zebra-tv.ru/novosti/vlast/doroga-v-babarino-nachalo/

Дорога в Бабарино. Начало

Председатель инициативной группы деревни Бабарино Суздальского района, лично знакомый с проектно-сметной документацией по дороге, которая обойдётся местным властям в 144 млн рублей, рассказал, что проезд стоит этих денег
4 августа 2016, 09:18

После опубликования ряда материалов о «золотой дороге» в деревню Бабарино Суздальского района, с редакцией связался местный житель и председатель инициативной группы Юрий Крылов, который лично участвовал в решении вопроса о строительстве дороги до населённого пункта. Мужчина подробно рассказал предысторию «мытарств» бабаринцев, связанных с отсутствием подъездного пути к деревне, и настоял на том, что создание новой «щебёночной» дороги через поле оправдывает тендерную стоимость в 144 млн рублей.

По словам Юрия Крылова, инициативная группа неравнодушных сформировалась в 2009 году, когда несколько бабаринцев решили принять меры для развития родного населённого пункта. «Для начала» провели в деревню газ. Потом вернулись к ещё одному животрепещущему вопросу — дороге до деревни.

IMG_1282.JPG

Юрий Крылов показал, что на исторической карте Суздальского уезда 1899 года изначально дорога до Бабарино проходила через Спасское Городище и мост через реку Нерль. В советские времена в Суздальском районе на берегу реки между сёлами Переборово и Спасским Городищем располагались совхозные угодья. Ежегодно сельскохозяйственное предприятие строило мост через реку, который весной сносило половодьем. В итоге жителям Бабарино приходилось перебираться через мост и ехать около 2-3 километров лесом вдоль реки. Когда совхоз Спасское разваливался, его земли хотели взять в аренду. Тогда и появились желающие сделать мост капитальным, были даже закуплены сваи. Однако, далеко дело не зашло, а отстраивать мост каждую весну перестали. И дорога до Бабарино осталась только одна - через Ляховицы, а это 5 километров просёлочной дороги в поле.

IMG_1280.JPG

Тогда жители и подняли тревогу — стали обращаться в администрации Суздальского района и Владимирской области (ещё при губернаторе Николае Виноградове). В то время — начало 2013 года - на строительство моста было необходимо около 40 миллионов, не считая обустройства подъездной дороги и пути через лес по берегу (земли, которые ещё необходимо было перевести в категорию, годную для строительства дороги).

Тогда же, в 2013 году, члены инициативной группы обратились к главе Суздальского района Михаилу Иванову, чтобы проложить дорогу через поле. Глава принял решение включить бабаринскую дорогу в районную целевую программу «Строительство, ремонт, реконструкция и развитие муниципальных дорог общего пользования Суздальского района Владимирской области на 2013-2015 гг.»

Юрий Крылов отметил, что уже тогда, по ценам 2013 года, в районной администрации готовы были выделить около 137 млн рублей на дорогу, протяжённостью 5,19 километра. На совместном собрании жителей и чиновников (включая прежнего директора областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимира Калёнова) было решено, что жители возьмут на себя расходы на создание проекта подъезда к Бабарино, поскольку в местной администрации денег на это не было. Дорогу же пообещали включить программу по возможности, как только появится проектная документация.

Инициативная группа занялась поиском возможного проектировщика. В итоге Государственное унитарное предприятие Владимирской области «ОПИАПБ» («Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро») согласилось сделать проект за 850 тысяч рублей, в то время, как остальные фирмы озвучивали суммы от 2 млн рублей и выше. В департаменте дорожного хозяйства настаивали на самом дешёвом по себестоимости проекте, при этом подчёркивали, что нельзя забывать про строительные нормы и правила (СНиП), которые проектная организация не могла не учитывать. На создание проекта скидывались почти все жители деревни, которых, к слову, не так много: на сегодняшний день в Бабарино порядка 64 домов, зарегистрировано 40 человек.

В изначальном проекте было предусмотрено два заезда в деревню, поскольку населённый пункт разделён глубоким оврагом. Но такая дорога из нежёсткого покрытия стоила больше 200 млн рублей, поэтому от «ответвлений» пришлось отказаться, чтобы уменьшить сметную стоимость. Соответственно, асфальтирование выходило ещё дороже.

Проект дважды подвергался государственной экспертизе. В итоге проектировщики настояли, что сметная стоимость дороги в 140 млн рублей (изначально по ценам на 3 квартал 2015 года) недостаточна, поэтому порог цены довели до 144 млн. Экспертиза, затраты на которую взяла на себя администрация района, это подтвердила.

«Говорить о том, что смета завышена с какими то предвзятостями — это абсурд и глупо, потому что мы, местные жители, были всегда заинтересованы [чтобы было недорого], мы были бы согласны, если и 60 миллионов, и так далее, но даже глава Суздальского района в то время в 2013 году закладывал на эту дорогу 137 миллионов», - отметил Юрий Крылов.

Безусловно, у местных жителей возникают вопросы о стоимости «золотой» дороги, однако, по словам Крылова, цена подъездного пути к Бабарино — обоснована.

«Жители по-разному относятся. Кто виноват в том, что песок такой дорогой, щебенка такая дорогущая, а тем более — природный камень [щебень М 600], которым покроют верхний слой? Получается там мощный слой песка, мощный - щебня. Там зимой намёты снега, поэтому решили поднять дорогу выше поднять. Отсюда «вылезла» такая цена «золотая». Там нет никаких приписок, никакого криминала. Мы заказчики проекта и мы говорим — сделайте нам дорогу как можно дешевле, а проектная служба говорит — не можем, потому что такие СНиПы».

Кроме этого, как рассказал Крылов, сейчас решается вопрос о допроектировании дороги с заездом в деревню, но в рамках уже озвученной сметы. И снова местная администрация призывает жителей принять активное финансовое участие в составлении проекта.

Напомним, тендер на 4 ,4 км дороги из щебня, стоимостью почти 144 млн рублей, разыграли 10 июня. Подрядчиком стало ГУП Владимирской области «Дорожно-строительное управление № 3». В конце июля исполнитель работ объявил о поиске субподрядчика для выполнения работ по строительству «автомобильной дороги Суздаль-Камешково-Бабарино Суздальского района Владимирской области» на сумму 31 млн рублей. Им стала владимирская компания ООО «Стройтехресурс». 28 июля директор областного «дорожного» департамента Александр Романенко и гендиректор компании-подрядчика ГУП ДСУ №3 Андрей Трусов рассказали, что дорогу разделили на три участка, два из которых строят Камешковский и Суздальский филиалы ДСУ-3, а третий как раз достался субподрядчику. Тогда же Романенко заверил, что стоимость «золотой» дороги в итоге может оказаться меньшей, чем планировали изначально.