Регистрация / Вход Пн, 27 февраля 2017, 19:05

Во что верят владимирские студенты?

Во Владимирском госуниверситете изучили религиозную самоидентификацию студентов: к церкви молодежь относится позитивно, но студенческая вера в Бога поверхностна
25 Февраля 2014, 15:48 14 2876

Во Владимирском государственном университете исследовали отношение студентов к религии и выяснили насколько они считают себя верующими.

В ходе социологического опроса выяснилось, что 35% из числа опрошенных студентов ВлГУ называют себя верующими. Еще 30% говорят, что они скорее верующие, чем неверующие. То есть 65% респондентов в студенческой среде так или иначе относят себя к верующим. Кстати, согласно данным последних соцопросов, среди взрослого населения Владимирской области 40% - определенно верующие и 45% готовы считать себя таковыми с незначительными оговорками. Получается, что уровень религиозной самоидентификации среди взрослых ненамного выше, чем среди молодежи.

ПОВЕРХНОСТЬ ВЕРЫ

Практически все студенты Владимирского госуниверситета, принимавшие участие в исследовании, крещеные - 91% респондентов. Правда, крещены они родителями еще в несознательном возрасте. На вопрос о религиозном воспитании в семье примерно 29% участников исследования ответили, что нечто подобное в их семье было, но без нажима. Еще 30% студентов говорит, что родители учили их, как вести себя в храме, или как правильно поставить свечку. Подавляющее большинство - более 90% - относят себя именно к православным.

Анализируя результаты опроса, исследователи пришли к выводу, что у большинства владимирских студентов позитивное отношение к вере, и религиозна тематика представляет для них устойчивый интерес. Правда, глубина религиозных чувств вызывает у социологов определенный скепсис.

Загрузка плеера

  • Даже те, кто не считают себя верующими, называют себя православными. То есть это не столько с верой связано, сколько является идентификационным фактором: русский - значит православный
  • Тем не менее, это вещь достаточно поверхностная, потому что церковь посещает достаточно маленькое количество студентов - менее 15%
  • Очевидно, что православие - это такой общекультурный фон, на котором наше общество развивается
  • Религия стала допустимой и разрешенной. В советские времена большинство бы себя верующими не признало, да и не являлось таковым
  • Сейчас большого ухода в религию не произошло, но теперь принято называть себя верующим
  • Если мы спрашиваем у студентов, знают ли они 10 заповедей, то они могут назвать только несколько самых важных «не убей» и «не укради»
  • Мы с таким не сталкивались, чтобы кто-то из назвал все 10 заповедей. Причем именно в том порядке, в котором они идут
  • Основ веры тоже, по большому, счету никто не знает
  • Если мы спрашиваем, читали ли они какую-нибудь литературу, некоторые отвечают, что читали Библию. Но на самом деле мы понимаем, что это неглубокое проникновение в религию
  • Но тем не менее, отношение к религии позитивное

СВЕТСКОСТЬ ЖИЗНИ

Исследователи выяснили, что декларируемая религиозность студентов вполне уживается со светским образом мысли и жизни. Например, среди любимых праздников у студентов на первом месте светские - Новый год, День Победы, 23 февраля и 8 марта. А вот религиозные праздники на периферии студенческого внимания, главные среди них - Рождество и Пасха, причем Пасха по традиции более популярна. Ну а соблюдение поста воспринимается молодежью скорее как дань моде или экстремальное испытание, а не как духовная практика.

Интересно, что вера в Бога и вера в науку для участников опроса примерно равны по силе. А вот различные суеверия, мистика и таинственные силы не воспринимаются нынешними студентами всерьез. Авторы исследования констатируют, что светский характер общества и вера в разум идут бок о бок с верой в Бога и совершенно не противоречат друг другу в сознании владимирских студентов.

Загрузка плеера

  • Несмотря на то, что присутствует позитивное отношение к религии, повседневная жизнь студента подчиняется не религиозным канонам, а светской морали
  • Об этом говорит ответ на вопрос «Какой бы вы хотели видеть Россию?».
  • Были предложены различные варианты ответов: Святая Русь, православное государство, монархия, Москва - III Рим, атеистическое государство, светское государство
  • На первом месте - светское государство со свободой вероисповедания.
  • Атеистическое государство отвергается примерно так же, как отвергается монархия и православное государство

ДУХОВНЫЙ КОНФОРМИЗМ

Выбор в пользу светскости подтверждается и исследованием среди родителей пятиклассников по итогам года введения в школьную программу «Основ религиозной и светской этики». В целом отношение у владимирских родителей позитивное, но при этом больше половины выбрали не основы православной культуры, а основы светской этики. Более того, родители не очень приветствуют возможность того, что священники будут писать учебники по этим дисциплинам или приходить преподавать их в школу.

А вот различные религиозные практики интересуют студентов очень мало. Настоящий духовный поиск - удел единиц. Исследователи считают, что студенты всерьез не задумываются над содержанием веры, а просто берут то, что им предлагает социальный контекст. Православие воспринимается как общая идейная основа - русский человек должен быть православным. И студенты, особо не задумываясь, так и маркируют себя «православными». Это достаточно комфортная позиция, при которой человек не ищет и не сомневается, а берет то, что ему предложено.

Загрузка плеера

  • Такая внешняя и поверхностная ориентация на православие и религиозность связана не с каким-то духовным поиском
  • Это очень удобная позиция, когда ничего искать не надо. Вот мне предложено. Вот я так сам себя назвал и это позволяет мне считать себя верующим, моральным, нравственным, вписывающимся в нашу единую общность, чувствовать себя частью чего-то целого
  • И искать ничего не надо. Это называется примкнуть к мейнстриму

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ

Относительно толерантного отношения к иноверцам социологи получили достаточно умиротворяющие результаты. В ходе опроса никаких негативных оценок в адрес представителей других религий не прозвучало. При этом ученые предупреждают - межконфессиональные отношения настолько тонкая материя, что не стоит ее рассматривать в отрыве от других аспектов мировосприятия.

Загрузка плеера

  • Сосуществование религий воспринимается нормально. Межнациональные проблемы воспринимаются намного более остро, чем межрелигиозные. И, слава Богу, пока не выливаются в какие-то межрелигиозные конфликты
  • Когда местное население конфликтует с узбеками или выходцами с Северного Кавказа, то они с ними конфликтуют как с этнически другими, а не как с носителями мусульманской идеологии
  • Поэтому в вопросе веры достаточно толерантное отношение. Хотя определенное опасение в этом отношении есть
  • Ксенофобия отчасти и религиозным аспектом объясняется. Все большее количество людей другой культуры, других ценностей, в том числе и религиозных, приводят к опасению, что придется жить не по своим нравственным законам, а по их нравственным законам
  • Но это пока не проявляется открыто и существует латентно

*Исследование «Религиозная самоидентификация студентов» - совместный проект кафедры философии и религиоведения ВлГУ и «Среднерусского консалтингового центра» - часть большого проекта, посвященного исследованию религиозной идентичности жителей Владимирской области. Опрос студентов ВлГУ проводился в начале учебного года - осенью 2013 года. Выборка - 800 студентов 1-2 курса с гуманитарных и технических специальностей.

Смотрите также
«Быть не только гражданами, но и воинами»
Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий прокомментировал присвоение ему звания Почётного гражданина Владимирской области и заверил, что Церковь денно и нощно молится за всех защитников Отечества, которые постоянно побеждают Зло
Василий Васильевич Жиков
Не стало одного из самых авторитетных математиков Владимирской области, профессора ВлГУ, автора более 150 научных трудов, доктора физико-математических наук Василия Жикова