Если чиновник решил взять взятку, он ее возьмет

Главный антикоррупционер владимирского Белого Дома Игорь Лебедь рассказал, сколько чиновников утаило свои доходы, сколько они похитили казенных денег, и почему вице-губернатора Дмитрия Хвостова три года не могли схватить за руку
Новости Автор: 15 декабря 2016, 17:19 22 7485

15 декабря состоялось первое публичное выступление начальника управления по вопросам противодействия коррупции администрации Владимирской области Игоря Лебедя с момента его назначения в январе 2015 года.

Управление по вопросам противодействия коррупции было создано в администрации Владимирской области в марте 2014 года. Но Лебедь заявил, что работать оно начало только в январе 2015 года. Сейчас в штате белодомовских антикоррупционеров 5 человек, трое из которых имеют 20-летний опыт работы в правоохранительных органах.

«Не очень большое количество, но как говорится, стараемся работать не числом, а умением, за счет профессионализма», - похвалился Игорь Лебедь.

За 2 года работая «не числом, а умением», антикоррупционная структура владимирского Белого дома добилась успехов в «актуализации нормативной базы» (около 30 антикоррупционных актов были переработаны), а также в проверке деклараций чиновников.

Весной 2015 года было изучено около 1200 справок о доходах-расходах государственных и гражданских служащих и членов их семей. За руку удалось схватить 3 чиновников «не в администрации здесь непосредственно, а в других департаментах», которые занимались коммерческой деятельностью, что делать государевым мужам категорически запрещено. По инициативе антикоррупционного ведомства они были уволены. В этом году, при проверке деклараций о доходах чиновников таких случаев было 2. Ни одну фамилию уволенных чиновников, тайно промышлявших бизнесом, Игорь Лебедь не назвал, ссылаясь на тайны персональных данных.

В 2016 году антикоррупционеры проверяли еще и декларации о доходах муниципальных депутатов сообщил Игорь Лебедь:

«Абсолютное большинство депутатов во Владимирской области подошло к этому добросовестно. Но некоторые посчитали, что нет необходимости предоставлять эти сведения. Видимо, они не хотели предавать гласности свои данные. Они свои полномочия сложили. Двое буквально недавно были лишены этих полномочий по инициативе самих Советов народных депутатов. В отношении депутатов подготовлена информация в управление Федеральной налоговой службы, чтобы наши коллеги посмотрели, насколько добросовестно они исполняют свои обязанности как налогоплательщики».

Лебедь подчеркнул, что основная задача его структуры - предупредить правонарушение, донести до служащих, что коррупцией заниматься нехорошо, стыдно, а назначать своих родственников в подчиненные структуры - незаконно:

«К сожалению, жизнь показывает, что надо несколько раз говорить - не два, и не три, а гораздо больше - чтобы до человека дошло, что взятки брать нельзя, воровать нельзя».

Но даже если повторять «гораздо больше», что коррупция - это плохо, взяточников меньше не станет. Лебедь заявил, что если уж чиновник захочет совершить финансовое преступление, он его совершит обязательно, и антикоррупционное управление его не остановит:

«Определенный объем работы мы выполняем, но, к сожалению, не все доходит до людей. Профилактических мероприятий много. Но если человек решил совершить правонарушение в самой тяжкой форме, он его совершит. И в этом случае на повестку дня выходит вопрос: насколько принципиально руководство реагирует на те или иные факты. В армии за такие вещи предусмотрена уголовное ответственность в отношении командира части. За это жестко спрашивается вообще на местах. И в частности политика губернатора области Светланы Юрьевны Орловой такая: если свершено - человек должен нести ответственность. Какую? Это уже другой вопрос. Но все должно быть предано гласности, и ни один факт не должен быть скрыт, замазан».

В качестве примера главный антикоррупционер Белого Дома рассказал, как было раскрыто и предано огласке хищение 1,4 миллиона рублей в департаменте социальной защиты:

«Сразу же наше управление было проинформировано, работниками департамента была проведена служебная проверка оперативно, материалы переданы в полицию. Было возбуждено уголовное дело. Сотрудник был уволен в связи с утратой доверия. Все закончилось обвинительным приговором суда. Я это привожу, чтобы не было мыслей, что если что-то совершается, то все скрывается. Боже упаси».

Относительно коррупционных преступлений, в которых подозревают вице-губернатора Владимирской области Дмитрия Хвостова, комментарии антикоррупционера были более сдержаны. Проверка заместителей губернатора Орловой входит в компетенцию управления по вопросам противодействия коррупции. Но, видимо, «кейс Хвостова» - это именно тот случай, когда «если человек решил совершить правонарушение в самой тяжкой форме, он его совершит».

Игорь Лебедь подчеркнул, что в 2014 году, когда, по версии следствия, вице-губернатор Дмитрий Хвостов брал взятки, его подразделение вроде как еще и не работало. А еще Лебедь заявил, что в истории с вице-губернатором Хвостовым бизнесмены, с которых высокопоставленный чиновник вымогал деньги, не проявили гражданской ответственности:

«Я не собираюсь оправдываться. Вы знаете, возбуждено два уголовных дела, оба по эпизодам 2014 года. Управление начало работу в 2015 году. В данном случае, что мы делаем, точнее, начали делать еще до возбуждения дела и сейчас будем продолжать более активно? Работать с представителями бизнеса. В какой-то степени я не хочу предварять. Органы следствия разберутся, прокуратура надлежащий надзор обеспечит. Но исходя из того, что там уже не один эпизод, а два, то я так думаю, будем работать над тем, когда только первый вариант возникает. Вообще-то тому человеку, с которого вымогали взятку, надо было уже тогда предпринимать меры и идти в соответствующие органы. Как только первый эпизод возник, нужно было идти в органы».