Регистрация / Вход Пн, 05 декабря 2016, 19:44

«Даже из дешёвого материала можно сделать неплохую квартиру»

Заместитель начальника инспекции госстройнадзора администрации Владимирской области Владимир Чернов о том, как контролировать качество жилья, строящегося для граждан, переселяемых из аварийного жилфонда
27 Августа 2015, 11:03 3 2435

«На сегодняшний момент качество (строительства жилья) неплохое идёт, хотя есть, безусловно, и отступления. И в качестве (строительных) материалов, что тоже очень обидно, но хотя это понятно — и кризис пошёл, и (застройщики) стараются покупать, что дешевле. Но, поверьте, даже из дешёвого материала можно сделать неплохую квартиру, так скажем», - такое заявление сделал Владимир Чернов, заместитель начальника инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области. В ходе совещания, посвящённого реализации региональной программы переселения граждан из аварийного жилфонда, он прочитал руководителям муниципальных образований лекцию о том как контролировать качество возводимого для переселенцев жилья.

Чернов отметил, что муниципалы часто обращаются в инспекцию с просьбой помочь в осуществлении надзора за качеством строительства, и госстройнадзор никому не отказывает, несмотря на то, что специалистов там тоже не хватает. То есть, ситуация получается такая: муниципалитеты отвечают за всё, но можно обращаться за помощью и в инспекцию.

Вместе с тем, Владимир Чернов считает, что «руководителям муниципальных образований необходимо с застройщиком налаживать свои какие-то отношения», но при этом всегда помнить, что ни в коем случае нельзя идти на поводу у строителей, чтобы качество работ не страдало.

Что касается контроля качества строящегося жилья, то со стороны муниципалитетов он должен быть постоянным. Желательно, чтобы у местных властей на руках была проектная документация, чтобы они знали, что на самом деле строится на их территориях.

Чернов рекомендовал принимать качество работ на каждом этапе, а не дожидаться завершения строительства, когда уже ничего нельзя изменить. А созданные по распоряжению губернатора комиссии по приёмке жилья для переселенцев из аварийных домов, заявил чиновник, вообще должны только констатировать безупречное качество выполненных работ:

«Как правило, эта комиссия приходит уже в готовый дом, понимаете? Там исправить-то уже сложно. Там если смотрим, ну что мы можем увидеть? Где-то линолеум не приклеен, как надо, или обои криво висят, или двери со скрипом открываются, или вентиляция тяжело работает. Так это уже сложно исправить, надо в процессе смотреть. Я считал и считаю, что комиссия должна лишь констатировать отличное качество работ. Вот моё такое мнение».

Кроме этого, Владимир Чернов напомнил муниципалам, что застройщик даёт гарантию качества на пять лет, то есть, если в течение этого срока после приёмки всплывёт брак, то он должен будет за свой счёт всё исправить. Поэтому в подобных случаях главам местного самоуправления не стоит брать сразу вину на себя, а обязать застройщика действовать в соответствии с законодательством.

Первый заместитель губернатора Владимирской области по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики Алексей Конышев заявил, что главная задача муниципалитетов профессионально подобрать организацию, осуществляющую контроль за качеством строительства:

konishev.jpg

«Те, кто не может качественно контролировать процесс строительства, по сути дела, это ещё худшее зло, наверное, чем некачественная подрядная организация, так как их недосмотр приведёт к тому, что в будущем эти проблемы вылезут, и решать их придётся большей кровью и большими силами, нежели это можно сделать на начале строительства»

Загрузка плеера

Владимир Чернов, заместитель начальника инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области:

  • Добрый день, уважаемые коллеги
  • Я уже неоднократно выступал на подобных совещаниях, и радует то, что со временем с текущим проблемы решаются, решаются потому, что получается опыт. Вы все нарабатываете опыт
  • Я помню, в самом начале большого пути, когда новая команда (губернатора Светланы Орловой) пришла (во Владимирскую область) и (все) взялись в руки и начали делать эту программу, и начали строить дома, сначала (мы) шли по каким-то минам, абсолютно нарывались буквально на всём
  • Сегодня ситуация, конечно, явно изменилась в лучшую сторону, хотя проблемы, безусловно, остались
  • Сейчас, в самом начале моего выступления, хочу сразу рассказать, что надо делать (руководителям муниципальных образований)
  • Если застройщик, в частности, муниципальное образование, строит дом с нуля, то есть, является заказчиком, то не забудьте, что у нас есть 579-е распоряжение губернатора области, в котором рекомендуется, очень так вежливо, настоятельно рекомендуется проводить экспертизу проекта этого, соответственно, отдав потом под наш надзор строительство этого дома, несмотря на то, что это наверняка будет до трёх этажей дом и так далее
  • Но, если этот проект прошёл экспертизу, соответственно, он подлежит государственному строительному надзору
  • Вообще, мы ведём надзор (за строительством домов) свыше трёх этажей, но, несмотря на это, мы всегда оказываемся в самой гуще строительства
  • Очень бывает много просьб со стороны муниципальных образований помочь в надзоре за строительством, так как (им) явно не хватает своих специалистов, вполне вероятна такая ситуация. Мы никогда не отказываем в этом деле, тем более, что по итогу, по сдаче домов, особенно в начале, года два назад, было очень много жалоб именно к нам, от тех людей, которые (из аварийного жилья) заселились (в новые дома)
  • Я как-то приводил эти примеры, но, тем не менее, повторю. Допустим, была жалоба по Красной Горбатке (административному центру Селивановского района), когда во вновь построенный дом заселили этих жителей из аварийного фонда, и пошли жалобы: «Как же так? Вот наш дом, но рядом застройщики построили такой же дом, но коммерческий дом, так тот — с балконами, а наш — без (балконов)»
  • Действительно, мы выехали посмотрели, спросили главного (застройщика): «В чём дело?». Он ответил: «Представляете, средств так мало, уменьшали как могли». Экономили, в общем на всём. Ну, всё понятно, те же люди. Но как-то надо было выходить из положения. Я считаю, что это не очень красивая ситуация сама по себе и создаёт социальную напряжённость в городе, об этом надо думать, конечно же, руководителям муниципальных образований, кому же ещё? Конечно, им
  • Проблемы дальнейшие… Допустим, по Камешкам (Камешково) были проблемы, когда застройщик просто отказывался пускать на строительную площадку представителей муниципального образования, оправдываясь как бы тем, что контракт (этого не предусматривает): «Мы же вам продаём (квартиры для переселенцев из аварийного жилья), сейчас мы строим, вы не лезьте. Вот построим, вот и тогда смотрите»
  • После соответствующего обращения (руководства города Камешково) к нам, мы вышли к этому застройщику, посмотрели ему честно в глаза, спросили: «Вообще, хочешь работать в нашей (Владимирской) области?». (Он ответил): «Конечно». (Мы ему сказали): «Ну, тогда давай жить дружно». И, в общем-то, начали жить дружно. При этом заставили его разобрать торцовую стену, которую он потом поставил нормально
  • Здесь, опять же, руководителям муниципальных образований необходимо с застройщиком налаживать свои какие-то отношения, но всегда помнить: кто платит, то и заказывает музыку, ну, наверное, так, (чтобы) ни в коем случае не идти у них (застройщиков) на поводу, помогать, безусловно, надо, но на поводу идти нельзя
  • Теперь про качество. Основная задача, основная цель нашей организации (инспекции государственного строительного надзора) — следить за качеством строительства. Так как мы не всё можем охватить, эта задача полностью ложится на соответствующие муниципальные образования. Разговоры о том, что «компетенции у нас не хватает», как правило, не проходят. Вот, как правило, не проходят. Никто потом не вспомнит — ни прокуратура не вспомнит, что у вас не хватает компетенции, ничего. Все отвечают по полной (программе) и по-серьёзному
  • Поэтому в процессе строительства, если у вас, действительно, не хватает своих специалистов, будьте любезны, напишите нам (в инспекцию государственного строительного надзора) письмо, может, достаточно позвонить. Все вы знаете Девятова Андрея Борисовича, уважаемого начальника нашей инспекции, он никогда никому не отказывает (в помощи)
  • При всей загруженности нашего аппарата мы всегда выезжаем, стараемся моментально выезжать на эти объекты, смотреть, помогать
  • Вот в качестве хорошего примера хочу вам привести тот же Лакинск, там тоже были проблемы вначале. Там был застройщик и было налажено взаимодействие между руководством города Лакинск и этим застройщиком. В итоге, руководство города дало небольшую площадку, тот по сути сделал комплексную застройку - 4 больших, для Лакинска больших, дома; сети получились короче; дома получились дешевле; дворы получились комплексно укомплектованными; детские площадки и площадки для сушки белья; всё было, даже те же дороги. Всё было сделано нормально, никаких проблем
  • Этот застройщик (в Лакинске) у нас несколько раз был. Когда мы первый раз приехали, мы ему сказали: «Ты нам покажи проект, по которому работаешь». Когда мы раскрыли проект, выяснилось, что этот проект очень старый, (и застройщик нам сказал): «А мы всю жизнь по нему работаем». На что мы ему объяснили, что с тех пор многое изменилось, и нормы сейчас совершенно другие становятся - «вот такой просвет окна не идёт», «вот это давай исправлять», и так далее. И всё нормально было, наши полное взаимопонимание
  • В итоге сейчас с Лакинском проблем нет, а раньше, честное слово, каждый день туда ездили, часто, не каждый день, конечно, но часто
  • То есть, постоянный контроль за качеством именно выстраивания нового жилья необходим со стороны муниципального образования. В идеале, конечно же, в идеале, у вас (на руках) должна быть проектная документация, чтобы ты хоть знал, что тебе тут построят
  • Да, бывает, что только половина построенного дома отходит вот этим гражданам по переселению, а половина — коммерческое жильё. Неважно. Здесь каждая квартира важна, каждый квадратный метр
  • Приём этого жилья можно осуществлять поэтапно. Скажем, (строители) закончили кладку — вы вышли, посмотрели. Дом отдали под отделку — (вы посмотрели) после отделки. Потом — (вы приняли) сети, сети и благоустройство. Сети и благоустройство — самое тяжёлое
  • К 31.12 (тридцать первому декабря), конечно, сдастся (конкретный) дом, и я прекрасно понимаю, что творится 31.12 — сильные морозы, снега, и надо обязательно асфальт положить, бывает такая ситуация, не мы такие одни, такое бывает часто
  • Далее — окончательный приём, окончательный приём помещений. Все вы знаете, что есть, созданные распоряжением губернатора, существуют (приёмные) комиссии
  • В качестве членов в комиссии входят представители госстройнадзора, департамента жилищно-коммунального хозяйства и так далее
  • Но, как правило, эта комиссия приходит уже в готовый дом, понимаете? Там исправить-то уже сложно. Там если смотрим, ну что мы можем увидеть? Где-то линолеум не приклеен, как надо, или обои криво висят, или двери со скрипом открываются, или вентиляция тяжело работает. Так это уже сложно исправить, надо в процессе смотреть
  • Я считал и считаю, что комиссия должна лишь констатировать отличное качество (выполненных строительных) работ. Вот моё такое мнение
  • Не забывайте, что, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, любой застройщик несёт пятилетнюю гарантию за построенные дома. Это априори. То есть, хочет он, не хочет, он обязан это делать. И если в процессе эксплуатации выясняются те самые недостатки, выплывают, то он обязан за собственный счёт их делать согласно этому кодексу. Здесь даже, по-моему, и обсуждать-то, собственно говоря, и нечего
  • Поэтому (в случае брака со стороны строителей не стоит) на себя брать вину, как многие там (делают), как многие (говорят), «ну, недосмотрел», но (застройщику надо сказать): «Ты-то строил, ты и исправляй». Так что здесь очень многое зависит от отношений застройщика и заказчика
  • Ну, и последнее — эксплуатация (вновь построенных домов). Я думаю, организация ТСЖ (товарищества собственников жилья) необходима, потому всегда легче с ними работать, это, правда, уже приоритет Государственной жилищной комиссии, того же (департамента) ЖКХ, но все прекрасно понимают, что ТСЖ, это всё-таки, коллективный разум, и с ни работать легче, допустим, чем с двадцатью четырьмя собственниками жилья по отдельности
  • На сегодняшний момент, повторяю, качество (строительства) неплохое, конечно, идёт, хотя есть, безусловно, и отступления. И в качестве (строительных) материалов, что тоже очень обидно, но хотя это понятно — и кризис пошёл, и стараются покупать, что дешевле
  • Но даже, поверьте, даже из дешёвого материала можно сделать отличную, ну, неплохую квартиру, так скажем
  • У меня, наверное, всё

Алексей Конышев, первый заместитель губернатора Владимирской области по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики:

  • Спасибо большое
  • Хочу сказать, что, на самом деле, процесс организации строительства чисто логически достаточно прост: заключает муниципальное образование контракт либо на строительство жилья, либо на предоставление квартир; любая стройка контролируется не самим подрядчиком, а организацией, которая нанята по специальному конкурсу, строительный надзор также участвует в этом процессе
  • Поэтому не надо голову пеплом посыпать, что вы (руководители муниципальных образований) во всём виноваты. Вы виноваты, может быть, только в одном, что недостаточно качественно организовали строительный контроль теми специалистами, которые в этом разбираются, в отличие от многих руководителей и специалистов, работающих в муниципальных образованиях
  • Поэтому я прошу на это обращать самое пристальное внимание при заключении контрактов, а инспекции и департаменту ЖКХ — то же самое: обращать внимание насколько профессионально подобраны организации, которые осуществляют контроль. И те, кто не может качественно контролировать процесс строительства, по сути дела, это ещё худшее зло, наверное, чем не качественная подрядная организация, так как их недосмотр в конечном счёте повлечёт, приведёт к тому, что в будущем эти проблемы вылезут, и решать их придётся большей кровью и большими силами, нежели это можно было сделать на начале строительства

Напомним, областная программа по переселению жителей из аварийных домов принята в 2013 году и будет действовать до 2017 года. В ней участвуют граждане проживающие в домах, признанных аварийными до 1 января 2012 год.

За время действия программы необходимо переселить 3473 человек из 179 аварийных домов общей площадью 56,6 тысяч квадратных метров. На эти цели будет направлено 1,77 милларда рублей (1,1 млрд выделит госкорпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ, 307 млн - областной бюджет, 371 млн - местные бюджеты). На сегодняшний день профинансировано из федерального бюджета почти 850 млн.

По состоянию на 25 августа 2015 года переселено
1 885 человек с 30,4 тысяч квадратных метров жилья. Введено в эксплуатацию 32 дома общей площадью 35,6 тысяч «квадратов», ведётся строительство ещё 9 домов общей площадью 8,2 тысячи квадратных метра. До конца 2015 года будет переселено 276 человек с почти 5 тысяч кв. м. аварийного жилья.

К сентябрю 2017 года будет переселено ещё 1312 человек, которые сейчас проживают на общей площади в 21,3 тыс. квадратных метров.

Всего в реализации программы принимают участие 27 муниципальных образований.

Смотрите также
«Игорь Конышев - носитель корпоративной культуры»
Вице-губернатор Владимирской области по социальной политике Михаил Колков рассказал о том, что он думает о начинаниях нового гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Игоря Конышева, связаных с оптимизацией штата сотрудников и осовремениванием экспозиций
Дорога через парк пока не актуальна
Главный архитектор города Владимира, уточняя позицию относительно автодороги через парк «Дружба», предусмотренной генпланом, заявил, что сейчас строительство этой трассы не актуально