В бывшем Доме офицеров под председательством губернатора Владимирской области состоялось совещание по вопросам организации пешеходной улицы в центре Владимира. На этом совещании разговоры о превращении части улицы Большая Московская в пешеходную зону, может быть, впервые воплотились хотя бы в какие-то зрительные образы. Сити-менеджер Андрей Шохин, докладывая губернатору Светлане Орловой, был вооружен предпроектными решениями.
Из показанных схем и картинок можно было в общих чертах понять, что из себя будет представлять «Шалопаевка», когда 510 метров проезжей части оденут в брусчатку, уберут контактные сети троллейбусных линий, опорные столбы, закроют движение для всех видов транспорта, поставят посередине улицы лавочки и откроют кучу кафешек и ресторанчиков.
Губернатор Орлова поинтересовалась у сити-менеджера Шохина, можно ли восстановить разрушенную в 1950-х годах аркаду Южных Торговых рядов. Сити-менеждер переадресовал этот вопрос главному архитектору города Владимира Андрею Быкову. Тот ответил, что не видит никаких препятствий, что это придаст городу «патриархальности» и что у «Владимиргражданпроекта» якобы даже разработан подобный проект. Однако специалистов проектного института на совещании не оказалось, подтвердить эту информацию никто не смог. Недовольная таким отношением к делу Светлана Орлова велела незамедлительно разобраться с вопросом об арочном поясе Торговых рядов.
Андрей Шохин показал на схеме, как город собирается пустить общественный транспорт в обход пешеходного участка. По его словам, автобусы будут доходить до лестницы на стадион «Торпедо», поворачивать налево на Большие Ременники, потом направо на улицу Дзержинского и дальше расходиться по Октябрьскому проспекту, 2-й Никольской и в перспективе по Лыбедской магистрали.
Глава администрации города Владимира сказал, что 20 дополнительных автобусов на газомоторном топливе пустят максимально близко к центру. Этот вариант разгрузки транспортного потока, по словам сити-менеджера, уже согласован с ГИБДД. Троллейбусы, идущие с Западных районов города по центру, на площади Победы будут поворачивать на улицу Чайковского и идти в обход центра по проспекту Строителей, улице Горького и улице Мира. Андрей Шохин в унисон губернатору несколько раз повторил, что если сейчас не вывести из центра Владимира транспорт, то лет через 10 на Большой Московской все исторические здания «обязательно развалятся».
Губернатора очень интересовало:
- какой краской будут красить фасады домов, выходящие на пешеходную улицу,
- что будет предусмотрено для велосипедистов,
- в какие сроки городские власти собираются уложиться с реализацией проекта,
- где городские власти найдут деньги.
Глава горадминистрации отвечал, что здания будут выдержаны примерно в бело-серой цветовой гаме, что на «пешеходке» каждый найдет все, что просит душа: велосипедисты - велодорожку, жаждущие хлеба - массу кафе и ресторанов, пришедшие за зрелищами - уличных певцов, музыкантов и поэтов. По словам сити-менеджера, вся эта «музыка» обойдется городской казне примерно в 100 миллионов рублей. Очевидно, что вложиться в пешеходный проект своими деньгами придется , в том числе и владельцам магазинов и ресторанов.
Шохин заверил Орлову, что если со спонсорскими деньгами все будет нормально, то к празднованию 70-летия образования Владимирской области, которое намечено на октябрь, все будет готово.
Губернатора такая готовность городских властей, очевидно, порадовала. Тем не менее, Светлана Орлова попросила Андрея Шохина побольше информировать горожан о проекте пешеходного центра: выставлять на всеобщее обозрение и обсуждение проекты и схемы и выслушивать народное мнение. И тут же сама продемонстрировала, как это нужно делать, попросив участников совещания высказываться по поводу «пешеходки». Тут-то и выяснилось, что радость по поводу «владимирского Арбата» разделяют далеко не все.
«Картинка очень красивая, - заявила генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, - но у меня большие сомнения относительно пешеходной зоны».
Мельникова предположила, что сотрудники учреждении культуры, банков, бизнес-структур и МЧС, работающие в своих организациях, расположенных в центре Владимира, не очень обрадуются перспективе ликвидации транспортного движения.
Оптимизм Андрея Шохина по поводу организации движения общественного транспорта в объезд центра, Светлана Мельникова не разделяет, считая, что на улицах Никольских и так уже давно наступил транспортный коллапс.
Главная музейщица Владимирской области заявила, что Владимиру пора перестать быть городом «одной улицы» и посоветовала обратить внимание на альтернативные предложения организации пешеходной зоны в областной столице.
Один из таких альтернативных проектов предложил владимирский архитектор на пенсии Евгений Бирюков. Он тоже раскритиковал пешеходную «Шалопаевку», сказав, что исторически Большая Московская - это основная магистраль города, и «с точки зрения исторической правды прерывать транспортную и композиционную ось на этом участке не совсем правильно». Если ось все таки перекроют, архитектор Бирюков, как и музейщица Мельникова, предрек Владимиру, не имеющему развитой сети параллельных улиц, серьезные проблемы с транспортом.
По мнению архитектора, пешеходная зона должна максимально раскрывать достоинства каждого города, для Владимира это исторические памятники и уникальный рельеф. Вариант Бирюкова: это пешеходный маршрут от храма Михаила Архангела на Студеной Горе аж до Дмитриевского Собора по Южной кромке города с большим количеством интересных видовых площадок. Губернатор Орлова, взглянув на альтернативный проект, передала его Андрею Шохину на ознакомление. «Нужно подумать, посмотреть», - сказа глава региона.
Советник губернатора Владимирской области по культуре Алиса Ивановна Аксенова, выросшая на Большой Московской улице в районе современного ресторана «У Золотых Ворот», посмотрев на проект пешеходной зоны, представленный главой горадминистрации Андреем Шохиным заявила: «Это не старый Владимир. Сакральное место хотят превратить в холодный Арбат». Аксенова с мольбой в голосе попросила «ещё подумать в этот решительный момент».
По мнению старейшей музейщицы владимирского края, главные улицы таких городов, как Владимир, построенных по линейному принципу, перегораживать нельзя. «Разве можно Невский перекрыть или Тверскую? - задала вопрос Аксенова и тут же предрекла, - Нам этого не простят. Поднимется большой шум среди архитектурной общественности».
Алиса Ивановна зачитала мнение патриарха владимирского архитектуры Игоря Столетова: «Убирать транспорт с Большой Московской нельзя, это историческая трасса Москва-Нижний Новгород-Сибирь. Надо знать и уважать историю градостроительства города. Устройство чисто пешеходной зоны по Большой Московской противоречит генеральному плану города Владимира».
Заканчивая выступление, Алиса Аксенова заявила, что превращение Большой Московской улицы в пешеходную зону - это «уничтожение сути одного из древнейших городов России».
Попытался высказать свое мнение по поводу громкого проекта и градоначальник Сергей Сахаров. Со стороны могло показаться, что глава Владимира и не то что бы «за», и не то что бы «против». С одной стороны, по его словам, ежедневно по центру проезжает 140 тысяч человек. Только за час предполагаемую «пешеходку» пресекает 1400 машин и 137 автобусов. С другой стороны, Сахаров убежден, что троллейбусные провода в центре ни к чему, и что пешеходная зона городу нужна.
Мэр Владимира предложил еще один альтернативный проект: сделать одну половину Большой Московской пешеходной, а по другой половине половине пустить транспорт. Однако такой «половинчатый компромисс» в принципе не устроил губернатора, и градоначальнику пришлось сесть, даже не закончив доклада.
Дали слово и Владимиру Каленову, директору регионального департамента транспорта. Он высказал мнение, что пешеходная зона в центре областной столицы вполне возможна, но, пока не будет построена Лыбедская магистраль, выполняющая функцию дороги-дублера, улицу Большую Московскую лучше не перекрывать.
Выслушав разные мнения, в конце совещания губернатор Орлова заявила, что все еще будут думать, разбирать альтернативные проекты и тестировать «Шалопаевку» в режиме «пешеходки» по выходным дням.
«Опасения должны быть, без этого нельзя. Есть те, кто «за», есть те, кто «против». Поэтому пойдем более мягко и плавно. Начнем с субботы и воскресений. Посмотрим, как это будет складываться. Продолжим работу по другим пешеходным зонам. И дальше будем смотреть очень внимательно. Но жители города и области должны понимать, что если мы ничего не сделаем, то здания и сооружения на Большой Московской в ближайшие 30-50 лет просто развалятся», - заявила Орлова.