zebra-tv.ru/novosti/vlast/medlennoe-pravo-i-stremitelno-menyayushchiesya-otnosheniya-/

Медленное право и стремительно меняющиеся отношения

Председатель государственно-правового комитета администрации Владимирской области Елена Шаломенцева о грядущих изменениях Устава 33 региона, о некомпетентности некоторых журналистов и о том, почему так трудно принимать идеальные законы
Пётр Фокин 7 ноября 2013, 08:00

6 ноября Елена Шаломенцева. недавно назначенная на должность председателя государственно-правового комитета (ГПК) администрации Владимирской области, провела пресс-конференцию.

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ

В частности, она сообщила журналистам, что специалисты ГПК начали работу по изменению Устава Владимирской области. Это своего рода Конституция, основной закон региона. Со слов Шаломенцевой, радикальных изменений в Уставе не будет.

Этот документ был принят в 2001 году и тогда, в принципе, отвечал требованиям законодательства. Сегодня же некоторые его положения выглядят архаичными, а способы правого регулирования - примитивными.

В частности, у нас высшее должностное лицо называется «губернатор (глава администрации»), чего уже давно нет ни в одном другом регионе. Шаломенцева сообщили, что юристам областной администрации сделали «корректное замечание» по этому поводу, и она согласилась с тем, что «от этого надо уходить». Хотя грубого нарушения закона здесь нет, это просто архаика.

Другой пробел: в Уставе Владимирской области в перечне правовых актов, имеющих нормативный характер, отсутствуют акты некоторых органов государственной власти, например, департамента цен и тарифов.

Шаломенцева сообщила, что для работы над шлифовкой Устава создан экспертный совет, в который пригласили всех заинтересованных лиц - от представителей научного сообщества до сотрудников регионального управления Минюста. Кроме этого, запросили предложения от ассоциации муниципальных образований. Председатель ГПК заявила, что «по существу, эта работа носит характер экспертно-народного участия».

К декабрю будут выработаны «определённые позиции» по изменению Устава, но при этом Елена Шаломенцева допускает, что «что-то, наверное, останется спорным, потому что правовая система постоянно совершенствуется». В общем, работать будут без спешки, советоваться с ведущими специалистами по конституционному праву и представителями федеральных органов власти.

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Елена Шаломенцева также затронула тему правового нигилизма в обществе, то есть неуважительного отношения к закону и праву. Если вы думаете, что речь шла о наиболее резонансных преступлениях или правонарушениях, то ошибаетесь. Председатель ГПК говорила о некомпетентности тех, кто претендует на звание экспертов в области права, в том числе и о журналистах.

Елену Геннадьевну удручает, когда федеральные СМИ употребляют такие словосочетания как, например, «местный парламент». Она пояснила, что на местном уровне существует представительный орган власти, а парламент — это уже на уровне региона. По её мнению, такие досадные оговорки свидетельствуют о нежелании представителей СМИ изучать предмет. А ведь люди таким образом дезинформируются. Со слов Шаломенцевой выходит, что попытки со стороны журналистов доступным языком объяснить людям те или иные нормы права — вредны, так как «наши граждане пытливо изучают правовые дефиниции, и когда некомпетентный представитель СМИ излагает вот таким образом свою мысль, то люди просто его не понимают».

Елена Шаломенцева, правда, оговорилась, что она не имела в виду присутствовавших представителей СМИ. Она выразила признательность тем журналистам, которые внимательно относятся к правовой терминологии, а также тем, кто, «понимая, что надо повышать свой уровень, обучаются, в том числе и по специальности государственное и муниципальное управления».

НЕИДЕАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

Покончив с правовым нигилизмом, Шаломенцева перешла к другой крайности - идеализации закона. Это когда граждане уповают только на право, забывая что нормативно-правовыми актами регулируется далеко не всё. И уход в эту идеализацию, по мнению юриста, так же опасен, как и правовой нигилизм. Елена Шаломенцева сообщила прессе, что «дух права нельзя почувствовать без общей культуры, без внутреннего состояния правосознания, без соблюдения принципов «не навреди», без соблюдения категорического императива Канта». В общем, не делайте ничего такого аморального, чего бы не хотели получить сами.

И в завершение, Елену Геннадьевну Шаломенцеву попросили пофилософствовать на тему возможности принятия идеальных законов, учитывая, что нормативно-правовые акты постоянно переписываются, в них то и дело вносятся изменения.

Председатель ГПК ответила так: политико-правовая система должна отвечать требованиям социально-экономического развития территории, начиная от муниципалитета, заканчивая государством. Если эта система соответствует, то правоприменение будет удачным. Однако, с её слов выяснилось, что соответствие наблюдается не всегда. Пробелы в законодательстве появляются по ряду причин: случайно - в силу непрофессионализма разработчиков документов; умышленно - в силу скрытого лоббирования; без умысла — когда не привлекли глубоко знающих проблему экспертов. Поэтому и возникает потребность в устранении этих пробелов и коллизий.

Правда, оговорилась Шаломенцева, сегодня стремительно изменяются отношения в различных сферах, и право просто физически не успевает за этими изменениями. Сама по себе процедура принятия правовых актов сложная и занимает достаточно длительные сроки.

Сделать законы чуть более идеальными можно путём размещения проектов документов, имеющих нормативный характер, на сайтах органов государственной власти. В этих же целях часть постановлений губернатора направляются в прокуратуру на экспертизу. А опубликование на сайтах, по мнению Шаломенцевой, является одним из залогов участия населения в обсуждении нормативно-правовых актов до их принятия. Также это может стать значительным вкладом в дело противодействия коррупции. Правда, о последнем явлении поговорить не успели, Елена Геннадьевна удалилась на совещание.