Почему во Владимире будущего исчезнут кондукторы

Анастасия Гусева:
guseva
Владимирские кондукторы зарабатывают примерно столько же, сколько водители и технический персонал. При этом их ценность с точки зрения бизнеса несопоставима. Без слесарей и водителей автобус или троллейбус никуда не поедет, в то время как от кондукторов нормальная работа подвижного состава никак не зависит. На качество перевозок кондукторы тоже не влияют, во всяком случае, в позитивном ключе
ИСТОРИИ 29 августа 2023, 09:50 28140
Фото из архива Зебра ТВ

Владимирский кондуктор — это человек, который работает 12 часов в день по графику 2/2. Все наблюдали этих уставших женщин, реже мужчин, которые отбиваются руганью от невежливых пассажиров (или наоборот). Летом автобусы и троллейбусы напоминают общественные бани, в межсезонье - утопают в слякоти и грязи, зимой - промерзают. Обилечивать людей в таких условиях, особенно в часы пик, могут только по-настоящему стойкие и нечеловечески гуттаперчевые.

Откроем секрет: городской общественный транспорт может быть привлекательным и без каждодневных подвигов. Тем более что они стоят немало. Зарплаты — главная статья расходов муниципального «Владимирпассажиртранса». В 2022 году перевозчик потратил на закупку энергоресурсов 216 миллионов рублей, тогда как на содержание персонала — 347 миллионов. Только кондукторы стоили транспортному предприятию, по нашим подсчётам, 110 миллионов рублей.

Нечеловечески гуттаперчивые во Владимире зарабатывают в среднем 39 тысяч рублей в месяц — примерно столько же, сколько водители и технический персонал. При этом их ценность с точки зрения бизнеса несопоставима. Без слесарей и водителей автобус или троллейбус никуда не поедет, в то время как от кондукторов нормальная работа подвижного состава никак не зависит. Их задача — собрать деньги за проезд; на качество перевозок они не влияют, во всяком случае, в позитивном ключе.

За рубежом эту простую мысль осознали давно, в российских городах — чуть позже, но так или иначе от услуг кондукторов постепенно отказываются. Одной из первых были Москва, за ней стали подтягиваться Санкт-Петербург и остальные. На бескондукторную систему переходят Великий Новгород, Ижевск, Киров, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Рыбинск, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Чита. В том же Коврове, хоть и вынужденно, но заменяют людей валидаторами.

Наибольших успехов добились в Перми, где в конце 2021 года практически одномоментно кондукторов убрали с 90% городских маршрутов. Количество безбилетников выросло, но убытки с лихвой покрыли экономией на зарплатах и строгим наказанием. За 2022 год пермским «зайцам» выписали 15 тысяч штрафов по 2,5 тысячи рублей каждый. Если пассажир отказывался предоставить документы, на помощь контролёрам приходили сотрудники Росгвардии — все при деле.

Загвоздка в том, что просто распустить кондукторов и установить валидаторы мало. Надо делать общественный транспорт привлекательным: насыщать билетное меню выгодными предложениями, выстраивать систему безлимитных абонементов, делать выделенки, объяснять пассажирам, что входит в стоимость поездки. Для борьбы с безбилетниками нужны ощутимо высокие санкции и выстроенная контрольно-ревизионная служба. Кстати, в ней могут найти применение освободившиеся руки части кондукторов.

Разумеется, всё это бессмысленно, если пассажиры не будут замечать изменений. Пермская транспортная реформа началась в 2019 году, а сегодня местный общественный транспорт считается одним из лучших в России (если не считать Москвы и Санкт-Петербурга). В городе разработали новую маршрутную сеть с учётом интересов горожан, перевели перевозчиков на брутто-контракты, обновили подвижной состав, ввели новое тарифное меню и бесплатные пересадки.

В то же время в Пскове не смогли покрыть убытки от «зайцев» после того, как избавились от кондукторов. Власти объясняли неудачу высокой загруженностью и отмечали, что бескондукторную оплату введут на пригородных маршрутах, «где водитель сам видит всех пассажиров». В этом, по всей видимости, и кроется основная причина провала. Водитель не должен быть кондуктором даже за доплату — это провоцирует пробки из пассажиров на входе в салон и задерживает движение.

Мы не знаем, удалось ли местной администрации достаточно широко осветить реформу в СМИ и правильно организовать работу контролёров, ведь от кондукторов отказывались из-за дефицита кадров. В любом случае опыт Пскова стóит учесть во время реформы владимирского общественного транспорта. Тем более что, по нашим данным, разработчики комплексной схемы организации транспортного обслуживания предложат городу со временем перейти на полностью бескондукторную систему.

Текст опубликован в телеграм-канале общественного движения «Владимир будущего».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции