимирские пешеходные переходы по-прежнему часто ведут из ниоткуда в никуда, знаки не соответствуют разметке, а светофоры работают с перебоями:
Отдельная история с организацией дорожного движения в период проведения дорожных работ. Работа «дорожных ведомств», по мнению автоюриста Марии Тереховой, вообще не выдерживает никакой критики:
А буквально 20 сентября владимирский Областной суд оставил без изменения еще одно показательное решение, постановившее взыскать ущерб со структур, отвечающих за организацию дорожного движения, из-за ненадлежащего состояния которого, пострадали за две машины, столкнувшихся на перекрестке улиц Восточная и Воронина (микрорайон Доброе), рассказывает автоюрист Терехова Мария:
Ущерб только для одного участника ДТП, которого представляла Мария Терехова - составил более 250 тысяч рублей. Виновным в произошедшем признан «Центр управления городскими дорогами» (ЦУГД), которому в конце 2015 году администрация города Владимира передала полномочия по содержанию и эксплуатации владимирских дорог.
При этом, решившимся судиться с чиновниками, владимирцам, стоит знать, что ответчикам по искам за ДТП, произошедшие не по вине участников дорожного движения до 2016 года, выступала другая муниципальная организация — МКУ «Благоустройство». Все иски, связанные с причинением ущерба физическому лицу, рассматривают гражданские суды. Иски на сумму свыше 50 тысяч рублей рассматривает районный суд, менее 50 тысяч — мировой судья.
К слову, знак на пересечении улиц Воронина и Восточной дорожники установили еще до вынесения решения суда - ЦУГД в таких случаях обязан оперативно исполнять предписания госавтоинспекции.
Мария Терехова поясняет, что отстаивание своих прав в споре с организациями, ответственными за содержание дорог, для владимирцев дело еще не слишком привычное.
Поэтому многие автовладельцы, попав в сложную для себя ситуацию, не знают, как правильно вести себя в такой ситуации и как общаться с сотрудниками ГИБДД:
«Если человек попал в такую нехорошую ситуацию, первое, что он должен сделать, если нет пострадавших - поставить знак «аварийной остановки» и сообщить о происшествии в ГИБДД. Сообщать в ГИБДД надо настойчиво, потому что все-таки это дорожно-транспортное происшествие. Речь идет о том, что повреждения произошли именно в процессе движения, а все, что происходит в процессе движения — наезд на яму или попадание в столб — считается ДТП. У нас ДТП не являются только такие случаи, когда автомобиль был, например, припаркован, а на него из окна упал горшок с цветком — здесь уже имеет место быть происшествие, которое уполномочена оформлять полиция. Приехавшие сотрудники обязательно должны зафиксировать место ДТП, зафиксировать полученные автомобилем повреждения и его, второго участника — то есть яму, колодец, выбоину, острый край дорожного полотна — все, что угодно. Отметить, какой глубины яма, в чем несоответствие ГОСТУ и так далее. На месте также составляется схема ДТП, которая и будет доказательством того, что именно в этом месте, именно в это время произошло повреждение вашего автомобиля. На схеме же рисуется яма, указываются ее размеры. И обязательно описывается то, что именно в результате ДТП повреждено. Все это значит, что потом вы сможете без труда доказать, что это не вы машину ударили на даче топором, когда рубили дрова, а она получила повреждения, именно попав в яму. К сожалению, упрощенный порядок оформления ДТП (Европротокол) здесь не подходит — у нас ни у одной ямы или колодца ОСАГО нет. Поэтому все придется оформлять только с участием сотрудников ГИБДД».
Автоюрист добавляет, что по возможности следует иметь и видеозапись произошедшего - в случае, например, с плохо работающими светофорами можно зафиксировать сбои в их работе и уже после ДТП, поручив это, например, свидетелям аварии:
Несколько лет назад специалист по защите прав автовладельцев участвовала в громком процессе, широко освещавшемся в СМИ - водителя, ехавшего по заснеженной дороге и попавшего в колею, вынесло на полосу встречного движении, в аварии серьезно страдали люди. Тогда юристам удалось доказать, что 50% вины лежит на МКУ «Благоустройство» (в то время за состояние дорог отвечала именно эта муниципальная компания).
А вот еще целому ряду пострадавших в результате сбоев в работе светофора в городе Владимире, наоборот, не удалось доказать в суде свою правоту именно из-за отсутствия материалов фото- и видеофиксации:.
Кстати, несмотря на то, что суды были проиграны, вскоре после случившихся ДТП на светофоре была установлена дополнительная секция — стрелка, регулирующая поворот налево. Получается, что каждый поданный участниками дорожного движения «инфраструктурный иск» даже в случае неудачного исхода дела, помогает хотя бы исправить допущенные профильными службами нарушения, считает Мария Терехова:
Еще одна группа дел связана с состоянием дорожного полотна на улице Луначарского в городе Владимире. Весной 2016 года произошла серия ДТП, «виновником» которых стали оттаявшие после зимы глубокие ямы. Мария Терехова защищала интересы сразу двух пострадавших от бездействия городских дорожных служб — в марте в яме осталась «Мазда» Алексея Мудрова, в еще через месяц в нее же влетела машинка поменьше.
По словам специалиста по безопасности дорожного движения, действия Мудрова можно считать показательными. Оценив произошедшее, водитель тщательно зафиксировал причиненный машине ущерб (оказались пробитыми два колеса и повреждено два диска), вызвал сотрудников ГИБДД, собрал полный пакет документов для обращения в суд и нашел профильного юриста.
В результате - владелец «Мазды» предъявил в казначейство исполнительный лист на сумму 46 тысяч рублей. Кроме причиненного машине ущерба, оцененного экспертами в 40 тысяч, Мудров возместил убытки, понесенные в связи с диагностикой автомобиля, судебные издержки, оплату услуг оценщика, госпошлину и оплату работы представителя (юриста). Вторая пострадавшая - владелица автомобиля "Форд Фиеста" - при помощи Марии смогла отсудить у ЦУГДа сумму в 56 тысяч рублей.
Бывают случаи, когда в соответчиках ЦУГДа или МКУ «Благоустройство» идут специалисты коммунальных служб. Чаще всего, речь идет о «Владимирводоканале», отвечающем за крышки канализационных люков. Мария Терехова вспоминает, как отстаивала права владельца таксомоторной компании, одна из машин которого, наехал колесом на крышку люка и разбил всю нижнюю часть автомобиля. А сейчас в производстве другая, не менее показательная история:
Автоюрист рассказывает, в что в ее практике был и еще один интересный случай, произошедший на улице Асаткина. Во время проливного дождя вода на дорожном полотне прибывала с такой скоростью, что ехавший по дороге «Мерседес» в буквальном смысле утонул, в результате чего произошло серьезное повреждение двигателя машины:
Мария Терехова рассказывает, что давно не дает никакой рекламы: «У нас маленький город и лучше всего работает «сарафанное радио». А вообще люди стали грамотные. Сейчас все общаются между собой в интернете и узнают друг от друга, что можно сделать и как можно действовать. Самый полезный ресурс в этом смысле — группа «ВКонтакте» «Подслушано Автомобилистов | Владимир», в настоящее время имеющая уже более 36 тысяч подписчиков. Многие мои клиенты приходят именно оттуда».
Один из таких исков, созданный «коллективным сетевым разумом», связан с нарушениями в организации дорожного движения в районе «Пекинки»:
Мария Терехова обращает внимание водителей, попавших в ДТП не по своей воле, что нежелание «связываться с чиновниками» в попытке отстоять свои права влечет за собой вероятность того, что и другие владельцы транспортных средств могут пострадать на плохо обслуживаемых участках городских дорог.
Например, в сентябре 2014 года юрист стала свидетелем того, что из-за отсутствия знака «Уступи дорогу» в районе дома № 36 по ул. Стрелецкая, девушка, ставшая «помехой справа» для скутериста, не стала оспаривать свою вину и была привлечена к ответственности: «Возможно, если бы она решила идти дальше, на этом месте появился бы знак "уступи дорогу", но пока воз и ныне там - безопасность на этом участке люди обеспечивают себе сами, соорудив самостоятельно искусственные неровности».
Зебра ТВ запросила информацию о суммах, выплаченных по искам автовладельцам за последние три года в администрации города Владимира и руководства двух муниципальных организаций — МКУ «Благоустройство» и «Центра управления городскими дорогами».
Однако, в положенный по закону семидневный срок такой информации чиновники предоставить не смогли, сославшись на то, что для сбора архивной информации им требуется месячный срок.