В последние два-три года ситуация с обслуживанием дорожной сети города Владимира ухудшается, - считает специалист по оказанию юридической помощи автовладельцам Мария Терехова.
Мария - в прошлом председатель некоммерческой организации «Владимирская ассоциация такси» - последние 10 лет специализируется на юридических услугах автовладельцам. И если еще 5-7 лет назад большая часть дел была связана с выяснением отношений между участниками дорожного движения, то теперь в качестве «второй стороны» в протоколах ГИБДД все чаще фигурируют ямы, неисправные светофоры, установленные с нарушением ограждения, криво нарисованная разметка.
Терехова уверена, что иски, поданные в отношении организаций, отвечающих за состояние дорог, способствуют улучшению состояния городской дорожной сети, так как администрация города Владимира вынуждена реагировать на предписания ГИБДД, исправляя нарушения. С другой, вновь появляющаяся дорожная инфраструктура год от года лучше не становятся: владимирские пешеходные переходы по-прежнему часто ведут из ниоткуда в никуда, знаки не соответствуют разметке, а светофоры работают с перебоями:
Отдельная история с организацией дорожного движения в период проведения дорожных работ. Работа «дорожных ведомств», по мнению автоюриста Марии Тереховой, вообще не выдерживает никакой критики:
А буквально 20 сентября владимирский Областной суд оставил без изменения еще одно показательное решение, постановившее взыскать ущерб со структур, отвечающих за организацию дорожного движения, из-за ненадлежащего состояния которого, пострадали за две машины, столкнувшихся на перекрестке улиц Восточная и Воронина (микрорайон Доброе), рассказывает автоюрист Терехова Мария:
Ущерб только для одного участника ДТП, которого представляла Мария Терехова - составил более 250 тысяч рублей. Виновным в произошедшем признан «Центр управления городскими дорогами» (ЦУГД), которому в конце 2015 году администрация города Владимира передала полномочия по содержанию и эксплуатации владимирских дорог.
При этом, решившимся судиться с чиновниками, владимирцам, стоит знать, что ответчикам по искам за ДТП, произошедшие не по вине участников дорожного движения до 2016 года, выступала другая муниципальная организация — МКУ «Благоустройство». Все иски, связанные с причинением ущерба физическому лицу, рассматривают гражданские суды. Иски на сумму свыше 50 тысяч рублей рассматривает районный суд, менее 50 тысяч — мировой судья.
К слову, знак на пересечении улиц Воронина и Восточной дорожники установили еще до вынесения решения суда - ЦУГД в таких случаях обязан оперативно исполнять предписания госавтоинспекции.
Мария Терехова поясняет, что отстаивание своих прав в споре с организациями, ответственными за содержание дорог, для владимирцев дело еще не слишком привычное.
Поэтому многие автовладельцы, попав в сложную для себя ситуацию, не знают, как правильно вести себя в такой ситуации и как общаться с сотрудниками ГИБДД:
«Если человек попал в такую нехорошую ситуацию, первое, что он должен сделать, если нет пострадавших - поставить знак «аварийной остановки» и сообщить о происшествии в ГИБДД. Сообщать в ГИБДД надо настойчиво, потому что все-таки это дорожно-транспортное происшествие. Речь идет о том, что повреждения произошли именно в процессе движения, а все, что происходит в процессе движения — наезд на яму или попадание в столб — считается ДТП. У нас ДТП не являются только такие случаи, когда автомобиль был, например, припаркован, а на него из окна упал горшок с цветком — здесь уже имеет место быть происшествие, которое уполномочена оформлять полиция. Приехавшие сотрудники обязательно должны зафиксировать место ДТП, зафиксировать полученные автомобилем повреждения и его, второго участника — то есть яму, колодец, выбоину, острый край дорожного полотна — все, что угодно. Отметить, какой глубины яма, в чем несоответствие ГОСТУ и так далее. На месте также составляется схема ДТП, которая и будет доказательством того, что именно в этом месте, именно в это время произошло повреждение вашего автомобиля. На схеме же рисуется яма, указываются ее размеры. И обязательно описывается то, что именно в результате ДТП повреждено. Все это значит, что потом вы сможете без труда доказать, что это не вы машину ударили на даче топором, когда рубили дрова, а она получила повреждения, именно попав в яму. К сожалению, упрощенный порядок оформления ДТП (Европротокол) здесь не подходит — у нас ни у одной ямы или колодца ОСАГО нет. Поэтому все придется оформлять только с участием сотрудников ГИБДД».
Автоюрист добавляет, что по возможности следует иметь и видеозапись произошедшего - в случае, например, с плохо работающими светофорами можно зафиксировать сбои в их работе и уже после ДТП, поручив это, например, свидетелям аварии:
Несколько лет назад специалист по защите прав автовладельцев участвовала в громком процессе, широко освещавшемся в СМИ - водителя, ехавшего по заснеженной дороге и попавшего в колею, вынесло на полосу встречного движении, в аварии серьезно страдали люди. Тогда юристам удалось доказать, что 50% вины лежит на МКУ «Благоустройство» (в то время за состояние дорог отвечала именно эта муниципальная компания).
А вот еще целому ряду пострадавших в результате сбоев в работе светофора в городе Владимире, наоборот, не удалось доказать в суде свою правоту именно из-за отсутствия материалов фото- и видеофиксации:.
Кстати, несмотря на то, что суды были проиграны, вскоре после случившихся ДТП на светофоре была установлена дополнительная секция — стрелка, регулирующая поворот налево. Получается, что каждый поданный участниками дорожного движения «инфраструктурный иск» даже в случае неудачного исхода дела, помогает хотя бы исправить допущенные профильными службами нарушения, считает Мария Терехова:
Еще одна группа дел связана с состоянием дорожного полотна на улице Луначарского в городе Владимире. Весной 2016 года произошла серия ДТП, «виновником» которых стали оттаявшие после зимы глубокие ямы. Мария Терехова защищала интересы сразу двух пострадавших от бездействия городских дорожных служб — в марте в яме осталась «Мазда» Алексея Мудрова, в еще через месяц в нее же влетела машинка поменьше.
Фото Алексея Мудрова
По словам специалиста по безопасности дорожного движения, действия Мудрова можно считать показательными. Оценив произошедшее, водитель тщательно зафиксировал причиненный машине ущерб (оказались пробитыми два колеса и повреждено два диска), вызвал сотрудников ГИБДД, собрал полный пакет документов для обращения в суд и нашел профильного юриста.
В результате - владелец «Мазды» предъявил в казначейство исполнительный лист на сумму 46 тысяч рублей. Кроме причиненного машине ущерба, оцененного экспертами в 40 тысяч, Мудров возместил убытки, понесенные в связи с диагностикой автомобиля, судебные издержки, оплату услуг оценщика, госпошлину и оплату работы представителя (юриста). Вторая пострадавшая - владелица автомобиля "Форд Фиеста" - при помощи Марии смогла отсудить у ЦУГДа сумму в 56 тысяч рублей.
Бывают случаи, когда в соответчиках ЦУГДа или МКУ «Благоустройство» идут специалисты коммунальных служб. Чаще всего, речь идет о «Владимирводоканале», отвечающем за крышки канализационных люков. Мария Терехова вспоминает, как отстаивала права владельца таксомоторной компании, одна из машин которого, наехал колесом на крышку люка и разбил всю нижнюю часть автомобиля. А сейчас в производстве другая, не менее показательная история:
Автоюрист рассказывает, в что в ее практике был и еще один интересный случай, произошедший на улице Асаткина. Во время проливного дождя вода на дорожном полотне прибывала с такой скоростью, что ехавший по дороге «Мерседес» в буквальном смысле утонул, в результате чего произошло серьезное повреждение двигателя машины:
Мария Терехова рассказывает, что давно не дает никакой рекламы: «У нас маленький город и лучше всего работает «сарафанное радио». А вообще люди стали грамотные. Сейчас все общаются между собой в интернете и узнают друг от друга, что можно сделать и как можно действовать. Самый полезный ресурс в этом смысле — группа «ВКонтакте» «Подслушано Автомобилистов | Владимир», в настоящее время имеющая уже более 36 тысяч подписчиков. Многие мои клиенты приходят именно оттуда».
Один из таких исков, созданный «коллективным сетевым разумом», связан с нарушениями в организации дорожного движения в районе «Пекинки»:
Мария Терехова обращает внимание водителей, попавших в ДТП не по своей воле, что нежелание «связываться с чиновниками» в попытке отстоять свои права влечет за собой вероятность того, что и другие владельцы транспортных средств могут пострадать на плохо обслуживаемых участках городских дорог.
Например, в сентябре 2014 года юрист стала свидетелем того, что из-за отсутствия знака «Уступи дорогу» в районе дома № 36 по ул. Стрелецкая, девушка, ставшая «помехой справа» для скутериста, не стала оспаривать свою вину и была привлечена к ответственности: «Возможно, если бы она решила идти дальше, на этом месте появился бы знак "уступи дорогу", но пока воз и ныне там - безопасность на этом участке люди обеспечивают себе сами, соорудив самостоятельно искусственные неровности».
Зебра ТВ запросила информацию о суммах, выплаченных по искам автовладельцам за последние три года в администрации города Владимира и руководства двух муниципальных организаций — МКУ «Благоустройство» и «Центра управления городскими дорогами».
Однако, в положенный по закону семидневный срок такой информации чиновники предоставить не смогли, сославшись на то, что для сбора архивной информации им требуется месячный срок.
