Крик депутатской души

Депутаты Собинского райcовета Владимирской области обсудили ситуацию с зарплатами учителей Толпуховской средней школы, о которой педработники рассказали в открытом письме на имя губернатора Светланы Орловой
Новости Автор: 5 ноября 2014, 09:31 21 10598

На заседании Собинского районного Совета Владимирской области 31 октября местные депутаты заслушали информацию заместителя начальника районного управления образования Елены Мартыновой о ситуации с зарплатами педагогических работников. В самом конце подняли тему, о которой в открытом письме на имя губернатора Владимирской области Светланы Орловой рассказали учителя Толпуховской средней школы.

Напомним, они заявили, что с сентября 2014 года их заработная плата существенно сократилась - им отменили стимулирующие выплаты за классное руководство, за проверку тетрадей и так далее. И это всё на фоне разговоров о росте доходов учителей и необходимости исполнять майские указы президента Путина от 2012 года, которые как раз и направлены на обеспечение повышения учительской зарплаты.

Письмо учителей Толпуховской сельской школы можно прочитать здесь.

После опубликования данного письма один из учителей этой школы на условиях анонимности сообщил Зебра ТВ, что на встречу с педагогическим коллективом приезжала директор департамента образования администрации Владимирской области Ольга Беляева. С её слов следовало, что своим письмом учителя подставили директора школы Ирину Муханову. Более того, в школе слишком много учителей - 17, а по нормативам должно быть 9 учителей. К тому же в этом году учреждение не сумело открыть 10-й класс. На учителей снизилась нагрузка, и это и привело к сокращению зарплаты. Но в школе задаются вопросом: а как нормативно-подушевое финансирование, на которое переведены все образовательные учреждения Владимирской области, согласуется с пунктом 4 статьи 99 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, который гласит:

«Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населённых пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся».

В двадцатых числах октября учителя Толпуховской средней школы получили компенсирующие выплаты за сентябрь.

ВЫ СЕГОДНЯ БИТЫ

Председатель Собинского районного Совета Любовь Потапова сообщила депутатам, что она направила письма председателю Законодательного Собрания Владимирской области Владимиру Киселёву и директору департамента образования Ольге Беляевой с просьбой разъяснить, как во Владимирской области исполняется вышеуказанное положение федерального закона «Об образовании в РФ».

На заседании райсовета спикер Потапова сказала, что она возмущена ситуацией с зарплатой педагогических работников Толпуховской школы. Она задала такой вопрос: «Если эти деньги учителям не положены, то почему тогда их вдруг по жалобе вернули? Значит, требования педагогов законны? Так что же случилось - не так почитали?».

«Вы на сегодня биты!», - сказала Любовь Потапова Елене Мартыновой. Та с этим спорить не стала, сказав лишь, что управление образования работает в рамках имеющегося правового поля.

Заместитель начальника Собинского районного управления образования признала, что ситуации, схожие с той, что случилась в Толпухово, возникают и в других школах, просто учителя где-то действуют кулуарно, а где-то открыто, пишут письма.

Елена Мартынова мягко намекнула на то, что скандал случился по вине директора: «Где-то там, наверное, непонимание со стороны руководителя было в части сокращения неэффективных расходов».

Чиновница сообщила, что «на сегодняшний день ситуация исправляется», «дополнительные средства были возвращены из резервного фонда для того, чтобы выплатить людям компенсацию за классное руководство, за проверку тетрадей».

Обращаем внимание, что средства резервного фонда в основном расходуются на исправление того, чего невозможно предвидеть при бюджетном планировании, например, на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, и так далее. То есть выходит, что история с зарплатами Толпуховской сельской школы Собинского района, и не только, по сути своей - ЧП.

Елена Мартынова сообщила, что «нам обещают увеличить объём субвенций» из областного бюджета, так что в будущем ситуация нормализуется. На вопрос председателя Собинского райсовета о том, что будет, если это обещание так и останется обещанием, чиновница ответить не смогла.

Любовь Потапова спросила, а правда, что директора Толпуховской школы наказали, объявив ей выговор? Елена Мартынова сказала, что она не видела такого приказа.

Любовь Потапова, председатель Собинского районного Совета:

  • Меня пример по Толпуховской школе вообще возмущает
  • Как это может быть так, что если сегодня не должно быть и не положено, откуда появляются тогда деньги? Не должно быть так
  • Если есть нормы, значит, мы должны их придерживаться. Вот принята методика расчётов. А правильно ли она принята?
  • Мы написали письмо в Законодательное Собрание и директору областного департамента образования Ольге Беляевой о том, чтобы нам объяснили, каким образом выполняется, вот конкретно, пункт 4 статьи 99 федерального закона об образовании в Российской Федерации, закон за номером 273-ФЗ
  • Может, здесь есть какая-то в правовом поле ошибка? Может быть, не так посчитали методику?
  • Этот год очень тяжёлый, управление образования тоже старается, но, как видите, результатов-то у нас пока нет. Хвастаться особо нечем
  • Самое главное - у нас остаются социальная напряжённость, непонимание со стороны людей, обиды, письма. Не должно этого быть
  • Все вопросы должны решаться в районе. Мы должны сами разобраться здесь, внутри, и когда к нам приезжают и по жалобам дают дополнительные деньги, либо мы здесь безобразничаем все, либо нам неправильно считают. Это опускает авторитет и депутатов, и профсоюзов, и управления образования, и вообще муниципального образования
  • Если сегодня деньги находятся для того, чтобы погасить жалобы, значит они (жалобы) законны, если нет - тогда зачем мы это делаем (платим деньги в ответ на жалобы)?
  • Я вообще предлагаю совместно с управлением образования подготовить документ со всеми выкладками, примерами, направить его на уровень Российской Федерации, в сообщество местного самоуправления, президенту
  • Я не думаю, что только мы озабочены этим вопросом. Об этом говорят везде, но кто-то пишет, кто-то прячется, кто-то боится, кто-то не может грамотно выразить эту мысль. Это могут сделать только люди, которые с этим сталкиваются
  • Вы на сегодня биты (Потапова — заместителю начальника управления образования администрации Собинского района Елене Мартыновой)

Елена Мартынова, заместитель начальника управления образования администрации Собинского района:

  • Мы на сегодня биты, но мы работаем в рамках того нормативно-правового поля, которое имеет место быть и нарушать которое мы не имеем права. Мы проверялись на предмет всех экспертиз
  • Вот на сегодняшний день, да, ситуация такая, возникает она, где-то кулуарно, где-то открыто, как, например, письмо учителей Толпуховской школы о нищенской зарплате, об унижении. Его, наверное, все видели, потому что весь интернет пестрил этим письмом и комментариями к нему
  • Где-то там, наверное, непонимание со стороны руководителя (Толпуховской школы) было в части сокращения неэффективных расходов. Ну, и вылилось всё это в письмо в департамент и на имя губернатора
  • На сегодняшний день ситуация исправляется, действительно, дополнительные средства были возвращены из резервного фонда для того, чтобы выплатить людям компенсацию за классное руководство, за проверку тетрадей. Это те стимулирующие выплаты, которые являются постоянными. В октябре ушли эти деньги и в другие образовательные учреждения, где они также были сокращены
  • Руководителям рекомендовано эти стимулирующие выплаты как бы сделать неприкосновенными, за классное руководство и проверку тетрадей, как это было всегда, потому что это нагрузка на учителей
  • Вот сейчас пока так, нам обещают увеличить объём субвенций

Любовь Потапова:

  • А если нам их не увеличат, как мы будем заканчивать год?

Елена Мартынова:

  • Я не на все вопросы могу ответить, потому что я заместитель начальника управления образования, делегированный выступить перед вами, на все вопросы о тонкостях финансового плана я вам, к сожалению, сегодня ответить не смогу

Любовь Потапова:

  • Я думаю, что мы обязаны выплатить зарплату (педагогам)
  • Идут вопросы от населения, что наказали директора школы, объявили выговор

Елена Мартынова:

  • Я не видела такого приказа

Любовь Потапова:

  • То есть, такого приказа не было?

Елена Мартынова:

  • Нет.

ЖЕЛАЕМЫЙ УРОВЕНЬ ЗАРПЛАТЫ — ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ НАГРУЗКУ

Елена Мартынова пояснила депутатам Собинского райсовета, что заработная плата педагогическим работникам выплачивается за счёт субвенций из областного бюджета на основании утверждённых губернатором региональных нормативов. Районное управление образования в 2013 году своими приказами довело эти нормативы до руководителей образовательных учреждений и поставило задачи выполнить майские указы президента, обеспечив целевой расход выделенной субвенции.

Елена Мартынова, заместитель начальника управления образования администрации Собинского района:

  • Вообще, в настоящее время наша беда в том, что ни на федеральном, ни на региональном уровне не существует никаких рекомендаций, не существует никаких нормативов по штатному расписанию образовательных организаций. То, что было раньше, что зависело от количества классов комплектов в образовательных организациях - это ушло в никуда
  • И сейчас, при переходе на нормативно-подушевое финансирование, деньги идут за ребёнком, и по количеству детей выделяется фонд оплаты труда, и, исходя из фонда оплаты труда, руководителем должно уже утверждаться и разрабатываться штатное расписание
  • Не только большие совещания и рабочие совещания проводились с руководителями образовательных организаций, индивидуальные собеседования проводились с каждым руководителем, и в мае, и в июне, и в сентябре
  • Детальный анализ ожидаемого исполнения бюджетов учреждений в 2014 году рассматривался и ставилась задача по доведению заработной платы работников до необходимого уровня. И, в целях укрепления финансовой дисциплины, был издан приказ по управлению образования в мае этого года о первоочередных мероприятиях, направленных на укрепление финансовой дисциплины
  • Невыполнение или перевыполнение показателей, в соответствии со всеми нормативными документами, методическими рекомендациями и письмами департамента образования, как невыполнение, так и перевыполнение, является нецелевым расходованием бюджетных средств
  • В результате проведённых мероприятий, что у нас изменилось с января по сегодняшний день? По педработникам дошкольных учреждений соотношение увеличилось с 95,5% до 97,6%
  • По педработникам школ у нас был очень высокий уровень, и по сравнению с требуемым в указе президента, у нас был 110,4%. Вот мы довели сейчас до уровня 100,4%
  • По педработникам учреждений допобразования у нас сейчас уменьшение произошло со 100% до 94,2%. Почему это происходит? Вообще, основные проблемы в достижении заявленных показателей в учреждениях дошкольного образования, это отсутствие повышенной квалификационной категории у 45% педагогических работников
  • Воспитателей очень трудно сподвигнуть на прохождение аттестации, учителей попроще, чем воспитателей
  • Расчёт отпускных влияет на снижение заработной платы, потому что берётся заработная плата за предыдущие 12 месяцев, и средний дневной заработок, соответственно, уменьшается
  • Режим работы дошкольного учреждения - у нас все учреждения, за исключением малокомплектных сельских, работают по 10 с половиной часов. Это позволяет вводить 1,45 ставки воспитателя на одну группу. Но работники городских дошкольных образовательных учреждений отказываются работать на такую нагрузку, потому что большое количество детей, потому что детей много в группах. И работники свои физические возможности не оценивают на такую ставку
  • Достичь желаемый уровень можно путём увеличения нагрузки педагогическим работникам, повышения роли стимулирующих выплат, установление доплат за работу, не входящую в перечень основных обязанностей
  • Вот, в большинстве дошкольных учреждений Собинки и Лакинска группы могут принять достаточное количество детей, но, учитывая старые нормативы, где в яслях было 20 человек, в садовой группы — 25 человек, у нас сейчас наблюдается увеличение количества детей до 28, до 29. Понятно, это сказывается на физическом состоянии педагогов не совсем так, как надо
  • Фондов оплаты труда достаточно, чтобы установить педработникам дополнительные стимулирующие выплаты. Это я про городские сады говорю
  • Норматив на содержание одного обучающегося в дошкольных учреждениях рассчитан исходя из среднеобластной численности: ясельная группа — 17 человек, садовая — 21. У нас средняя наполняемость в городе — 19,3 (в яслях) и 21,5 (в садовых группах). В сельских учреждениях ясельные группы — 9,1, садовые — 16,7
  • Низкая наполняемость в группах свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств. Сверх норматива у нас содержится 5 ясельных групп и 5 садовых групп. Разрешить данную ситуацию можно только объединением детей в разновозрастные группы в малокомплектных садах
  • В двух малокомплектных детских садах средств областного бюджета недостаточно для содержания руководителей, фонд их оплаты труда составляет от 42 до 50%, при нормативе в 19%. Это ведёт к сокращению оплаты труда воспитателей, и, соответственно, невыполнению указа

О ПЕРЕКОСАХ В СОКРАЩЕНИИ НЕЭФФЕКТИВНЫХ РАСХОДОВ

Заместитель начальника районного управления образования разъяснила депутатам, почему в районе есть учителя, недовольные своей зарплатой. Дело в следующем: в первом квартале педагогам были выплачены большие премии, а в районных школах совокупно целых 18 классов содержатся сверх нормативов. Когда стало ясно, что фондов оплаты труда не хватит на то, чтобы в должной мере выплатить зарплату в течение года, руководителям образовательных организаций было рекомендовано сократить неэффективные расходы, и, по словам Елены Мартыновой, каждый из них выбрал свой путь — от сокращения педагогов до отмены стимулирующих выплат.

Елена Мартынова, заместитель начальника управления образования администрации Собинского района:

  • Что касается картины с заработной платой в общем образовании. Вот с начала года у нас наблюдалось там перевыполнение установленного показателя
  • В январе 2014 года он составлял даже не 110%, а 114,1%, потому что здесь повлиял ряд причин. В январе были выплачены премии за декабрь, потому что там было недостаточно средств субсидии областной, и так далее. В марте-феврале пошли праздничные премии, за классное руководство, не всё ладно там складывалось
  • И поэтому, начиная с марта-апреля, учреждениями были снижены размеры стимулирующих выплат
  • В постановлении губернатора определён норматив содержания одного обучающегося по норме наполняемости класса. В городской местности это 25 человек, в сельской — 14. И если городские школы этот показатель соблюдают, у нас в среднем по району этот показатель на сегодняшний день 26,4 ребёнка в классе, то из 12 сельских школ только двух школах — Воршинской и Зареченской - наполняемость соответствует этому нормативу, остальные школы не дотягивают до нужного норматива
  • И даже объединив классы в классы-комплекты, что наблюдается в Устьевской школе, в Березнековской школе, в Куриловской школе, в Бабаевской школе, всё равно на сегодняшний день у нас открыто 18 лишних классов. Но мы их содержим, а содержание сверхнормативных классов ведёт к тому, что утверждённых фондов оплаты труда недостаточно учреждению, поэтому ставится под угрозу исполнение указов Президента в части достижения необходимого уровня заработной платы
  • Поэтому, проанализировав фонд оплаты труда и ожидаемое исполнение бюджета за год, выявлено, что большинство школ могло не уложиться в утверждённый фонд оплаты труда
  • Руководителями учреждений были проведены мероприятия по сокращению неэффективных расходов. Но они каждый самостоятельно определяли пути сокращения (неэффективных расходов): где-то это было сокращение штатных единиц, где-то — объединение классов на учебных занятиях, или сокращение стимулирующих выплат

ЭТО НЕ ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ, ЭТО ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТРУДА

Перед тем, как проголосовать за принятие информации Елена Мартыновой к сведению, депутаты с мест высказались по теме повышения зарплаты учителям. Положительных оценок практически не было. Вот основные тезисы:

- Это идёт в разрез с Конституцией
- Что это за уникальный учитель, который может вести все предметы сразу для детей разных возрастов?
- Что это за издевательство?
- Всё идёт к тому, что образование будет только платным
- Кто из вас хочет целый день нести ответственность за 28 детей?
- Эта методика не приемлема к сельской местности. Педагог что для целого класса, что для одного ребёнка проделывает одну и ту же работу
- Минимальная зарплата у начинающего учителя — 7 125 рублей. Может быть до 30 тысяч, но самая большая — 22
- Может быть стоит рассчитать свои нормативы и предложить их правительству?
- Корень зла — в подушевом финансировании. Надо вернуть старую систему. В законе об образовании написано, что сельские школы должны финансироваться по факту, но область это пересмотрела
- Больше всего страдают сельские школы и детские сады, это просто катастрофа
- Государство обязано содержать школы и больницы, так как это его социальная функция
- В управлении образования Собинского района есть приказ о 30% сокращении педагогических работников (Елена Мартынова не подтвердила этого)
- Если идёт подушевое финансирование, то почему идёт оптимизация, ведь деньги идут на ученика?
- Сейчас всё это брошено на руководителей учреждений.

Елена Мартынова:

- Не мы эти нормативы придумали
- Я не думаю, что наши финансисты плохо это регулируют
- Мы переходим к эффективному контракту с учителями в сельских школах, оплата труда будет по качеству и результативности их работы