Автор: Анастасия Рюмцева
А после революции эмигрировал по Францию. Там и нашел последний приют, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Сегодня гененеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника рассказывает, с каким трудом им удалось найти могилу Сомова.
Неужели личность такого масштаба, человек, так много сделавший для города, не достоин того, чтобы его могила была приведена в порядок? Музейщики связались с руководством кладбища. Те прислали эскиз - это стандартное оформление захоронений. Стоит недорого - порядка 100 тысяч рублей. Найти спонсора не проблема. Но и не решение. Есть вещи, которые люди, жители Владимира, должны делать вместе, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность - уверена Светлана Мельникова.
Уже сегодня в музейных Палатах и экспозиции «Старый Владимир» будут установлены дарохранительницы. Кроме того, открыт расчетный счет - реквизиты можно узнать на сайте музея-заповедника. Если собранная сумма окажется больше, чем нужно на оформление могилы, деньгам найдут применение. Можно, к примеру, заключить договор с фирмой, ухаживающей за могилами на этом погосте, которое часто называют русским, там похоронены многие известные наши соотечественники.
Между тем, ситуация с кладбищами во Франции непростая. За последний приют для родственников люди платят так называемую концессию. Как только период концессии завершается - захоронение ликвидируют. К тому же очень часто власти запрещают хоронить на освободившихся местах, тем самым освобождая земли под застройку.
Территория близ Сент-Женевьев-де Буа активно развивается. Не потеряем ли в обозримом будущем захоронение Сомова в принципе - волнуются музейщики. И предлагают подумать о том, как гарантировать его сохранность. На это тоже можно потратить собранные горожанами средства.
Кстати, рассказать, кто оплатил концессию за могилу владимирского градоначальника до 2024 года, французы отказались. А это важно. Ведь прежде, чем думать о переносе останков Сомова на родину, необходимо точно узнать, что потомков у него нет, а если есть - то заручиться их согласием. Пока известно лишь, что умер наш земляк вдовцом - оба его брака были бездетными. Но, может быть, удастся отыскать не прямых наследников знаменитого владимирца?