Регистрация / Вход Вс, 04 декабря 2016, 11:13

Как увеличить доходы бюджета, не задушив при этом бизнес?

Председатель бюджетного комитета ЗакСобрания Владимирской области Максим Васенин заявил, что пока система налогообложения позволяет областному бюджету получать доходы в объёмах, необходимых для выполнения расходных обязательств региона, власти, скорее всего, воздержатся от обложения офисных и торговых площадей налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости
22 Июня 2015, 09:47 14 2510

«До той поры, пока нам, скажем так, действующая система доходов, действующая система налогообложения позволяют получать доходы, которые соответствуют расходам (Владимирского) областного бюджета, пока мы, всё-таки, постараемся воздержаться от принятия решения о переходе на обложение торговых и офисных помещений исходя из (их) кадастровой стоимости», - 17 июня заявил Максим Васенин, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по бюджетной и налоговой политики. Он произнёс эту фразу на конференции «Влияние финансовой инфраструктуры на динамику развития бизнеса во Владимирском регионе в условиях новых вызовов экономике России», которая была организована областным отделением организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ», и которая прошла на площадке Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

DSC08152.JPG

Фото пресс-службы "Опоры России"

НАИБОЛЕЕ БОЛЕЗНЕННЫЙ И РЕЗОНАНСНЫЙ ВОПРОС

Выступлений Максима Васенина затрагивало проблематику изменений в налоговом законодательстве и тех возможностей, которые государство предлагает бизнесу в качестве мер налоговой поддержки. Парламентарий назвал проблему перехода при налогообложении отдельных видов имущества (торговых и офисных помещений) от балансовой стоимости к кадастровой «наиболее болезненным, наиболее резонансным» вопросом. Видимо, «болезненность» и «резонанс» связаны с тем, что кадастровая оценка недвижимого имущества была проведена непонятно как, на что предприниматели постоянно обращают внимание властей.

Васенин сообщил, что налоговое законодательство предусматривает право регионов облагать торговые и офисные помещения исходя из их кадастровой стоимости. При этом он обратил внимание участников конференции на то, что если сегодня индивидуальные предприниматели и организации, которые используют специальные налоговые режимы (упрощённую систему налогообложения, например),освобождаются от уплаты налога на имущество, то, при переходе к налогообложению исходя из кадастровой стоимости, даже эти субъекты предпринимательства будут платить налог на торговые и офисные помещения исходя из кадастровой стоимости.

Со слов Васенина власти рассматривают три подхода к переходу на новую систему обложения названного вида имущества.

Первый подход — радикальный: ввести новые правила и будь, что будет. Судя по очень осторожным высказываниям Максима Васенина, он не знает, что, в конечно итоге, получится, так как рост бюджетных доходов будет основан на ухудшении положения бизнеса.

Второй подход — поэтапный. Он заключается в постепенном доведении ставки налога до 2% (её максимальное значение) в течение четырёх лет — начиная с 0,5% от кадастровой стоимости.

А третий подход очень простой: ничего не предпринимать и оставить это всё как есть:

« Мне сложно сейчас спрогнозировать, какой из трёх подходов у нас в результате будет принят. Связано это, в том числе, и с тем, что, увы, в силу объективных и субъективных причин, мы вынуждены рассматривать все варианты, в том числе, и в целях увеличения объёмов дополнительных доходов бюджета», - резюмировал Васенин.

СТАВКУ ПО «УПРОЩЁНКЕ» МОГУТ ПОНИЗИТЬ НА 2%

Максим Сергеевич также рассказал, что рассматривается вариант о снижении ставки с 6% до 4% для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения от общего объёма выручки. Право сделать это регионы получат с 2015 года. Васенин пояснил, что это коснётся только отдельных видов деятельности — производственной, в сфере предоставления социальных услуг и в области научных разработок. Председатель бюджетного комитета ЗакСобрания назвал данные виды деятельности «точками роста», которые «смогут дать определённый толчок в развитии экономики на ближайшие годы».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ МАКСИМА ВАСЕНИНА

Загрузка плеера

Максим Васенин, председатель комитета Законодательного Собрания Владимирской области по бюджетной и налоговой политике:
  • Добрый день! Я бы хотел немножко расширить тему выступления, попробую раскрыть вопросы изменения налогового законодательства, особенно в части его применения субъектами малого и среднего предпринимательства
  • Сейчас каждый год, летом, идёт работа над такими документами, как основные направления налоговой политики. Этот документ разрабатывается и принимается на федеральном уровне, утверждается правительством, после чего такой же документ мы уже разрабатываем на уровне региона, поэтому вкратце давайте пробежимся по тем изменениям налогового законодательства, которые у нас произошли в предыдущие годы и по тем мероприятиям, которые планируются в рамках налоговой реформы на ближайшую трёхлетку
  • Если говорить об основных мерах налоговой поддержки вообще, то здесь есть смысл сказать, что в большинстве регионов, наш регион здесь не исключение, работают основные программы поддержки субъектов бизнеса в части поддержки инвестиционной политики
  • Это снижение до 13,5% региональной части налога на прибыль и льгота по налогу на вновь созданное имущество в рамках реализации инвестпроектов
  • В основном, конечно, такими налоговыми льготами пользуются уже представители среднего и крупного бизнеса, тем организациям, которые работают на общих налоговых режимах, но, тем не менее, даже и представители малого бизнеса, уже перешагнувшие черту, которая отделяет малое предприятие от того, которое работает на общих налоговых режимах, им целесообразно этим воспользоваться
  • Я хотел бы сказать, что со следующего года планируется, правда, пока эта инициатива не приобрела вида проекта конкретного закона, но планируется расширение мер налоговой поддержки для вновь создаваемых производств
  • В обиходе часто в последнее время для таких производств используется термин «гринфилд». Чтобы было понятно, что это такое, в переводе на русский язык, это когда в чистом поле создаётся новое производство
  • По аналогии есть «браунфилд», это когда производство новое открывается уже на ранее существовавших промышленных площадках, используя существующую промышленную инфраструктуру
  • Для таких предприятий («гринфилд») предполагается регионам предоставить право увеличения мер налоговой поддержки за счёт снижения (ставки) налога на прибыль уже не до 13,5%, а до 10% в региональной части и полном освобождении от налога на прибыль в федеральной части
  • У нас на сегодняшний день базовая ставка налога на прибыль — это 2% федеральная часть и 18% региональная часть, то есть общая ставка — 20%. Вот для вновь создаваемых производств в чистом поле можно будет пользоваться налоговой льготой, соответственно, уже в размере 10%
  • Отдельно два года назад налоговым законодательством введены особые налоговые режимы, ну, правда, Владимирскую область, я думаю, они не коснутся, для территорий опережающего развития и региональных инвестиционных проектов, это более льготные налоговые условия, но, в основном, они, конечно, касаются территорий Восточной Сибири, Дальнего Востока и Северокавказского региона, то есть, Владимирская область, которая находится в центре нашей страны, здесь говорить о том, чтобы такие меры налоговой поддержки применять к условиям Центрального федерального округа пока не приходится
  • С этого года у нас действует принцип предоставления налоговых каникул на два года для вновь открывающихся организаций и предпринимателей
  • То есть, предприниматель, который впервые зарегистрирован, имеет право не платить первые два года налоги в том случае, если он применяет упрощённую систему налогообложения или налогообложение на основе патента
  • Возможно, со следующего год, решение окончательное пока не принято, это пока является дискуссией в рамках обсуждения основных направлений налоговой политики, такое же право будет распространено и на предпринимателей, которые работают на едином налоге на вменённый доход, то есть, при регистрации нового предпринимателя такое право ему будет предоставлено — первые два года он таких налогов платить не будет
  • Интересное, наверное, предложение, это введение патентов для самозанятых, то есть, со следующего года, скорее всего, такое право будет точно так же предоставлено для тех граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, скажем так, обеспечивая свою самозанятость. То есть, это какие-то, как правило, самые-самые мелкие предприниматели
  • В чём смысл введения такой нормы? Патент — это более упрощённая система налогообложения, и, в первую очередь, отчётности. Здесь предприниматель освобождён от большинства требований, которые на него накладываются налоговым законодательством, у него очень упрощённый учёт, то есть, практически ему нужно вести только книгу учёта доходов. В этом случае он может, покупая патент на срок от трёх до двенадцати месяцев,осуществлять полностью легально свою предпринимательскую деятельность
  • Мы, конечно, на практике столкнулись со сложностями применения такой системы налогообложения. Далеко не все предприниматели торопятся на неё переходить. И вот, по нашим оценкам, главная сложность связана с тем, что предпринимателю нужно заранее оплатить стоимость патента, пусть она и небольшая, при том, что ему ещё и сложно спрогнозировать — а насколько это вообще целесообразно, насколько в будущем его ждёт успех в осуществлении предпринимательской деятельности
  • Когда предприниматель начинает свою деятельность, ему-то кажется, что всё будет у него прекрасно и замечательно, но на практике это бывает и не совсем так, поэтому у нас предприниматели не торопятся переходить на налогообложение на основе патента, но, тем не менее, за 2014 год у нас здесь динамика довольно хорошая. У нас количество патентов, выданных в 2014 году, в полтора раза больше, чем в 2013 году. Динамика есть. Общее количество выданных патентов пока не велико, но если мы оцениваем динамику, то она достаточно хорошая
  • О чём ещё важно поговорить в плане налоговой поддержки малого и среднего предпринимательства, это о том, что со следующего года предполагается предоставлять право регионам снижать ставку налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по систему налогообложения выручки
  • У нас несколько лет назад был предпринято по отдельным видам деятельности снижение упрощённого налога в применении системы «доходы минус расходы», мы отдельным видам деятельности снизили эту ставку с 15% до 10%, а по отдельным видам деятельности — даже до 5%
  • Но кроме этой системы - «доходы минус расходы» - у нас существует и вторая упрощённая система налогообложения, когда предприниматель платит налог в виде 6% от общего объёма выручки, от общего объёма доходов. Вот со следующего года регионам будет предоставлено право снижать размер этой ставки налога, делать её меньше 6%. Ну, скорее всего, на территории Владимирской области мы для отдельных видов экономической деятельности планируем введение такой ставки в размере 4%
  • Это производственная деятельность, это деятельность в сфере социальных услуг и деятельность в сфере научных разработок, то есть, это те точки роста, которые смогут дать определённый толчок в развитии экономики на ближайшие годы
  • Последний вопрос, о котором я хотел бы поговорить, вопрос наиболее болезненный, наиболее резонансный, - это переход при налогообложении отдельных видов имущества от балансовой стоимости к кадастровой в качестве базы налогообложения
  • Налоговое законодательство предусматривает право регионов на такую систему налогообложения для торговых и офисных помещений
  • При этом я хотел бы обратить внимание, что если на сегодняшний день индивидуальные предприниматели и организации, которые используют специальные налоговые режимы,освобождаются от уплаты налога на имущество, то при переходе к налогообложению исходя из кадастровой стоимости даже те организации, предприятия и предприниматели, которые работают на специальных налоговых режимах, будут платить налог на имущество именно по этим видам, этим категориям помещений — это торговые и офисные помещения
  • Здесь есть несколько подходов
  • Первый подход — радикальный: это, всё-таки, вести такую систему налогообложения, это, безусловно, даст определённый бюджетный эффект, это будет дополнительная налоговая нагрузка на малый бизнес, но это, соответственно, дополнительные налоговые поступления уже в региональный и местные бюджеты
  • Второй подход заключается во введении этой системы, но поэтапно. Например, со следующего года, 2016-го, ли 2017-го мы проводим увеличение ставок для организаций и предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы, - по 0,5% в год. То есть, максимальная ставка налога на имущество по таким категориям может быть 2%, соответственно первый год это будет 0,5%, второй год — 1%, третий год — 1,5%, и только начиная с четвёртого года эта ставка может заработать в полном объёме
  • Ну, и третий подход заключается в том, чтобы пока вообще воздержаться от принятия такого решения и оставить это всё как есть
  • Мне сложно сейчас спрогнозировать, какой из трёх подходов у нас в результате будет принят. Связано это, в том числе, и с тем, что, увы, в силу объективных и субъективных причин, мы вынуждены рассматривать все варианты, в том числе, и в целях увеличения объёмов дополнительных доходов бюджета
  • Но до той поры, пока нам, скажем так, действующая система доходов, действующая система налогообложения позволяют получать доходы, которые соответствуют расходам областного бюджета, пока мы, всё-таки, постараемся воздержаться от принятия решения о переходе на обложение торговых и офисных помещений исходя из кадастровой стоимости
  • Вот это всё, что я хотел сказать по тонкостям и проблемам налогообложения малого и среднего бизнеса
Смотрите также
Реверанс в сторону предпринимателей
Законодательное Собрание Владимирской области подняло с 6 до 15 миллионов рублей предельный размер выручки для впервые зарегистрированных ИП, работающих по упрощённой системе налогообложения, чтобы большее их число могло «уйти» на «налоговые каникулы»
Бюджетные прогнозы
К 2019 году зависимость Владимирского областного бюджета от федеральных дотаций и субсидий снизится с 18 до 14%