В первый день нового учебного года председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев посетил город Владимир. Он ознакомился с ходом образовательного процесса в школе №14, проинспектировал строительство детского сада №13 в Добром и провёл двустороннюю встречу с врио губернатора Владимирской области Светланой Орловой. Медведева в поездке сопровождали министр образования Дмитрий Ливанов и вице-премьер, курирующий социалку, Ольга Голодец.
В школе №14 председатель правительства заглянул в три класса, пообщался с учениками, а затем встретился с педколлективом.
Разговаривая с учителями, Дмитрий Медведев затронул тему вступивших в силу изменений в закон об образовании, сообщив, что ничего сверхъестественного в них нет, и, вообще, закон должен поработать, чтобы можно было выявить в нём какие-либо негативные моменты. А потом педагоги общались со вторым лицом государства на разные темы: о размерах зарплаты, трудностях приобретения жилья, очередности в детские сады, особенностях ЕГЭ, о единых учебниках по истории.
Зарплата: интернациональный клич «чеховских сестёр»
Медведев сообщил, что недавно принят целый ряд документов, касающихся статуса педагогических работников, в том числе и принципа формирования заработной платы: она теперь не может быть ниже средней по экономике региона.
В этом плане ситуация по стране разная, но контролируемая со стороны правительства. Что касается Владимирской области, то Медведев сообщил, что, как ему доложили, у нас средняя зарплата учителей составляет «даже более 100% от средней по региону». Но он хотел бы услышать это от самих учителей - есть ли какие-то проблемы с выплатой заработной платы.
Вроде как нет. Директор средней школы №39 Виктор Шелонин сообщил председателю правительства, что у него в учреждении средняя зарплата выше, чем по региону - «без трёх рублей 22 тысячи». Но его беспокоит не столько размер жалования, сколько принцип его формирования. Вроде бы школы работают по единым для всей Российской Федерации правилам, а зарплаты от региона к региону разные. То есть, в разных территориях за одну и ту же работу учителя получают разные деньги. Шелонин рассказал, что у него работали две подающие надежды молодые учительницы, но у них был настрой, как у «чеховских сестёр»: «В Москву, в Москву!». В итоге они в столицу и уехали. В связи с этим Шелонин спросил Медведева, как тот смотрит на то, чтобы перейти к единому федеральному принципу формирования зарплаты педагогов.
Медведев на это смотрит «сложно», и он дал Шелонину понять, что тот не прав. По словам премьера нет такой мировой практики, чтобы внутри одной страны во всех регионах была одинаковая зарплата. Государство должно стремиться выравнивать общую экономическую ситуацию в регионах, а причёсывать всех по одну гребёнку - «мы это уже проходили, и вряд ли это в современных условиях возможно».
Председатель правительства открыл педагогам глаза на некоторые факты из жизни: так устроен мир, что в большинстве крупных городов зарплата выше, чем в малых городах, и настрой «чеховских сестёр» «это не только российский клич». «В столицы стремятся и в других странах, там выше зарплаты, - сообщил Медведев. - Я не говорю, что это хорошо, но так устроена экономика». Премьеру тоже не нравится, что в Москве и Владимирской области разница в оплате труда учителей составляет три раза. Но для перехода на унифицированную зарплату у государства сейчас нет возможностей, да это и неправильно. В общем, по мнению Дмитрия Медведева, регионы должны сами создавать предпосылки для того, чтобы росла зарплата педагогов. То есть, будет рост экономики, педагоги станут больше получать.
В контексте размера и принципа формирования заработной платы, зашёл разговор о том, что есть ряд телесериалов (например, «Школа»), которые дискредитируют образование в целом, и труд учителя в частности. Медведева спросили, а нельзя ли это всё прекратить.
Премьер-министр начал с того, что «учитель никогда не будет получать сверхъестественных денег». Так во всём мире - «если хочешь большие деньги зарабатывать, надо бизнесом заниматься, или ещё что-то такое делать». Выходит, учителя - это «люди, которые выбрали для себя эту дорогу, и идут по ней, несмотря на все сложности». Медведев считает, что профессия учителя должна оставаться одной из самых уважаемых в обществе, но это «должно идти не из телевизора, это так должно восприниматься людьми, которые понимают, что от педагога зависит будущее их ребёнка».
В целом же, председатель правительства не возражает против того, чтобы снимались качественные сериалы про школьную жизнь и про работу учителей. Но они не должны быть ни лакировочными, ни чернухой.
Медведев пожелал учителям спокойнее относиться к сериалам, в которых плохо показана роль школы в современном обществе. Кроме этого, он посоветовал педагогам активнее использовать интернет для продвижения новых методик и лучших профессиональных практик.
Жильё: ипотека недоступна
Дмитрию Медведеву пожаловались, что учителям недоступно участие в обеих предлагаемых ипотечных программах - «Социальная ипотека» и «Молодые учителя». В первой программе надо указывать доходы, а они небольшие. А во втором случае нужно внести треть от стоимости приобретаемого жилья. Накопить такие деньги подавляющее большинство учителей не могут. Поступило предложение объединить эти две программы и субсидировать внесение первоначальный взнос.
Медведев сообщил, что эта тема сложная, её решать надо по всей стране.
Он согласился с тем, что сразу заплатить 30% от стоимости жилья «достаточно проблематично». Он считает возможным объединение программ и сказал, что желательно снижать размер первоначального взноса. Присутствовавшая на встрече, врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова сообщила, что такая работа уже ведётся, и, возможно, Сбербанк снизит ставку до 8,5% годовых. Если это произойдёт, то около 30% педагогов получат возможность приобрести жильё. В перспективе в эту программу можно включить и медиков.
Детские сады: «Такой полноценной большой очереди нет»
Очередность в детские сады Дмитрий Медведев назвал «кричащей проблемой». По России 538 тысяч детей стоят в очереди. Во Владимирской области ситуация лучше, чем во многих других регионах — у нас есть проблемы только с детьми в возрасте до трёх лет. Премьер сообщил, что в регионе-33 «такой полноценной большой очереди нет, но какие-то текущие моменты, конечно, могут возникать». Полностью по стране необходимо проблему решить до конца 2016 года.
ЕГЭ - «тема вечно-зелёная», а знания нужны не дяде с тётей
Говоря о едином государственном экзамене (ЕГЭ), Дмитрий Медведев назвал эту тему «вечно зелёной». Он сообщил, что стоит задача его совершенствовать, и бороться с утечками ответов в интернет.
В ответ на все упрёки в том, что, мол, в ряде южных регионов России выпускники повально получают высочайшие баллы по ЕГЭ, Медведев рассказал, как было в советские времена. Премьер напомнил, что и раньше были регионы откуда приезжали выпускники с большим количеством золотых медалей и высоких оценок. Выходит, это связано не с единым госэкзаменом, а с отношением к образованию в целом. Медведев считает ЕГЭ достаточно удачным форматом испытания учеников, но не единственным. Он заявил, что необходимо создать «комбинированную систему, которая позволит на основе ЕГЭ, с применением других возможностей, других вариантов проверки знаний, создать более точную систему оценки».
Премьер согласен с внедрением вариативных форм оценки, но не сразу - «нужно понять, где и как».
По мнению председателя правительства, сами ученики и их родители должны для себя ответить на очень простой вопрос: эти тесты кому нужны — родителям, учителям, государству или самим ученикам? Почему в других странах ответы на тесты не выкладывают в интернет? А потому, что учащиеся понимают, что «знания нужны не дяде с тётей, а лично им, поэтому в голову никому не приходит заниматься соответствующими вбросами в интернет! Потому что знания нужны в будущей жизни, а не для того, чтобы где-то расписаться в какой-то момент».
О едином учебнике истории: у учителя должно остаться право на интерпретацию событий
На встрече с педагогическим коллективом была затронута и тема единого учебника истории. Медведев рассказал, что за последние лет десять он видел разные учебники по этому предмету, и многие из них были «чудовищными» в плане представления фактов и их интерпретации. Иногда ему казалось, что это были книги об истории какого-то другого государства. Его особенно возмущает, когда это делается в отношении событий, которые «скорее всего не должны иметь разной интерпретации», например, победа Советского Союза в Великой Отечественной войны.
Премьер считает, что единый стандарт по истории — хорошо, и должен быть какой-то базовый учебник, но, вместе с тем, это право учителя, какими книгами пользоваться. Главное, по мнению председателя правительства, не допустить повторения ситуации «как в те времена, когда история была совсем идеологизированной, весьма скучной». Поэтому право на интерпретацию у учителя должно остаться, чтобы история, как предмет была интересной.
Медведев сказал, что худшим вариантом станет возвращение к ситуации, когда все пользуются одними и теми же учебниками, а шаг право (или влево) будет считаться нарушением идеологических догм.
Встреча с врио губернатора
После 14-й школы председатель правительства побывал на строительстве детского сада в микрорайоне Доброе и провёл беседу с врио губернатора Владимирской области Светланой Орловой на территории аэропорта в Семязино.
В детсаду работали только личные операторы Медведева, а в аэропорту можно было снять лишь первые пять минут.
До начала встречи Светлана Орлова и владимирские «отцы города» Сергей Сахаров и Андрей Шохин рассказали премьер-министру о проекте строительства жилого микрорайона в Пиганово. Там планируется возвести 125 тысяч квадратных метров жилья. Медведеву проект понравился. Орлова сказала, что пригласит его на открытие.
В ходе личной встречи председатель правительства сообщил, что в стране будет разработана программа модернизации школьных зданий, и Владимирская область должна в ней участвовать, особенно деревенскими малокомплектными школами, «где всё сложно».
Светлана Орлова в ответ проинформировала Медведева, что в регионе 5 школ строятся уже около 20 лет, что эту проблему надо закрывать, что своими силами область не справится. На детские сады из федерального бюджета выделено 562 млн рублей, почти половина от этой суммы будет добавлена из областной казны. Планируется построить детсады в 7 городах и районах. Во Владимире проблема очередности в дошкольные образовательные учреждения будет решена к концу 2015 года, а в целом по области — к концу 17-го.