При общих расходах областного бюджета на 2024 год в сумме 102,3 миллиарда рублей на развитие дорожной инфраструктуры Владимирской области будет направлено 8,7 миллиарда за счёт средств регионального дорожного фонда. Об этом на публичных слушаниях по проекту бюджета на 2024 год заявил первый заместитель губернатора, министр финансов Владимирской области Вячеслав Кузин.
Кузин прочитал участникам публичных слушаний лекцию о том, что такое национальные проекты , о том, что они заканчиваются до 2024 года, но президентом принято решение продлить срок действия некоторых из них (в частности, «Безопасные и качественные дороги») до 2030 года. Вице-губернатор подчеркнул, что продолжить участие в этих проектах, то есть получать федеральное и региональное финансирование смогут только те муниципалитеты, которые показали эффективность и результативность при освоении ранее выделенных средств. Остальные территории если и войдут в нацпроекты, то только по остаточному принципу. В этом контексте Вячеслав Кузин намекнул представителям проштрафившихся муниципалитетов, чтобы они не использовали такие риторические приёмы, как «люди-то не виноваты». Это можно считать ответом депутату ЗакСобрания от Гусь-Хрустального Михаилу Максюкову, заявившему, что несправедливо лишать простых жителей шансов на развитие их территорий из-за проваливших свою работу администраций.
Вячеслав Кузин также заявил, что местные власти не всегда понятным образом расставляют приоритеты при составлении планов дорожного развития территорий и расходованию средств на эти цели. Особый акцент он сделал на том, что при низких темпах освоения средств муниципальных дорожных фондов никто не выделит дополнительное финансирование.
В контексте расстановки приоритетов вице-губернатор заявил, что набережная во Владимире появится не раньше, чем будет реализован проект строительства второго моста через Клязьму. При этом он, похоже, сам удивился, когда ему рассказали о том, что в Муромском районе построили шикарную региональную дорогу за 120 миллионов к населённым пунктам, в которых практически не осталось жителей.
Расшифровка фрагментов публичных слушаний по теме развития дорожной инфраструктуры.
ЧТОБЫ ЛЮДИ НА ТРАКТОРАХ НЕ ЕЗДИЛИ
Вячеслав Кузин, первый заместитель губернатора, министр финансов Владимирской области:
-
Бюджет развития. Помимо решения социальных задач, на решение вопросов, которые связаны непосредственно с экономикой, я уже сказал, более 22 процентов [расходов областного бюджета] на эти цели мы направляем в [ближайшем] трёхлетнем периоде. 28 миллиардов рублей будет направлено на развитие дорожной инфраструктуры, в 2024 году - 8,7 миллиарда рублей. Это дорожный фонд. Проектом бюджета предусмотрена поддержка муниципальных дорожных фондов, на эти цели выделены 7,2 миллиарда рублей в трёхлетнем периоде и 2 миллиарда - не полтора, не один, а два - в 2024 году. Это уже в проекте бюджета, ну а дальше будем с ними работать.
-
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» продолжится ремонт Владимирской городской агломерации. Это города Владимир, Радужный, Камешково, Лакинск, Собинка, Судогда, Суздаль, Юрьев-Польский и посёлок Ставрово. Значит, здесь деньги сопровождаются требованиями, очень серьёзными требованиями, за которые серьёзные штрафные санкции предусмотрены. На эти деньги в 2025 году 85,3% дорожной сети в указанных муниципальных образованиях должны соответствовать федеральным стандартам.
-
Ну и планируется ввод 5,3 километра региональных дорог. Это «Вяткино-Павловское» в Судогодском районе, «Загорье-Мосино» в Суздальском районе и в городе Владимире, к санаторию «Строитель» в Собинском районе. Знаете этот санаторий? Туда сегодня только на тракторе можно проехать. Но там живут люди.
-
Кроме этого, будут реконструированы пять мостовых переходов в Вязниковском, Муромском, Петушинском и Селивановском районах. Будут обеспечены подъездными дорогами 18 сельских населённых пунктов, модернизированы 18,9 километра дорожного освещения. Это тоже больная тема. Она [наблюдается] постоянно: дорога есть, а освещения нет. Это, считай, всё равно по ней небезопасно передвигаться, особенно в тёмное время не только пешеходам, но и автомобилям.
-
Важной задачей является подготовка проекта по строительству автодороги от площади Фрунзе с мостом через реку Клязьма с мостом в городе Владимире. Приступаем к реализации этого проекта, на подготовку ПСД [проектно-сметной документации] и экспертизу в 2024 году предусмотрены в дорожном фонде 45,6 миллиона рублей.
В ЧЁМ ГЛАВНЫЙ УПОР НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ?
Вячеслав Кузин:
- Национальные проекты. Все должны понимать, что это такое. Национальные проекты были приняты в 2018 году на срок до 2024 года. На всякий случай: понимаете, что такое 2024 год, да?
[Для тех, кто не понимает, или просто не следит за внутриполитической повесткой: на март 2024 года запланированы выборы президента Российской Федерации, - примечание Зебра ТВ]
-
И в 2024 году нацпроекты завершаются - официально, по закону. Но президентом приняты следующие решения, их два.
-
Первое решение, которое уже принято, нацпроект в сфере здравоохранения на федеральном уровне продлён до 2025 года включительно.
-
Второе поручение президента: по тем национальным проектам, которые доказали свою эффективность, свою востребованность, продлить их действие до 2030 года. Но! Не все, вот так вот - веером, как было раньше. Сначала ты должен доказать [свою] эффективность. И если ты вот по дорогам достиг нормативного содержания дорог, ты можешь участвовать дальше в нацпроекте. А уж если ты, прости меня, как говорят, эти годы ничего не делал или работал недостаточно эффективно, ну, наверное, тебя включат в этот нацпроект, но только в последнюю очередь.
-
Сегодня главный упор нацпроекта - не в названии, а в результативности. Есть результат, есть качество - участвуй; нет результата, нет качества - ну, а дальше мы говорим «люди-то не виноваты». Но вы власть, разберитесь у себя там, кто у вас не тот. Если это муниципалитет, может быть, администрации неэффективные. Надо там смотреть, где, чего и что. [Сбой] на региональном уровне? Надо здесь смотреть. Поэтому каждый раз оценки всего две в нацпроекте: результативность и эффективность. Есть эти два показателя, и нацпроект до 2030 года будет реализовываться на территории Российской Федерации. Чтобы все знали: эти решения уже приняты.
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ «ХОТЕЛКИ»
Александр Нефёдов, депутат ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):
-
[Вопрос про] национальный проект «Безопасные и качественные дороги», который у нас подходит к завершению.
-
У нас в городе Александрове есть транзитная дорога, которая используется очень серьёзно из-за того, что нет объездной, В частности, есть, предположим мост, который прошёл обследование, который требует совершенно колоссального финансирования, и это финансирование можно только по федеральной программе получить. Я знаю, что в эти годы не проектировали этот мост, потому что не было понимания того, каким образом мы дальше попадём в финансирование, и тратить деньги на проект, тем более что он не только мост, но и гидротехническое сооружение, было как бы неэффективно. Мне бы хотелось, чтобы мы предусмотрели каким-то образом финансирование и возможность попадания в федеральный проект. То есть, со своей стороны, естественно, софинансирование, которое может потребоваться на уровне муниципалитета, мы готовы обеспечить.
Ирина Шмелева, замминистра транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области:
- По вопросу по Александрову - ремонт или капитальный ремонт мостового сооружения. В этом году город Александров уже участвует в нацпроекте именно по капитальному ремонту мостового сооружения. Проект был разработан муниципалитетом самостоятельно, и мы с этим проектом зашли в нацпроект. Если есть желание участвовать в проекте дальше, то, соответственно, разрабатываем проектную документацию и заходим в нацпроект со следующим объектом. Только единственное предложение, что разработка проектной документации должна быть выполнена в срок и до формирования следующего бюджетного периода.
Вячеслав Кузин:
- Надо вовремя всё делать.
Ольга Хохлова, председатель ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):
- В рабочем порядке доработаете.
Вячеслав Кузин:
- Есть масса федеральных программ, не обязательно даже по дорогам, куда мы можем входить. Вот есть [программа] «Развитие сельских территорий». Там тоже есть серьёзный раздел по дорогам, но в неё надо входить, понимаете? Это качество подготовки [проектно-сметной документации] и её защита. Что мы делаем? Желания есть, я их называю «хотелки», а вот защитить свои «хотелки», доказать необходимость и эффективность... Не на нашем уровне, а уже на федеральном, там правительственная комиссия этим занимается, к сожалению, не у всех у нас с вами получается.
ПРО МИЛЛИАРД РУБЛЕЙ НА ПОЛОЧКЕ
Павел Шатохин, депутат ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):
- Я хочу сказать не про то, как делать хорошие дороги, а про то, как портить дороги. Больная тема - Петушинский район, большое количество дорог между населёнными пунктами, там, где нет тротуаров, и при этом наши московские гости, молодые люди развивают очень большую скорость в этих населённых пунктах. Там были уже, не смешно совершенно, и смертельные случаи. Я уже обращался и к министерству транспорта [и дорожного хозяйства Владимирской области], сформировать системную программу по оснащению подобных дорог, там, где нет тротуаров, там, где вот такие ситуации возникают, по формированию там искусственных неровностей. Системным образом. Я пытался в одном случае это делать частным образом, но у меня не получилось. Идёт переписка, футбол. Просьба большая: всё-таки сформировать программу по оснащению подобных дорог искусственными неровностями.
Вячеслав Кузин:
Неразборчиво
-
Но ещё раз говорю: дорогу осилит идущий.
-
[Дорога в посёлке] Мелехово [Ковровского района], знаете эту тему? Помните, [там был] ряд смертей [в ДТП]? Действительно, поставили там и искусственные неровности, так называемых лежачих полицейских наложили через каждые двадцать метров, поставили видеофиксацию нарушений очень жёсткую, ну, вроде бы, постучать [по дереву], пока эта проблема так остро уже [не стоит], не было больше таких случаев.
-
Но это только одна дорога, а таких дорог в области - даже не десять. Их - сотни!
-
Но вот здесь уже, извините меня, есть одна тема. Программа-то - программой, но у каждой дороги есть собственник. Вот собственник, он, в первую очередь, в принципе ответственен за решение этих вопросов. Не хватает в другой раз ресурсов, но этот вопрос нужно тогда как раз и ставить. Вот приоритеты.
-
Мы всегда говорим: «Есть муниципальные дорожные фонды». Мало кто знает об этом, и никто не слышит об этом, но вот в этом году пытаюсь задать вопрос... Вот мы много говорим: «Дороги, дороги, дороги, дороги...». А я говорю: «А кто-нибудь мне ответит на один простой вопрос: а какой в муниципальных дорожных фондах объём средств? Вот в этом, текущем году»? Сразу разводят руками. «А в вашем муниципальном образовании сколько»? Разводят руками. «А сколько сегодня реально выполнено [ремонтных работ], качественно»? Разводят руками. Вот вам ответ, чтобы вы знали здесь все: муниципальные дорожные фонды - 7 миллиардов 774 миллиона 356 тысяч рублей. Какой Владимир?! Здесь все территории!
-
Опять же, самое интересное - их реализация, дорожных фондов - муниципальных, я подчёркиваю. На областном уровне такая же проблема где-то есть. 68% [средств дорожных фондов освоено к настоящему времени от годового плана], декабрь на дворе!
-
Что такое 68%? Начинают нам с вами рассказывать сказки: кто-то документы не оформил; кто-то чего-то другого не сделал; а там сейчас лабораторные испытания; по качеству нельзя принять эти работы, понимаете, да? А кто всё это качество контролировал в течение года? В декабре вспомнили! Понимаете, это действительно такая многогранная проблема.
Ольга Хохлова:
- Но у нас же есть структура, которая обязана контролировать эти работы?
Вячеслав Кузин:
-
[Это делать] обязан по закону собственник. И приоритеты на каждом уровне расставляют сами. Вот особенно судебные дела. Интересная тема!
-
Я не буду называть город, там действительно масса судебных дел по дорогам. Но какие они? И говорят: «Суд признал, что мы обязаны построить эту дорогу». Когда признал? В 2014 году! За это время в этом городе сотни дорог уже построены-модернизированы. Только другие. А та, что по решению суда, она не сделана. Почему не сделана? «У нас приоритеты другие, нам важнее вот это». А вот решение суда - теперь давайте поговорим.
-
Внутри всегда есть приоритеты. За приоритеты отвечают две структуры: администрация, то есть исполнительная власть, и представительная власть, которая представляет интересы людей. Вот вы должны находить эти приоритеты. Не всегда средств хватает на всё. Но когда средств не хватает на всё, приоритеты - главный вопрос.
-
Я полностью его [депутата Законодательного Собрания Павла Шатохина] поддерживаю: безопасность на существующих дорогах важнее, чем строительство новых дорог. Это моё, пусть и непрофессиональное, мнение. Но, простите меня, я пример даже привёл, когда областную дорогу, которая проходит по Мелехово, сделали, потому что приоритет - это ответственность. А там, у этого муниципалитета, есть своя ответственность. Вот Петушинский район, так уж для справки, просто вооружу, чтобы мало не показалось. 56% [средств дорожного фонда освоено к настоящему времени от годового плана]. Ну, ребята - декабрь месяц! Ну, давайте ещё миллиард дадим, пусть лежит на полочке.
Павел Шатохин что-то говорит, неразборчиво
Вячеслав Кузин:
-
Я же тебя поддержал!
-
Региональные дороги - это наши приоритеты; муниципальные дороги - приоритеты муниципальные.
-
Ну я не могу отвечать за состояние твоей квартиры!
Ольга Хохлова:
- Давайте так: короткие вопросы и короткие ответы.
НАБЕРЕЖНАЯ ВО ВЛАДИМИРЕ — НЕ ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА
Александр Захаров, депутат ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):
- Такая тема, как дефицит кадров. Сегодня все знают, что вопрос достаточно остро стоит. Как решить эту проблему? Это развитие инфраструктуры областной столицы, именно города Владимира. Я к чему? Я плавно подвожу к самому вопросу. У нас есть такая программа развития Владимирской области, которая была утверждена [губернатором Владимирской области] Александром Александровичем Авдеевым. Одним из пунктов приоритетных было строительство набережной в городе Владимире. И вот вопрос следующий: какие на сегодняшний день шаги заложены, планы по реализации строительства данного объекта?
Ольга Хохлова:
- Это вопрос, наверное, к Владимиру больше...
Вячеслав Кузин:
-
Вы Владимиру задавайте этот вопрос, если они готовы ответить. Ну, пока нет...
-
Я уже называл главную проблему по Владимиру сегодня, которая мешает. Ну, вы знаете, Лыбедь [Лыбедская магистраль] есть, Рпень [Рпенский проезд] есть, на всякий случай, да? Теперь - [второй] мост [через Клязьму]. Вот без решения [вопроса по строительству] моста город будет задавлен.
-
Набережная - важный объект, но, наверное, не в составе приоритетов первоочередных. А вот мост во Владимире он просто нужен, все вы это видите. Он нужен не только для сегодняшних людей, а для развития города, потому что развитие, жилищное строительство - всё уйдёт туда, в ту [заклязьменскую] зону. Понимаете, да?
Ольга Хохлова?
- А мы поможем Владимиру? Сделать ПСД для этого моста?
Вячеслав Кузин:
- А мы чем занимаемся? Я же о чём сказал, мы выделяем сегодня из областного бюджета на ПСД, но Владимир должен его [проект] сделать. А вот качественно ли он это сделает, это уже будет проблема муниципалитета. Ещё раз говорю: не деньги сегодня определяют качество нашей работы, а способность достигать результатов, намеченных при помощи денег. Деньги - это средство.
Ольга Хохлова:
- Просьба к депутатам, вот такие вопросы контролировать у себя на местах в своих округах. Не оставлять. Вот мы задали вопрос и забыли. Нет. Все вопросы, которые задаёте, берите на контроль вместе с властью муниципальной.
Андрей Фатеев, депутат ЗакСобрания (фракция «Единая Россия»):
-
Буквально небольшой комментарий-пожелание по теме распределения приоритетов, скажем так, важная проблема. Что касается региональных и муниципальных дорог, конкретный пример: Муромский район, деревни Охеево и Большое Юрьево.
-
Для двух, скажем так, поселений, деревень, в которых, наверное, меньше ста проживающих постоянно людей, потрачено 122 миллиона рублей для строительства восьмиметровой ширины дороги с отводящими каналами и всё остальное.
-
Я не против строительства дорог вообще к населённым пунктам - они должны быть, но тратить такие деньги именно на такой вид дороги, ну, это, наверное, неправильно, поэтому при распределении средств, и министерство транспорта [и дорожного хозяйства Владимирской области] прошу обратить на это внимание, и [председателя Счётной палаты Владимирской области] Ирину Валентиновну [Тулякову] смотреть на такие вещи, потому что вопрос очень серьёзный.
-
У нас другие, более крупные населённые пункты страдают вообще от отсутствия дорог. Но вот именно почему-то приоритет был выстроен таким образом, что 120 миллионов рублей мы потратили на восьмиметровую... Там десять машин проезжает в час, но такие средства были на это потрачены. Прошу обратить на это внимание.
Вячеслав Кузин:
- Это региональная дорога?
Андрей Фатеев:
- Да.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.