Кафка по-гороховецки

Исторический город Гороховец наполнен якобы снесенными домами-призраками, которые не видят ни местные чиновники, ни представители силовых и надзорных структур
Новости Автор: 20 декабря 2016, 12:08 1 6725

20 декабря Владимирский областной суд рассмотрит апелляционную жалобу жителя города Гороховца Дмитрия Скокова к КУМИ гороховецкого района. Ищущие правды люди, которых на этапе судебных разбирательств начали сопровождать специалисты региональной общественной организации «ЖКХ-Контроль», пытаются доказать, что местные чиновники, освоившие деньги, выделенные по программе сноса и расселения аварийного жилья, нарушили законодательство.

Суть дела в том, что три года назад житель города Дзержинска Нижегородской области Тимофей Ликанов взял в аренду в Гороховце участок земли для строительства частного жилого дома. Стоимость аренды земли для обычной семьи с двумя маленькими детьми — 154 тысячи рублей в год - была немаленькой. Но у главы семьи был план: в короткие сроки построить дом, после чего, воспользовавшись преимущественным правом выкупа, забрать землю в собственность.

Однако, прибыв на место сразу после подписания договора в администрации (Ликанов утверждает, что после подведения итогов конкурса чиновники торопились оформить бумаги) обнаружил на своем чистом по бумагам земельном участке многоквартирный жилой дом. Более того, к снесенной по всем документам постройке (документы о том, что всех жителей из дома-призрака расселили в новостройки тоже имелись) Тимофей Ликанов получил в нагрузку "соседа", которого на тот момент мало интересовало новое жилье, но за которым было закреплено право на часть дома и сданного чиновниками в аренду земельного участка.

DSCN5798.jpg

"Пошерстив по округе" горе-владелец, выбравший для переезда Владимирскую область, быстро понял, что его дом-призрак в Гороховце далеко не единственный - в историческом городе тут и там зияют пустыми глазницами жилые постройки, которых на бумаге тоже давно уже нет.

DSCN6457.jpg
DSCN6458.jpg
DSCN6461.jpg

Позже новый собственник, вступивший в долгую переписку с быстро меняющимися креслами местными чиновниками, понял, что часть гороховецких домов - доподлинно известно еще, как минимум о 3 строениях по-соседству (ул. Гагарина, дом 23, ул. Фрунзе, 23, ул. Фрунзе, 41, ул. Гагарина , 48) - были расселены в соответствии с губернаторским постановлением 2009 года. Деньги на расселение всех жителей давно освоены, а акты сноса ветхих построек — подписаны. Тем не менее, дома-призраки стоят на своих старых местах по сей день.

akt.jpg
reestr.jpg

Переписка с гороховецкими чиновниками всех мастей (Ликанов принес в редакцию Зебра ТВ целый чемодан с письмами) ни к чему ни привела. Не нашел арендатор, исправно пополняющий в соответствии с подписанным договором местную казну, понимания и в прокуратуре Гороховецкого района. Более того, по словам жителя Дзержинска, вместо того, чтобы обратить внимание на очевидное нарушение закона, представители надзорного ведомства грозили ему двумя годами тюрьмы по статье «Уничтожение чужого имущества» (ст.167 ч.2) — в том случае, если Ликанов самовольно снесет чужую собственность. Новость о том, что того же самого дома по бумагам давным-давно нет, прокуроров оставила равнодушными.

Тимофей рассказывает, что не так давно в подвале его дома-призрака игравшие в войнушку дети заперли и забыли маленького ребенка. Спустя некоторое время одетого в противогаз внука нашла сбившаяся с ног бабушка. Каково же было ее удивление, когда в ответ на предъявленные претензии арендатор участка показал ей документы, свидетельствующие о том, что ни дома, ни подвала на самом деле нет:

«Бабушка нашла своего внука, а он значительное время там просидел. Местные жители на меня вышли и потребовали, чтобы я этот дом снес. А я им показал акт, подписанный работниками администрации — включая Антоновского, который там самый главный был — что дома-то там и нет фактически. То есть, никакие ваши дети там не могут запереть друг друга или в войнушку играть. Я пошел в прокуратуру и сказал, что я этот дом снесу. Прокурор мне категорически запретил сносить этот дом, обещав мне, что возбудит на меня уголовное дело по ст. 167 ч.2 Уголовного Кодекса РФ за умышленное уничтожение и порчу чужого имущества, и пообещал мне два году сроку».

Арендатора поражает тот факт, что даже после того, как информация о сложившейся ситуации начала постепенно распространяться среди местных жителей - а не снесенные по факту чиновниками дома "начали аккуратно гореть" - администрация продолжила выставлять подобные «обремененные» земельные участки на торги. И только после настоятельных просьб прекратить этот процесс, чтобы не подставлять и других людей, данная деятельность, по словам Ликанова, вроде была временно приостановлена. Впрочем, подобные проблемы для администрации, судя по всему, не новость, и у чиновников есть верный способ их «решения»:

«На совещании обсуждались способы уйти от восстановления нарушенных прав этого гражданина. То есть, никак не заплатить ему (речь идет про одного из не расселенных жителей Скокова — ред.). И, допустим, предлагались такие варианты, чтобы я им поверил еще раз. Мол, это другая администрация натворила дел, а не мы. Чтобы я не думал ни о чем — сносил этот дом. А когда я построю свой дом, мне дадут номер 23А, и тогда я его как бы зарегистрирую. Единственный здравый человек — это был исполняющий обязанности начальника отдела архитектуры Ширяева, которая сказала, что Ликанов на 23А никаких правовых основ не имеет, и мы никак никуда не поставим этот дом».

По словам Ликанова, за его историей следят многие горожане, сталкивающиеся с чиновничьей системой, часто не готовой ориентироваться на здравый смысл, а руководимой, возможно, исключительно чьими-то частными интересами:

«Я им объясняю, что мне это все немножечко надоело. Вместо того, чтобы строить дом и носить кирпичи, я хожу по судам — не тем делом занимаюсь. И еще такие деньги за это плачу. А люди следят за всем этим и немножечко еще верят, что мы живем в правовом государстве».

На этапе обжалования решения Гороховецкого районного суда к кафкианской истории по-гороховецки подключилась региональная общественная организация «ЖКХ-Контроль» - интересы Ликанова представляет ее руководитель (по совместительству председатель общественного совета по ЖКХ при губернаторе Владимирской области) Альберт Русанен.

По словам Русанена, заинтересовавшиеся историей общественники, хотят доказать, что администрация распорядилась не своим правом собственности, и что денежные средства неосновательно ими были получены, то есть подлежат возврату:

«По документам, которые у нас есть в распоряжении — акт о сносе непосредственно — администрация города Гороховца отчиталась, что эти дома снесены. Мы пока имеем акт только на один дом, но предполагаем, что и по остальным, которые в целости и сохранности стоят, может быть, не в таком же нормальном состоянии, но они стоят все. И, соответственно, мы считаем, что это должностной подлог со стороны тех лиц, которые это подписали. Я назову их. Это заместитель главы горадминистрации города Гороховец Быкова, заворганизационно-правовым отделом Белякова, завотделом ЖКХ Горячева, директор филиала ГУП Владимирской области Лёзов — они составили акт, что дома нет. И после этого люди, которые не имели отношения непосредственно к сносу этого дома, посчитали возможным сдать земельный участок, на котором располагался этот дом».

Альберт Русанен заявляет о том, что в рамках того же судебного процесса общественники намерены добиться частного определения в адрес администрации Гороховецкого района о незаконности их действия:

«И проверим еще другие дома, по которым точно такая же история. Прокуратура Гороховецкого района не видит здесь никаких нарушений, а они нам сейчас в разговоре сказали, что считают все это гражданско-правовым спором. Ну, не важно ведь, что администрация района нарушила какие-то нормы законодательства: она отчиталась, что дома снесены и, видимо, потратила какие-то деньги, и надзорное ведомство это не интересует. Ну, значит мы через областную прокуратуру докажем им, что они не правы в этом вопросе. И если на примере конкретного муниципального образования это происходит, где гарантия того, что это не происходит в других районах? И до губернатора мы эту информацию доведем, как они программу расселения проводят».

До настоящего времени все вопросы по конкретному земельному участку решались исключительно в сфере гражданского делопроизводства. В частности, Тимофей Ликанов трижды по суду снижал стоимость аренды земельного участка по причине его непригодности по прямому назначению (со 154 до 42 тысяч рублей в год). А также пробовал в судебном порядке разорвать договор аренды с местной администрацией, что ему сделать в итоге так и не удалось.

Тем не менее, спустя 2 года бесплодных попыток решить дело миром, Тимофей Ликанов написал заявление в Следственный Комитет, обращая внимание силовиков на факт, судя по всему, уголовного правонарушения, связанного с «освоением денежных средств» и подлогом документов:

«Я обращался с гражданскими исками потому, что долгое время надеялся и верил, что договор приведется в надлежащее исполнение. А последний раз я просто съездил в Следственный Комитет в городе Владимире, обратился к дежурному следователю и рассказал ситуацию, предоставил документы, которые у меня есть, и написал заявление о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности ввиду того, что они совершили служебный подлог, воспользовались фактически не соответствующими действительности документами, сдали мне в аренду земельный участок и продолжают принимать денежные средства от меня, и ничего соответственно не делают».

Но выяснилось, что заявление Тимофея Ликанова долгое время путешествовало по силовым и надзорным структурам, а потом, миновав областную и районную прокуратуру, осело у одного из гороховецких участковых полиции. При это полицейский, по словам собеседников Зебра ТВ, тоже не прилагал для сбора фактуры по переданному ему делу особых усилий, и за не имением необходимых документов поспешил отказать в возбуждении уголовного дела.

«Мне отказали в возбуждении уголовного дела с формулировкой, что сотрудники полиции вышли в здание администрации с просьбой о предоставлении им соответствующих документов на земельный участок. Документы им не предоставили, поэтому в возбуждении уголовного дела мне было отказано. То есть, пришла полиция в администрацию за документами, полиции сказали, мы вам ничего не дадим, и полиция сказала: «Ну, и ладно тогда», - возмущается Тимофей Ликанов.
«Это обычное дело для полиции Гороховецкого района. Они пришли с законными требованиями, а их посылают, если говорить по простому. Ну, они умылись и ушли — уголовное дело не возбудили. Самое интересное, что они не отказали в возбуждении уголовного дела, а именно написали, что нет оснований в связи с тем, что не предоставлены документы. А в случае чего, они скажут: да, тут, может и были основания, но документы-то нам не предоставили. Но еще интереснее, что эти документы были у Ликанова, и он мог их предоставить. Получается, что в данном случае полиция покрывает действия администрации Гороховецкого района, в частности, тех лиц, которые тогда работали», - описывает сове видение ситуации Альберт Русанен.

sk.jpg
sk2.jpg
1.jpg
2.jpg
3.jpg