Владимиро-Суздальский музей-заповедник начал восстановление садов Спасо-Евфимиева монастыря

Николай Лившиц:
начальник отдела ВСМЗ по связям со СМИ
livshitc
Сад Спасо-Евфимиева монастыря - это целая книга, чьё содержание за последний век во многом утрачено. Музей-заповедник хочет восполнить эти страницы, раскрыть смысл и символику, воссоздать сад суздальской обители в новом прочтении
ИСТОРИИ 31 июля 2023, 14:15 27870

ВОЗВРАЩЕНИЕ СМЫСЛОВ

Казённым языком это называется - работы по благоустройству сада. Они уже начинаются, будут вестись этапами и займут несколько лет. Есть концепция, план, сметы… Но благоустройство именно здесь, в Спасо-Евфимиевой обители, требует гораздо большей подготовки, нежели где-то в городском парке или сквере.

ogorod_02.jpg

Дело даже не в ограничениях, связанных с историческим местом - это само собой. Дело в подходах, в осмыслении: работа невозможна без знания библейских сюжетов, истории церкви, Суздальской земли и страны в целом, наконец, изучения монастырской жизни.

В средневековой России монастырь был духовным центром и политическим убежищем, хранилищем реликвий и архивом летописей, а ещё - образцовым сельскохозяйственным учреждением. Монастыри первые начали разводить сады и цветники и, руководствуясь Библией, называли их раем или рай-городом.

flovers.jpg

«Русские монастыри, несмотря на различия в размерах и составе построек, обладали единством основных принципов пространственной организации. Они выражали собой образ мироздания и Царства Небесного, а сады, соответственно, были образом райского сада», - объяснил заместитель генерального директора музея-заповедника по науке Олег Рыжков.

Архитектура Спасо-Евфимиева монастыря, в основном, сохранилась, причём неплохо, и её композиция соответствует описанию «Горнего Иерусалима»: в центре престол Бога (в данном случае Спасо-Преображенский собор), а по периметру – другие храмы и жилища праведных (братские кельи, а за стеной, отделяющей центральную часть от периферийной - хозяйственные и иные службы).

А вот что касается монастырских садов, напрямую соотносящихся с Эдемом - они преимущественно утрачены. В XIX веке, судя по дошедшей до нас гравюре, в обители были сад настоятеля, куда доступ имел только наместник монастыря, два больших плодовых сада и два огорода. Всё это хозяйство простиралось по периметру монастыря между центральной его частью и внешними стенами, что составляло около 2/3 общей территории.

gravura_XIX.jpg

Сейчас плодовые деревья в монастыре есть только в северной части комплекса, за Братским корпусом. По соседству - Аптекарский огород, на котором, вдобавок, выращивают овощи, которым прежде отводился свой довольно обширный участок. Остальная территория, где 200-300 и более лет назад росли яблони и вишни, груши и сливы, ягодные кустарники: смородина, малина, крыжовник - теперь пустует. Мало того, в южной и западной частях пространство вдоль стен монастыря практически не используется: оно выключено из туристического обзора, посетители там не ходят.

«Между тем, более сорока лет назад, когда музей, восстанавливая Спасо-Евфимиев монастырь, вернул его в ряд объектов культурного наследия мирового уровня, были планы сделать "круговой" маршрут по всей обители. Для этого даже замостили дорожку, но многие годы она просто зарастает травой. Мы хотим реализовать прежние задумки, но в новом прочтении, чтобы полнее раскрыть христианскую символику места и показать посетителям эту часть русской культуры», - рассказал Олег Рыжков.
pustir.jpg

Вдоль южной стены в перспективе вновь должны подняться Большой и Малый настоятельские сады, а перед тем, как туда войти, посетители минуют обновлённую входную группу - пространство между Проездной башней и надвратной Благовещенской церковью. Его замостят гранитным камнем, убрав нынешнюю непонятную пестроту из плитки совершенно разных видов. Отремонтируют и внутреннюю стену, которая сейчас не в лучшем состоянии.

museum_work.jpg

Это всё планируется сделать к 2024 году. Тогда же представят и обновлённый Аптекарский огород, преобразование которого уже началось. Сотрудников музея консультируют московские специалисты из компании «Парковая реставрация».

ШАГ ЗА ШАГОМ

Работа по благоустройству предусматривает и озеленение, и обустройство дорожек, и применение малых архитектурных форм, но всё это, разумеется, в соответствии с историческим контекстом и идентичности месту.

«Планировка подчинена религиозной символике: например, форма Большого настоятельского сада - это крест, вписанный в ромб. И подбор деревьев, кустарников, цветов тоже неслучаен. Даже расположение каждого дерева имеет свой смысл. Сейчас у южной стены монастыря возвышается клён с густой раскидистой кроной – потомок высаженных в XVIII веке деревьев. И это очень удачно, поскольку доминантой монастырского сада должно быть вот такое не плодовое дерево (плодовое ассоциировалось с грехом) - дерево спасения. У нас оно, получается, уже есть», - отметил Рыжков.
maple.jpg

Так, шаг за шагом, благоустроят всю территорию монастыря, находящуюся вне центральной части. Каждый участок будет иметь свои особенности, свои неповторимые черты, обусловленные традициями и историческими особенностями обители. К примеру, в заалтарной части Никольской церкви располагалось братское кладбище. Сейчас оно никак не обозначено: там в советское время «воткнули» котельную, стоят несколько несуразных теплиц. Но место особенное, сакральное - там веками хоронили почивших монахов, поэтому важно напомнить об этом.

Территорию вдоль Братского корпуса тоже благоустроят: в прежние времена перед кельями каждый монах, живущий там, разбивал свой небольшой «райский сад» - цветники. Сейчас же там просто трава…

Хозяйственная часть монастыря, вытянувшаяся вдоль западной стены и сегодня больше напоминающая двор бедноватого СПК, где брошено навесное оборудование, тоже должна обрести своё уникальное и привлекательное лицо: там появится навес, аналогом которому послужила картина 1842 года «Почтовая станция» художника Александры Венециановой. Вот там можно выстроить «линейку» из старых и новых орудий крестьянского труда - от сохи до современного трактора: по сути, это отдельная интересная экспозиция.

Vasnetcova2.jpg

Видоизменится и зона массовых мероприятий, ныне состоящая из сцены и скамеек: будет и то, и другое, но обновлённые и в другом месте - по центру южной части, а фоном сцены (не будем в данном случае употреблять слово «задник») выступит великолепный Спасо-Преображенский собор XVI века.

В центральной части монастыря, сохранившей весь комплекс старых построек, ожидается минимальная коррекция: замена нынешней «разномастной» плитки клинкерным камнем, возможно, замена фонарей, имитирующих XIX век и явно выпадающих из исторического контекста, а также кронирование деревьев, закрывающих вид на памятники монастыря. Достаточно сравнить снимки позапрошлого столетия и современные, чтобы понять необходимость этой операции.

central_XIX.jpg
photo_2023-07-31_14-38-11.jpg та же аллея сейчас
«Кроме возвращения садам Спасо-Евфимиева монастыря былой красоты, величия и смысла, а также создания комфортной среды для посетителей, у нас есть задача поставить эту работу на научную основу. Мы хотим создать музейную лабораторию по исследованию монастырских садов, сформировать коллекции произраставших там видов и сортов растений, характерных для XVI - начала XX века, и организовать музейную экспозицию по популяризации старинных монастырских приёмов создания садов, цветников и огородов», - отметил заместитель генерального директора музея-заповедника по науке Олег Рыжков.

Сколько точно времени займут работы по благоустройству садов Спасо-Евфимиева монастыря, сказать пока сложно. Очевидно, что несколько лет, но многое будет зависеть от ситуации, от партнёров, поддерживающих проект, от возможностей самого музея, даже от того, насколько успешно приживутся те или иные растения. Ведь именно они формируют образ Эдема - райского сада, который всё-таки создаётся руками человека.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.