Круглый стол по проблемам исторического ядра Владимира хотели провести еще несколько недель назад, но собрать в одном месте архитекторов, музейщиков, рекламщиков и коммунальщиков оказалось не так-то просто. И вот сегодня все заинтересованные стороны наконец-то нашли время встретиться и объяснить мэру города, каким должен стать Владимир, чтобы нравиться и туристам, и горожанам.
Трансляцию вел главный редактор Зебра ТВ Сергей Головинов
- Добрый день, любители различных онлайнов на Зебра ТВ. Вот я и добрался до мэрии. Дороги на троечку с плюсом. Пока ехал от Офицерской до Горького видел пару заносов на встречку. Хорошо, что крался на третьей скорости, а то бы не читали вы сейчас эту трансляцию.
- 516 кабинет мэрии явно не подходит для такого представительного форума - более 30 приглашенных и выступающих. Но в тесноте, да не в обиде. Вот и мэр пришел, обходит стол по кругу и здоровается со всеми за руку, включая журналистов и операторов.
- Сахаров поблагодарил всех за проявленный интерес к судьбе исторического ядра города Владимира. Сахаров говорит, что процесс дальнейшего развития некоммерческий. Но цена вопроса, за который бьются, очень высокая.
- Мэр Сахаров сразу же широкими мазками обозначает главные проблемы исторического центра: ветхое жилье, дряхлые коммуникации, транспортный тромб, состояние памятников и рекламы.
- Первая проблема - ветхое и аварийное жилье, его расселение. Выступает начальник городского управления ЖКХ Евгений Михайлов.
- Главный городской коммунальщик рассказывает, сколько надо собрать документов, чтобы признать дом ветхим или аварийным, а стало быть подлежащим расселению и сносу. Кроме проблем для жителей, ветхое и аварийное жилье - это головная боль и для городских властей. Михайлов докладывает, сколько комиссий надо собрать для принятия окончательного решения.
- Вот прямо сейчас, говорит Михайлов, в историческом центре Владимира есть только 9 многоквартирных домов под снос.
- А теперь Михайлов объясняет, что следующий шаг - это переселение людей из ветхих и аварийных домов. Эта задачка не для слабонервных. Народ нынче привередливый, а жилья в городе с гулькин нос.
- Сахаров говорит, что всего 133 дома в историческом центре, которые подлежат сносу. Для их расселения по подсчетам мэра надо примерно 1 миллиард рублей. Эту цифру он высчитал в уме прямо на глазах собравшихся. Я проверил на калькуляторе. Не врет.
- Вот этими своими расчетами и миллиардом Сахаров прибил энтузиазм. Все мечты о городе-саде как-то приземлились. Мечтать не вредно, но где деньги взять.
- Слово взяла Аксенова и рассказывает о том, какие наглые люди - это ее слова - живут в старых домах. Приводит пример развалюхи на углу Октябрьского проспекта и улицы Дзержинского. Это рядом с областной библиотекой и итальянским домом.
- Алиса Ивановна признает, что этот дом частный пример. Но наглость населяющих его людей ее возмущает. Домишко как гнилой зуб, но его жители строят вокруг сарая и чуть ли не конюшни, привозят стройматериалы и городят вокруг трущобы.
- На примере этого дома объясняют общие проблемы. Оказывается, были планы, что итальянский дом займет и угол, где стоит дряхлый домишко. Но инвесторы ограничились особняком рядом с областной библиотекой. Осталось маленькое "пятно застройки", которое не представляет большого коммерческого интереса и продать сложно.
- Кроме того, инвесторов пугают ограничения по высотности и прочие охранные регламенты. Строить что-то новое, красивое, современное и при этом сохраняя исторически выдержанный стиль очень-очень невыгодно.
- Слово взял Виталий Давидов, замначальника городского управления архитектуры. Суть его выступления в том, что есть федеральные программы, которые дают деньги на реконструкцию исторических центров российских городов. И все было бы прекрасно, если бы правительство не свернуло эти замечательные проекты.
- Но неунывающий Давидов говорит, что можно найти другие лазейки и попробовать вытянуть из Москвы деньги. Например, есть программа развития внутреннего туризма. В любом случае, уверен Давидов, без внешних финансовых источников с мертвой точки не сдвинуться.
- Но просто так ни правительство, ни бизнес деньги не даст. Надо оформлять кучу документов - всякие генпланы, кадастры, проекты. На бумаги зачастую денег надо столько же, сколько можно получить из федерального бюджета на реальное строительство. Но деваться некуда.
- Прозвучала интересная идея. Может стоить нагрузить строителей, которые возводят новые дома не в историческом центре, чтобы они платили своеобразный налог на реконструкцию старины.
- Идея красивая, но дополнительно по действующим российским законам обременить строителей нельзя. Хотя все знают, что они получают сверхприбыли.
- Чиновники мэрии говорят, что все равно можно напрячь строителей. Например, обязать их выделять квартиры для расселяемых из центра жителей.
- Сахаров сказал, что дом на улице Семашко, построенный с нарушением высотности, никогда не будет прощен. Компании "Игротек", которая его возводит, придется еще долго расплачиваться за нанесенный городу уродливый шрам.
- Депутат Русанен настаивает, что земля в историческом центре очень дорогая и привлекательная, надо просто уметь ее продавать и навешивать на покупателей побольше обременений.
- Его азарт пытаются остудить всякими нормами и законами, которые ограничивают оборот городских земель. Давидов так и сказал Русанену, если найдете нормативные акты, позволяющие выгодно продавать исторический центр, мы готовы работать.
- За окном завыли сирены. Пока в мэрии решают, что же делать с историческим центром, город, кажется, заваливает снегом и происходят какие-то ЧП. Сирены воют слишком уж тревожно.
- Мэр Сахаров резюмирует. Надо открываться навстречу предпринимателям. Надо рекламировать дома в историческом центре, которые подлежат расселению. Бизнес должен знать - сколько квадратных метров земли он может получить, сколько человек расселить, за какую цену купить.
- Управление архитектуры говорит, что такая информацию у них есть. Но мэра это не устраивает. Он говорит, что инвестора надо привлекать и не по его запросу выдавать сведения, а как размещать их как анонсы. Мол, продается жирный кусок исторической земли, для того, чтобы его купить, надо сделать то-то и то-то.
- Все, о чем говорят, наверное, замечательно с точки зрения бизнеса. Но, боюсь, что общественники и прочие защитники Спасского холма назовут эти беседы - "распродажей городской истории".
- Пока, и правда, речь идет только о торгах, аукционах, продажах, инвестиционных площадках. Что-то не слышно архитекторов и музейщиков. Хотя, видимо, и продавать свою историю мы толком не умеем.
- О, настал момент истины. Звучит ключевой вопрос: "Что мы тут хотим - распродать центр города или сохранить его". Сахаров отвечает - "Родина не продается". Дилемма встает между частным инвестором и государственной собственностью.
- Сахаров уже не шутит и говорит, что развилка действительно серьезная - либо сохранять муниципальную собственность на исторический центр и ждать федеральных денег, либо ринуться в пучину рынка и начать продавать центр города по кусочкам бизнесу.
- Я вот лично и сам не знаю, что лучше. Своих денег у города нет, ждать подарков от Москвы не приходится. Это с одной стороны. С другой стороны - бизнесу нужна только выгода, он не собирается слышать музейщиков и архитекторов. Зато, конечно, шустро расселит все трущобы, а вот что построит - непонятно.
- Насколько понимаю, никто для себя тоже пока не решил. И хочется, чтобы было движение, и колется, что придется отдать все в чужие руки.
- Но все это философия. Теперь стали обсуждать, как благоустраивать центр города. Вопросы вызывает мощение исторического ядра плиткой. Архитектор Пичугин утверждает, что эстетического удовольствия эта плитка не приносит. Предлагает согласовывать, благоустройство с архитекторами.
- Сахаров согласился, что и тротуарные ограждения и плитка не вызывает радости. Но объяснил, что мэрия в заложниках у закона о госзакупках. В торгах побеждают не те, кто предлагает самую красивую плитку или самое красивое ограждение тротуаров, а те, кто дают самую низкую цену. Вот и уродуем город из-за низкой цены.
- Мэр предлагает сломать эту систему. Он пообещал, что придумает схему, как обойти неподходящий для исторического центра принцип "дешево и сердито".
- С ним все согласны. Эстетические решения благоустройства центра города никому не нравится. Город уродуют мелочами, которые безвкусны из-за дешевизны.
- Алиса Ивановна Аксенова уже критикует и клумбы, и вертикальное озеленение. Ну, не знаю, это уже вкусовщина какая-то пошла. Кому-то нравится, кому-то нет. Похоже, заседатели круглого стола так и не придумают, как обойти примитивную схему госзакупок. Низкая цена так и будет диктовать нам вкусы.
- Очень вовремя вспомнили о свалках мусора в центре города. Оказывается, все дело опять в упрямых жителях, которым лень ждать мусоровоза, и они оставляют мешки с мусором на обочинах или выбрасывают в овраги. Строить контейнерные площадки невыгодно. Воспитывать людей бестолку. Что делать? Кстати, этот вопрос можно ставить после любого предложения в этой трансляции.
- Пошли мечты о раздельном сборе мусора. Мечтать прекратили, как вспомнили о том, что уже мечтали об этом и 5, и 10, и 20 лет назад.
- Депутат Скворцов вспомнил, например, что раздельный сбор мусора пытались ввести пару лет назад. УНР-17 пал жертвой выборов. Может, пора попробовать еще? - вопрошает Скворцов.
- Ага! - добавляю я от себе - пока не начались очередные выборы, когда в политических целях задушат очередную мусоровывозящую компанию :))
- Вот уже полтора часа умные и уважаемые люди говорят вроде бы о проблемах развития исторического центра. Наверное, я не умный и не уважаемый, потому что так и не понял, как эти проблемы решаться будут. Нет, что проблемы есть, я и до этого круглого стола знал. А вот как их решить, не знал. Теперь понимаю, что никто в этом городе не знает. Печальная мысль.
- Главный архитектор Крамников наконец-то сказал что-то конкретное. Чтобы избежать некрасивых элементов в благоустройстве города, не надо городить огород. Надо просто четко составлять конкурсные условия и прописывать в проекте эстетические требование. Все - и цена здесь ни при чем.
- Депутаты от КПРФ и "Справедливой России" сказали, что им пора идти на другое мероприятие. Поэтому им бы хотелось поговорить о рекламе в городе. Слово предоставили начальнику городского управления наружной рекламы Шульге.
- Шульга вещает о том, что сейчас тенденция к сведению рекламы в историческом центре к минимуму. Так и сказала - рекламе в истории не место. Интересно, а она видела фотографии старого Владимира? Я вот видел. До революции рекламы в центре было раза в три больше, чем сейчас. Ну-ну.
- Главная рекламщица города сетует, что во Владимире плохие дизайнеры, что уровень их ниже плинтуса. А на хороших дизайнеров бизнесмены тратится не хотят. И опять интересно, а она в других города рекламу видела? Я вот видел. Да ничем она там не красивее. Такая же, как и у нас. Может, начальнику городского управления рекламы вообще не нравится никакая реклама? Тогда все понятно.
- Если резюмировать выступления Шульги - рекламы в городе будет все меньше и меньше. Может, городу не нужны деньги от аренды рекламных площадей? Может, исчезновение световой рекламы сделает улицы светлей? Может, за яркими рекламными щитами нам откроются версальские фасады? Может быть, но я не верю.
- Тут уже пошло обсуждение звуковой экологии в центре города. Депутату горсовета Черкасовой не нравится громкая музыка, звучащая из магазинов и кафе, а также перед входами в торговые центры. Кроме громкости не нравится, что многие песни звучат на английском языке. Ну знаете, что, мне вот шансон не нравится, зато он на русском. Нет, это уже невозможно терпеть. Это не проблемы исторического ядра Владимира, а проблемы отдельных его горожан.
- Простите за скучную трансляцию. Я честно пытался найти здравое зерно. У меня не вышло. До следующих встреч. Надеюсь более интересных.