Напомним, 26 августа был ограблен вязниковский историко-культурный музей. Грабители под покровом ночи вынесли три ценные картины - "Лес. Ели" Шишкина, "Рыболов" Коровина и "Первый снег" Жуковского. Прокуратура выяснила, что женщина-сторож ушла из музея, не заперев дверь и не поставив здание на сигнализацию. Ну а условия, в которых хранятся экспонаты, и система их учета, также не выдерживают никакой критики.
Руководитель пресс-службы областного УМВД Анна Басова подняла архивы и рассказала Зебра-ТВ историю о том, как тот же самый музей уже был ограблен ровно 31 год назад.
В ночь на 6 сентября 1982 года некий Борис Линц (фамилия изменена по просьбе полиции), которому в то время был 31 год, ночью по водосточной трубе проник в здание и, выставив стекло при помощи ножа и пассатижей, проник в здание (накануне Линц побывал в музее и на пробу украл из витрины две две старинные книги, оцененные позже в сумму 7 рублей). Прихваченные восемь картин (Всеволожский «Черешня», Мешков «Море у острова Капри», Калмыков «Оттепель», Дубовский «Собор святого Марка в Венеции», Дубовский «Площадь перед собором святого Марка в Венеции», Айвазовский «Черное море», Пимоненко «Закат солнца», Куликов «Портрет Сенткова С.И. С дочерью») предприимчивый молодой человек спустил во двор музея и вывез на приготовленной тележке в парк, где спрятал рамы. Сами же полотна Линц унес с собой в лифтерную, где в то время ночевал.
Пойманный позже Линц полностью признал свою вину, но о местоположении похищенных полотен правоохранителям так и не сообщил! По его тогдашней версии, он, побоявшись преследования, после похищения уничтожил музейные ценности. Стоимость ущерба, нанесенного вязниковскому музею, по тем временам была оценена в 11 970 рублей. Самой дорогой среди похищенного, разумеется, была картина Айвазовского, ее оцененили в 4,5 тысячи рублей.
Ранее судимого Линца за кражу картин из музея в 82-м году приговорили к десяти годам и шести месяцам лишения свободы. А для возмещения причиненного ущерба было конфисковано его, видимо, немногочисленное имущество. В 84-году осужденный пробовал обжаловать приговор, но суд оставил его без изменения.
По сведениям, полученным от сотрудников полиции, в произнесенном на суде последнем слове Линц говорил о том, что он отсидит за кражу, а потом жизнь его сильно изменится. По неофициальным данным, после освобождения из мест лишения свободы, музейный грабитель Линц сильно «поднялся», занявшись бизнесом.
Управление вневедомственной охраны УМВД РФ по Владимирской области предоставило Зебра-ТВ информацию о том, как на сегодняшний день охраняются ценности, имеющиеся в региональных учреждениях культуры.
Из 149 объектов культурного наследия 133 находятся в зоне действия патрульно-постовой службы, 104 - под ответственностью вневедомственной охраны, 8 объектов охраняется стационарными постами полиции, а сигнализацией оборудованы 96 объектов. За сохранностью фондов еще 13 учреждений следят сотрудники ЧОПов.
По данным вневедомственной охраны, серьезную озабоченность вызывает необеспеченность охраной 23-х объектов культуры. А уровень безопасности в еще 9-и, где за порядком следят сторожа и вахтеры, откровенно оставляет желать лучшего. На 32-х объектах нет нормального ограждения, на 17-и - телефонной связи, а технические средства охраны в подавляющем большинстве сильно устарели.
Регулярно выносимые предписания по передаче предметов старины, хранящихся в фондах учреждений культуры, под централизованную охрану, чиновниками зачастую не выполняются из-за недостатка финансирования.
Нормальной охране региональных памятников препятствует также принятое год назад постановление правительства «О внесении изменений в приложение №1 к постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587», согласно которому из перечня объектов, подлежащих государственной охране, исключены государственные музеи, библиотеки, архивы, особо ценные историко-культурные заповедники и архитектурно-мемориальные комплексы. Вневедомственная охрана не имеет возможности выигрывать торги из-за слишком низких расценок на подобные услуги. К примеру, стоимость централизованной охраны культурных фондов для города Владимира оценивается в 4,69 рублей в час (3423,7 рублей в месяц при круглосуточном режиме охраны), для районов области — в 3,58 рубля в час (или 2613,4 в месяц).