Сами криво насадили

Директор Ассоциации управляющих организаций Владимирской области Сергей Горбенко считает, что в провоцировании «социального взрыва» из-за роста платы за общедомовые нужды (ОДН) виноваты сами чиновники
Новости Автор: 7 февраля 2017, 14:49 30 7120

Директор Владимирской областной ассоциации управляющих организаций и предприятий в жилищной сфере Сергей Горбенко в интервью Зебра ТВ представил позицию управляющих компаний в нарастающем конфликте, связанном с применением федерального закона по новому начислению платы за общедомовые нужды (ОДН).

В конце января жители Владимирской области получили новые квитанции за предоставление коммунальных услуг, суммы в которых зачастую в разы превышают те, что люди платили за аналогичные услуги месяцем ранее. Связано это с тем, что отныне услуги за обслуживание общих площадей жилых домов (подъездов, холлов, лифтов, чердаков и подвалов) перешли из коммунальных в жилищные. И счета за ОДН впервые были выставлены не ресурсниками по реально потребленным расходам, а управляющими компаниями — по методике расчета, утвержденной на региональном уровне.

И вот уже около двух недель в адрес управляющих компаний (УК) со стороны чиновников и провластных общественников сыпятся упреки в том, что «управляшки» решили нажиться на своих жителях. По словам Сергея Горбенко, «социальный взрыв», как именуют эту ситуацию сами власти, вызван вовсе не выросшими бизнес-аппетитами управляющих компаний, а непрозрачными правилами игры, установленными местной властью. Управляющие компании, выставившие счета по букве закона, еще с осени 2016 года пытались проговорить новые схемы расчета по ОДН с чиновниками самых разных уровней, но их никто не захотел слушать, - говорит директор региональной Ассоциации управляющих компаний.

Сергей Горбенко, директор Владимирской областной ассоциации управляющих организаций и предприятий в жилищной сфере

  • Мы к этой истории повернулись лицом еще где-то осенью прошлого года. То есть, предвидя эту ситуацию и учитывая ту информацию, которая к нам поступала, мы начали ходить по ресурсоснабжающим организациям. Были в водоканале, были у энергетиков — пытались эту ситуацию понять в рамках начисления

  • То есть, как это начисление будет происходить, что за этим будет стоять, что будет с управляющими организациями

  • К сожалению, мы для себя ничего не услышали и ничего не поняли, поскольку ресурсники отстаивали свои интересы. И в части заключения договоров было очень много непонятного

  • Мы потом обратились в департамент ЖКХ администрации области. Были там несколько раз. Результат тот же самый: никто четко нам ответить не мог, в основном мы говорили с руководителем департамента

  • Потом мы обратились в департамент с официальным письмом, изложили свои вопросы. Но получилось так, что на эти вопросы мы опять же однозначного ответа не получили. Получили только разъяснения тех или иных документов. И нам сказали, что оставшиеся ответы мы получим на совещании в администрации области. А мы этим письмом просили пригласить нас, руководителей управляющих компаний, ресурсоснабжающих компаний с тем, чтобы всю эту ситуацию понять. Но на прошедшем совещании перед новым годом в администрации области ответов мы тоже не услышали

  • Мы попытались в конце прошлого года обратиться в городскую администрацию. Городская администрация тоже не нашла времени с нами встретиться

  • И получился январь, когда пошли эти начисления. И получилось то, что получилось. И органы власти теперь называют это социальной напряженностью, социальным взрывом. Но я уже сказал, что именно по этому поводу мы многократно с ними пытались встретиться и переговорить, но у нас ничего не получилось

По мнению Сергея Горбенко, обвинять управляющие компании в отказе «проявить социальную ответственность» и насчитать плату за ОДН, отступив от прописанных в законе методик расчетов, очень странно. Никаких альтернатив или даже намека на то, чем следует руководствоваться при таком «социальном подсчете», не существует. То есть, по логике чиновников, расчеты в таком случае должны быть взяты «с потолка», лишь бы народ не взбунтовался. А ответственность за такое самоуправство брать на себя, естественно, никто не хочет.

Директор Ассоциации управляющих компаний Владимирской области поясняет, что при таком раскладе может получиться, что в похожих домах, которыми управляют разные компании, плата за ОДН может сильно разниться. А деятельностью управляющих компаний после очередного витка недовольства жителей в таком случае заинтересуется уже не какой-нибудь «ЖКХ- Контроль», а реальные надзорные ведомства, и появятся уголовные дела.

Именно поэтому руководство УК так настойчиво сопротивляется просьбам и угрозам, основанным на одной единственной задаче - «снять напряженность» в преддверии очередных выборов. В этом случае, свалить всю вину на бизнесменов от ЖКХ - самый простой выход из ситуации. Хотя даже в разъяснениях, пришедших из Москвы, четко прописано - отступать от утвержденной методики расчета ни в коем случае нельзя.

Сергей Горбенко, директор Владимирской областной ассоциации управляющих организаций и предприятий в жилищной сфере:

  • На прошлой неделе мы были приглашены на рабочую группу комитета ЖКХ администрации города, где, в принципе, все это говорилось, все это повторялось

  • И в прошлом году, и в нынешнем году, когда все это произошло, все камни полетели в управляющую организацию. И говорилось о том, что управляющие организации попытались заработать и присвоить себе большие деньги. Об этом говорили что надзорные органы, что администрация города, что структурные подразделения администрации области

  • Мы им говорим, что есть порядок начисления, определенный теми же нормативными актами, на которые они ссылаются, где есть четкие фиксированные цифры, и их заменить практически никак нельзя

  • Нам говорят, что тот норматив, который был утвержден постановлением губернатора, его можно трансформировать. На что мы отвечаем, что там стоит фиксированная цифра: нет такого, что можно взять, например, от единицы до двух, там есть четко фиксированная цифра

  • Но нам опять говорят: «Вы неправильно поступили. Тогда, когда мы проводили совещания, когда мы проводили учебу что в жилищной инспекции, что в администрации города, мы всем все вроде бы объясняли»

  • И получается, что якобы объяснили одно, а управляющие организации все сделали по-другому, в результате чего все и получилось так

  • Никто от ошибок не застрахован. На Востоке говорят, что если человек шел, споткнулся и упал - это не говорит о том, что он не умеет ходить. Но почему-то в последнее время органы власти сделали из управляющих организаций такой камень зла, что больше слов не находится

  • По нашему мнению, из того, что сейчас произошло, администрация города и, наверное, некоторые структурные подразделения области просто хотят сохранить свое лицо, переложив все на управляющие организации. На комитете по ЖКХ руководителем департамента цен и тарифов было сказано, что сейчас готовится письмо в адрес органов местного самоуправления для того, чтобы управляющие организации провели перерасчет

  • Мы задали вопрос: на основании чего перерасчет? У вас есть какая-то аналитика? Есть какие-то выявленные нарушения? Четкого ответа мы не получили, потому что все эти разговоры ведутся на основании квитанций. То есть, есть квитанция, которая была в прошлом году с одной цифрой, и есть вторая - которая где-то в два, в три раза превышает ту цифру, которая была в прошлом году. Вот на чем идет оперирование разговором

  • И когда мы предложили это письмо немножко трансформировать и написать в нем, например, о том, что произошла такая-то ситуация, есть нарушение такого-то нормативного закона, и такие нарушения происходят по всей области. Если такие нормативные документы есть, давайте на основании них сделаем перерасчет. Но мы не получили четкого ответа. Нам опять сказали, что напишут разъяснительное письмо

  • Тогда опять возникает вопрос: на основании чего управляющие организации будут делать перерасчет?

  • Второй момент. Мы звонили в Москву в Национальный жилищный конгресс - есть такая структура, которая занимается проблемами управления многоквартирными домами. И нам там сказали четко: если есть постановление губернатора или нормативный документ, которым четко установлены нормативы потребления, вы не имеете права брать другую цифру. Иначе это может для вас плохо закончиться

  • У одного из руководителей пришел новый номер журнала «Жилкомаудит». И там один из юристов опять-таки черным по белому написал то, что я уже сказал: если имеется цифра норматива, ее ни в коем случае нельзя менять

  • А, если допустить такой факт, что сейчас какие-то управляющие организации, если прямо говорить, по воле администрации того или иного города или района применят другие значения при расчете этих начислений, может получиться так, что или два соседних дома, или две одинаковых территории могут получить разные цифры

  • И тогда получится, что в разных управляющих организациях будут разные квитанции, потому что один применил одно значение, а другое — другое. И может произойти опять же социальный взрыв, который уже может привести к обращениям не только в органы власти, но и в прокуратуру

  • И тогда органы прокуратуры уже за это дело возьмутся — что и как это будет, пока это никто не прогнозирует, никто об этом не говорит

  • Сейчас самое главное снять вот эту, как все говорят, напряженность, которая возникла якобы из ничего

На вопрос о том, что думают в региональной Ассоциации управляющих компаний о предложенной властью методике расчета, Горбенко ответил, что сейчас рынок вообще не может оценить адекватность прописанной властью формулы. В распоряжении управляющих компаний нет данных о реальном потреблении ресурсов для общедомовых нужд. Информацию о том, что эта плата (насчитанная по предложенной формуле) якобы серьезно разнится с тем, что выставляли до этого ресурсники, управкомпании получают исключительно извне:

«Ни одна ресурсоснабжающая компания не предоставила этих данных, хотя мы обращались. Данных и аналитики нет вообще ни у кого».

Сергей Горбенко, директор Владимирской областной ассоциации управляющих организаций и предприятий в жилищной сфере:

  • Звучит такая мысль, что платить нужно как бы по фактическим расходам. С другой стороны, ряд управляющих компаний обратился в ресурсоснабжающие организации с просьбой представить эти фактические расходы - показания индивидуальных приборов учета. Ни одна ресурсоснабжающая организация эти расчеты не представила

  • Согласно нормативным документам, есть методика расчета, некая формула, по которой производится порядок начислений

  • Еще раз говорю, при применении этой формулы используются фиксированные цифры. То есть, отсюда и появился норматив, который и привел вот к этому увеличению

  • Просто в этих расчетах у разных управляющих компаний участвуют разные цифры, которые присутствуют на том или ином доме. Например, тариф на электроэнергию для всех одинаковый, а площади домов - разные, площади квартир - разные

  • В основном, все это сейчас идет по тем управляющим организациям, которые пошли по максимуму. То есть, использовали именно те цифры, которые нужно было взять по закону

Директор региональной Ассоциации управляющих компаний обращает внимание еще и на то, что, если даже такие данные сейчас и будут получены, то серьезно рассчитывать на них в перспективе вряд ли возможно. Ведь «реальные расходы» на ОДН теперь будут неуклонно расти - новый закон лишает жителей всякой мотивации заниматься модернизацией и учетом для экономии ресурсов.

Сергей Горбенко, директор Владимирской областной ассоциации управляющих организаций и предприятий в жилищной сфере:

  • Раньше были мероприятия по энергосбережению, куда входило и электричество, и вода, и отопление. Нам в свое время и счетчики ставили, и утепляли подъезды, и вставляли пластиковые окна, и вкручивали энергосберегающие лампочки

  • С вводом этих нормативов получается, что эти мероприятия уже ушли в Лету. То есть, их уже можно не проводить. Потому что жители уже сейчас говорят: нам не нужны вот эти энергосберегающие лампы. Верните нам дешевые за условные 10 рублей, которые можно вворачивать каждый день

  • Те или иные потери в доме все-равно есть. Но получается, что с вводом этих нормативов заниматься этими потерями практически бессмысленно. И жители это прекрасно осознают

  • Они приходят в управляющую организацию, и говорят: «Все, ребят! Нам больше нет смысла ничем заниматься»

  • Помните, когда принимался нормативный документ по установке индивидуальных счетчиков, нам говорили, что мы будем платить меньше. Но на деле оказалось не совсем так, потому что появились общедомовые расходы - та дельта, которая образовывалась между разницей показаний общедомового и индивидуальных приборов учета. И эту дельту разбрасывали на собственников. И в итоге, мы стали платить все-равно больше

  • И здесь - аналогичная ситуация. Когда сказали, что при том или ином нормативе потребления вы останетесь, как минимум, на том же уровне или будете меньше платить - оказалось, что совсем наоборот

  • И я не буду приводить сейчас те слова, которые говорили жители в адрес органов власти о данном законе. Но, если мягко сказать, он - против людей

По мнению Сергея Горбенко, публичный накат», который идет на управляющие компании, не ведет к стабилизации отношений всех участников местного рынка ЖКХ:

Мы свои предложения дали. Выступить с законодательной инициативой есть право у структурных подразделений администрации Владимирской области, есть возможность у администрации города Владимира и других городов и районов. Но на сегодняшний день, учитывая наш разговор с департаментом цен и тарифов, нам не сказали, что такая инициатива от кого-то поступила.

Сергей Горбенко, директор Владимирской областной ассоциации управляющих организаций и предприятий в жилищной сфере:

  • Сотрудники той или иной управляющей организации — от секретаря и до директора — с каким бы настроением житель ни пришел, всегда в спокойной и вежливой форме ему объясняли и объясняют то, почему появились такие цифры

  • В ряде случаев жители уходят удовлетворенные. В ряде случаев они, учитывая ту атмосферу, которая создается сейчас средствами массовой информации с накатом на управляющие организации, все равно говорят, что «вы все воры» и далее в таком же духе

  • Хотя нет ни одного судебного решения, которое бы подтвердило то, о чем говорят жители. Еще в свое время Владимир Владимирович Путин сказал, что степень вины определяет суд, а до этого ни одно лицо не имеет права оскорбить этим другого. Но все равно это у нас продолжается. А сотрудник управляющей организации вам в ответ на такие заявления только мило улыбнется

  • Еще раз говорю, мы свои предложения направили в администрацию города Владимира, направили их в департамент цен и тарифов. В этой части мы считаем, что сделали все, что могли, не считая того, что мы пытались сделать раньше

По словам Горбенко, обвинения в том, что некоторые управляющие компании начислили жителям плату «по предельным» тарифам, в результате чего разница между данными в старых и новых платежках особенно заметно выросла, совершенно неуместны. Разница в росте начислений произошла не из-за методик расчета, а из-за того, что в одних домах объемы общедомовых площадей намного больше, чем в других. А это напрямую связано именно с новой методикой расчета платы за ОДН.

Директор Ассоциации управляющих компаний Владимирской области намекнул, что за активным нападением на руководство УК, вероятно, стоят бизнес-интересы самих сотрудников «ЖКХ-Контроля», руководство которого не так давно инициировало дополнительное лицензирование «управляшек».

Горбенко предполагает, что Альберт Русанен, активнее всех развязывающий войну в коммунальной сфере в связи с проблемой ОДН, «исполняет чей-то заказ»:

«Я думаю, что без той или иной администрации здесь не обходится. Просто администрации сейчас нужно соблюсти свое лицо, поэтому Русанен выполняет заказ - что по радио, что на завтраках, что везде».

Сергей Горбенко, директор Владимирской областной ассоциации управляющих организаций и предприятий в жилищной сфере:

  • Когда все это закрутилось, ряд управляющих организаций сделал свою аналитику. И эта аналитика получилась для них весьма печальной. Получалось, что, если не через месяц, то, максимум, через два или три месяца все управляющие организации будут банкротами. То есть, они уходят в глубокий минус

  • А не то, что они оказываются в плюсе. Потому что те затраты, которые они понесут, с тех отчислений, которые они будут делать, денег не останется на ремонт домов, он может вообще прекратиться

  • Денег останется только на то, чтобы, может быть, я не совсем корректно выражусь, ввернуть лампочку. То есть, уходят управляющие организации в глубокий минус. Но этого почему-то органы власти на сегодняшний день тоже понимать не хотят

  • Сейчас одна задача: снизить напряженность и уменьшить платежи. А что будет дальше, пока это никого не волнует

  • «ЖКХ-Контроль» говорит: вот, они такие-сякие. Жилищная инспекция говорит: «Мы их накажем и так далее». Но почему раньше надзорные органы пытались провести диалог. А сейчас, как дамоклов меч: если ты оступился, сразу штраф, а штрафы там будьте любезны какие

  • На комитете по ЖКХ председатель «ЖКХ-Контроль» господин Олейник вообще предложил провести дополнительное лицензирование

  • На что я ему сказал, что он сейчас проведет лицензирование УК таким же образом, как это было сделано в прошлый раз. И кто на рынке-то останется? Вы будете, как «ЖКХ-Контроль» управлять домами вместе с той аффилированной управляющей организацией, в которой, по нашей информации, вы и ваши коллеги работаете?

  • Я думаю, что Русанен исполняет заказ. Чей заказ - можно только предполагать. Я думаю, что без той или иной администрации тут не обходится. Просто, на мой взгляд, администрации сейчас нужно соблюсти свое лицо. И поэтому Русанен что по радио, что на завтраках, что везде

  • А по сути, еще раз говорю, ни один из жителей всего Фрунзенского района города Владимира, которые были, по-моему, в пятницу на встрече в школе искусств, не бросил камень в адрес управляющих организаций, и, в первую очередь, большой «МУП ЖРЭП»

  • Хотя представитель жилищной инспекции опять махала пальчиком

Во Владимирскую областную Ассоциацию управляющих организаций и предприятий в жилищной сфере входит 15 УК и 3 ТСЖ. Ассоциация, созданная 2 года назад, призвана налаживать взаимодействие с органами местного самоуправления, разрабатывать документы по реформированию ЖКХ и зашищать права и интересы управляющих компаний.