Совокупность трагических факторов

Владимирские парашютисты высказали свое мнение о причинах гибели двух своих товарищей в Киржаче в воскресенье 6 июля
Новости Автор: 9 июля 2014, 16:42 5 25938

Сегодня, 8 июля, в Москве простились с двумя погибшими под Киржачем парашютистами: опытным 60-летним инструктором Леонидом Копельчуком и прыгавшим в первый раз двадцатилетним Юрием Грачевым. Оба погибли, прыгая тандемом, в воскресенье 6 июля с высоты 4000 метров.

И сегодня владимирские товарищи погибших по парашютному спорту из авиационно-спортивного клуба ДОСААФ поделились некоторыми подробностями происшествия и своим мнением о причинах киржачской трагедии.

Тандем-инструктора Леонида Копельчука владимирские парашютисты знали лично. По их словам, это был очень опытный, смелый, абсолютно здоровый для своих 60 лет человек. На его счету было около 6300 прыжков. Впервые Копельчук прыгнул с парашютом в армии, но профессионально начал заниматься парашютным спортом уже в зрелом возрасте. Имел высшую парашютную квалификацию: тандем-экзаменатор. Таких в России всего чуть больше 30 человек. Леонид Копельчук увлекался бейсджампингом, совершил не менее 1000 экстремальных прыжков с опор высоковольтных линий, мостов, телебашен (в том числе, Останкинской), высотных домов, скал. У Копельчука было много учеников, которые его очень любили и уважали. Он был достаточно известной личностью, несколько раз телеканалы (в том числе «Первый канал») показывали сюжеты про его подвиги.

UIioL_gyYOM.jpg

6 июля Копельчук прибыл на аэродром в город Киржач Владимирской области, выполнил в тандеме один удачный прыжок. Основной парашют ко второму прыжку с 20-летнем Юрием Грачевым собирал сам. Погода была солнечная и маловетреная. Около 3 часов дня Ан-28 с группой парашютистов, прыгавших тандемом, поднялся в воздух. На высоте 4000 метров началась высадка.

Дальше, по словам Михаила Шепета, начальника владимирского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ, Копельчук с Грачевым должны были свободно падать до высоты 1600 метров. После чего инструктор должен был открыть основной парашют. Парашют не раскрылся. У Копельчука, говорит Шепета, на то чтобы сориентироваться, отстегнуть и отбросить основной парашют (так положено по инструкции), а затем раскрыть запасной было примерно 20 секунд. Это больше, чем достаточно, утверждает владимирский парашютист.

Судя по всему, Копельчук все сделал так, как полагается, предполагает Михаил Шепета, но в результате неопределенных причин, произошла небольшая задержка, «запаска» сработала уже на низкой высоте, парашют вышел из камеры, но наполниться воздухом не успел. «Ему не хватило 3-4 секунды, - добавляет Шепета, - но это мои личные ощущения».

После 75 секунд полета со скоростью 200 километров в час инструктор и его напарник упали в лесную местность недалеко от аэродрома. Через полтора часа их нашли. Врачам оставалось только констатировать смерть обоих парашютистов.

«Это трагедия. Таких прыжков выполняется в год миллионы в мире. И такой случай - единичный. Ситуация абсолютно шоковая для всех, потому что этого не могло быть - техника слишком надежная на сегодняшний день. Она не идет ни в какие сравнения с тем, что было, когда я начинал заниматься парашютным спортом. Раньше отказ парашюта - это была норма, сейчас - это больше нонсенс. И у людей сейчас совершенно не сопоставимый опыт с тем, что было 20 лет назад», - объясняет Михаил Шепета.

tPpO5Lf8ziM.jpg

Владимирские парашютисты уверены, что к трагедии привела цепь случайностей. Началось все с нераскрывшегося основного парашюта. Он был достаточно новым и технически абсолютно исправным. Укладывал парашют сам Копельчук. Очевидно, случайно при этом он допустил ошибку.

«Чековочный трос не вышел из петли зачековки ранца», - говорят владимирские специалисты. Копельчук сам укладывал этот парашют. Он имел на это полное право. Видимо, просто поторопился. Может быть, недосмотрел. Может быть, что-то отвлекло. В данном случае это из разряда догадок», - говорит Михаил Шепета.

Случаи отказа основного парашюта не часты, но периодически происходят и заканчиваются они всегда раскрытием «запаски». «Но, что-то у Леонида пошло не так и запасным парашютом воспользовался низковато. Что у него произошло, мы сейчас можем строить только догадки. Все действия необходимые он предпринял от и до. Где-то что-то пошло не так. Мы свое мнение в акте высказали, но до тех пор, пока его не утвердят, мы его оглашать не будем», - заявил Михаил Шепета.

«Основная версия - человеческий фактор, и от нее, я думаю, не удастся отойти», - высказал свое мнение Михаил Шепета, участвовавшего в осмотре парашютов разбившегося тандема и проверке документов.

Расследование инцидента в ДОСААФ продолжается. По его итогам будет составлен акт технического осмотра парашютной системы и акт расследования происшествия. С ними будут знакомиться в Москве в департаменте авиации. Со своей версией произошедшего определятся и следователи. По результатам проверок, возможно, будут приняты процессуальные решения.

Прыжки тандемом в аэроклубах ДОСААФ сразу после трагедии были отменены «до проведения плановых профилактических мероприятий» - занятий по действиям в особых случаях, дополнительных контрольных занятий, проверки всех систем. Владимирскому аэроклубу, базирующемся на аэродроме в Семязино, к прыжкам тандемом приступить пока не разрешили.