Юношам в коротких штанишках вход в ВУЗ запретят

В ВлГУ решили создать единый документ про «что такое хорошо и что такое плохо»
Новости 26 сентября 2012, 17:46 1 5330

Автор: Анна Хромова


Вчера вечером в ВлГУ на встрече студактива, к которому присоединились и некоторые преподаватели, обсуждали два любопытных документа: спущенный Советом Российского Союза ректоров «Кодекс профессиональной этики» ВУЗовского сообщества и написанный по его примеру «Кодекс корпоративной этики университета братьев Столетовых».


Текст федерального кодекса у владимирского научного сообщества пока особых нареканий не вызвал. Однако в нем есть масса интересной информации к размышлению. К примеру, становится понятно, как российский ректорат понимает приоритетные задачи отечественного образования: оно однозначно призвано служить потребностям общества и отрицает непрофильные научные поиски. Цитата: «образовательная и научная деятельность всецело подчинена пользе российского общества, является фактором обеспечения национальной безопасности и интересов государства». И еще: «представители образовательного сообщества ответственны за то, чтобы их деятельность отвечала интересам власти...». 


В Кодексе нет ни слова о свободном научном поиске истины или независимости взглядов ученых от сиюминутных пожеланий каких бы то ни было элит. А куцый кусок об академических свободах перемежается, к примеру, такими замечаниям: «Представитель образовательного сообщества согласует академическую свободу с ответственностью перед образовательной корпорацией и государством, полагая, что научно-образовательные результаты свободного академического выбора должны соответствовать этическим и правовым нормам российского общества».


Сотрудникам и преподавателям то и дело рекомендуется опираться на знания «российской академической корпорации в целом» и даже (!) «оказывать приоритетное внимание научным трудам российских коллег при цитировании и ссылках». То есть, вы там делайте-делайте свои открытия, у нас все равно квоты на ссылки на заграничные труды в этом месяце закончились.


А вот описания реальных этических коллизий, которые каждый день встают перед университетской средой, в тексте не нашлось. К примеру, как оценивать этичность поведения студента или преподавателя вне стен университета? Как избежать преследования за личные политические или гражданские взгляды? Каков механизм защиты от насильственных сборов на митинги в счет экзамена или рейтинг-контроля? Или как относиться к половым связям между студентами и преподавателями?


Второй (местный) этический кодекс, по словам презентовавших его проректоров, призван скорректировать «практику обыденного дня» университета. В стенах ВУЗа, к примеру, всем рекомендуется обращаться на «Вы», в дверях пропускать женщин и первым здороваться со старшими. Тут же запрет для студентов даже соваться к преподавателю со своими личными проблемами без предварительной договоренности (в том числе и при угрозе отчисления). Отдельный пункт — про СМИ. При общении с журналистами студенты и преподаватели должны «действовать в интересах университета». К тому же, всем сотрудникам и представителям администрации (за исключением ректора) запрещено «взаимодействие с представителями внешних структур» без разрешения «непосредственного руководителя».


В этическом кодексе буквально через запятую перечислено, что нельзя брать взятки «деньгами или подарками», когда лучше выдавать методическую литературу к следующему занятию, как предъявлять документы на входе в здание ВУЗа. Здесь же о том, что в помещениях учреждения нельзя курить, что сотрудники ВУЗа имеют право на льготные путевки на отдых и лечение, что при решении проблем необходимо руководствоваться принципом справедливости и на учебу нехорошо приходить в спортивных штанах. То бишь перемешаны методические рекомендации, правила внутреннего распорядка заведения, правонарушения, карающиеся уголовным кодексом (коррупция и плагиат), этикетные и этические нормы.


Создатели объясняют появление документа заботой о первокурсниках, которых надо не грузить сложным отечественным законодательством, а простым языком рассказать, что такое хорошо и что такое плохо.


Собравшиеся предложили добавить к тексту положения о невмешательстве в частную жизнь, о запрете прохождения процедур контроля знаний подставными лицами, студенческий и профессорский плагиат и подделку документов. Также в новой редакции «кодекса», скорее всего появится пункт о предъявлении повышенных моральных и нравственных требований к студактиву, как образцу для подражания не столь ответственной молодежи. А молодой проректор Александр Ведехин предложил отменить полный запрет на использование мобильной связи, и согласовывать использование телефонов и планшетов с преподавателем. 


Несколько пунктов вызвали особенно бурный интерес собравшихся. В уставе студентам и преподавателем рекомендуется скрывать принадлежность к субкультуре (к примеру, избегать массивных металлических аксессуаров), не носить чрезмерно дорогих туалетов, появляться в стенах ВУЗа в спортивной или пляжной одежде. 




После встречи между мужчинами-преподавателями состоялся любопытный разговор о том, в каких величинах и каким прибором мерить глубину декольте. Однако и они единодушны: «торчащие при наклоне стринги и вываливающиеся женские прелести» - для университета не самый лучший «прикид». Однако, если вы хотите уважения и соблюдения приличий, - подайте пример первыми, - парирует часть собравшихся. К примеру, в «кодексе» указано, что зимой в ВУЗе принято оставлять верхнюю одежду в гардеробе. Так, может, тогда пора этот самый гардероб построить? Сегодня раздевалок нет нигде, кроме главного корпуса ВлГУ, что оказалось большой новостью для создателей документа. Тогда как студенты вот уже лет десять вынуждены носить шубы и шапки и сваливать их на свободных партах в учебных аудиториях.




Та же история — с курением в стенах ВУЗа. Оказывается, в ВлГУ активно работает служба студенческой безопасности, которая проводит воспитательные разговоры со злостными курильщиками — нарушителями общественной дисциплины. По словам проректоров, меры к курильщикам будут приниматься самые серьезные — вплоть до отчисления. Однако организовать положенные по закону курительные комнаты у ректората нет ни денег, ни возможностей. 




Бурные дискуссии вызвал также пункт о запрете «дарения» преподавателям чего бы то ни было. Почтенное собрание долго выясняло, что в стенах ВУЗа можно назвать взяткой, а что — выражением любви и уважения к преподавательскому составу. В результате, цветы, за исключением особенно редких и дорогих видов и подаренные уже после получения оценки, вроде бы решили взяткой не считать. Однако проректор Наталья Юдина, дабы избежать противоречия с Уголовным Кодексом, решила проконсультироваться по поводу значения слова «подарок» со словарем.


Документ написан отделом по связям с общественностью ВУЗа и уже прошел первичное согласование с ректоратом. Но в занимательном обсуждении правил поведения интеллектуальной элиты может принять участие любой желающий. Для этого надо сформулировать собственные предложения и выслать их в ВлГУ до 8-го октября.