zebra-tv.ru/novosti/vlast/o-politicheskikh-riskakh-pri-investirovanii/

О политических рисках при инвестировании

Члены экспертного Совета по развитию Владимирской области пришли к выводу, что риски при ведении инвестиционной деятельности в 33 регионе являются незначительными
Пётр Фокин 1 июля 2015, 16:57

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Владимирского Филиала РАНХиГС, доктор экономических наук Валерий Кретинин заявил, что риски при ведении инвестиционной деятельности на территории региона «фактически незначительные, минимизированные с точки зрения экономических, политических рисков».

kretinin.JPG

Валерий Кретинин

В частности, он отметил, что команда нового губернатора Светланы Орловой (она, напомним, была назначена врио губернатора Владимирской области 25 марта 2013 года) при осуществлении привлечения инвестиций в экономику области руководствовалась принцип преемственности, то есть, проекты, начатые при прежнем главе региона Николае Виноградове были продолжены.

Это заявление Валерий Кретинин сделал на заседании экспертного Совета по наиболее актуальным вопросам развития Владимирской области, которое состоялось 1 июля.

В 2014 году в основные фонды предприятий региона было вложено 75,7 млрд рублей, что на 13% больше, чем в 2013 году.

Заведующий лабораторией социально-политических исследований ВФ РАНХиГС, доктор политических наук Роман Евстифеев отметил, что такие показатели по объёмам инвестиций во многом зависят от деятельности губернатора.

evstifeev.JPG

Роман Евстифеев

Он сообщил, что Светлана Орлова регулярно входит в десятку «самых мощных и сильных губернаторов России», если судить по ежеквартальным рейтингам Фонда развития гражданского общества. Евстифеев является одним из экспертов Фонда.

Вместе с тем, доктор политических наук обратил внимание на то, что на уровень жизни части жителей Владимирской области увеличение объёма инвестиций практически не влияет (например, на бюджетников), а остальные могут почувствовать изменения к лучшему через длительное время. Это приводит к тому, что население не понимает значимости привлечения инвестиций, значит с ними надо проводить соответствующую разъяснительную работу.

Роман Евстифеев отметил, что Россия сейчас «мечется» между двумя моделями инвестиционной деятельности — либерально-капиталистической (американской) и государственно-ориентированной (китайской). Он считает, что у нас должна быть своя модель, которая бы сочетала всё лучше от вышеупомянутых подходов. Например, можно было бы позаимствовать из либеральной модели гарантии политической и юридической защиты инвестиций и частной собственности.

«Не надо говорить, что у нас всё плохо, и так далее — это неправильно. Мы ищем эту модель (ведения инвестиционной деятельности), она должна быть найдена», - заявил Евстифеев.

ЕСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ


Валерий Кретинин, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ВФ РАНХигС, доктор экономических наук

  • Если характеризовать инвестиционные риски, то они фактически незначительные, минимизированные с точки зрения экономических, политических рисков, например
  • При смене команды руководство администрации области существует принцип преемственности, продолжения тех проектов, которые были начаты

О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИСТОРИИ

Илья Архипов, модератор дискуссии («КП-Владимир»):

  • О роли личности в истории, конкретно губернатора, в инвестиционной привлекательности, привлечении самих инвестиций
  • Роман Владимирович (Евстифеев), вы участвуете в экспертной оценке деятельности глав регионов, понятно, что наш регион тоже в эту экспертную оценку попал
  • С точки зрения инвестиционной активности, инвестиционной привлекательности, как выглядит наш регион и отдельно губернатор?

Роман Евстифеев, заведующий лабораторией социально-политических исследований ВФ РАНХиГС, доктор политических наук:

  • Да, действительно, Фонд развития гражданского общества девятый раз уже провёл ежеквартальные рейтинги всех субъектов Федерации. Это такой, наверное, самый мощный влиятельный рейтинг, который есть у нас сегодня в России. В июне был как раз опубликован девятый рейтинг. Это такой очень большой громоздкий инструмент
  • На самом деле, там семь модулей, состоящих из разных показателей, в том числе, и из социологических опросов, опросов экспертов, социально-экономических, статистических и других показателей
  • Я участвую только в модуле, который касается опроса экспертов, там экспертный пул из человек тридцати, которые оценивают деятельность губернаторов
  • Одними из показателей, которые оцениваются, являются и экономическое состояние и инвестиционная составляющая
  • Должен сказать, что во все девяти рейтингах, которые два года уже примерно проходят, губернатор Владимирской области (Светлана Орлова) только один раз не вошла в десятку самых мощных, сильных губернаторов России. Я думаю, что эта оценка достаточно сильная - (войти)в десятку из восьмидесяти с лишним (губернаторов)
  • Например, в последнем девятом рейтинге наши соседи ярославцы, ярославский губернатор — на восьмидесятом где-то месте по всем показателям интегральным вышел. Если Татьяна Владимировна (Старикова, Заведующая кафедрой финансов ВФ РАНХиГС, кандидат экономических наук) подскажет, что там у них (в Ярославской области) с инвестициями, мы сразу поймём, что происходит вообще

Татьяна Старикова, заведующая кафедрой финансов ВФ РАНХиГС, кандидат экономических наук:

starikova.JPG

  • Среднее значение (по объёмам инвестиций), вы не поверите, на последнем месте, а на душу (населения) — шестое место

Роман Евстифеев:

  • Видите, здесь корреляция тоже, видимо, есть, если мы возьмём статистические данные и то, что получается в виде интегрального рейтинга
  • У нас иерархическая система власти, понятно, что все достижения и недостатки, провалы, они концентрируются на первом лице
  • И поэтому такое вхождение в десятку лучших управленцев в субъектах Федерации, на мой взгляд, это большая оценка всей экономике, и политической, и социальной сфере региона

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ


Роман Евстифеев, заведующий лабораторией социально-политических исследований ВФ РАНХиГС, доктор политических наук:

  • Здесь бы хотел только ещё добавить, и это очень важная вещь, о том, что инвестиции иногда очень отдалены от на селения непосредственно. Они очень сложно понимают: «Ну и что — инвестиции? Нам-то чего? Мы — вон там, у нас уровень жизни»
  • Вот эта цепочка (от инвестирования до ощущения населением эффекта), она очень длинная достаточно, долгосрочная, она опосредованная. Но её нужно прояснять каким-то образом, потому что сегодня разговор идёт, по сути, о будущем Владимирской области
  • Мы говорим о том, что будет через 5-7 лет. Если мы сейчас вот всё суммируем, и скажем: «да, будущее есть!», это, на мой взгляд, должно быть интересно каждому, но эта цепочка она не прояснена, как это всё происходит, как это (инвестиции) влияет (на повышение уровня жизни населения)
  • Мы можем говорить о больших успехах сегодня в инвестировании, но если человек не чувствует это на себе, то это не так важно (для него) становится

Марина Киселёва, «Владимирские ведомости»:

  • А почему вы думаете, что она не прояснена, если хорошая зарплата у семьи, то уже большая часть социальных проблем с неё снимается?

Роман Евстифеев:

  • Ну, во-первых, не у всех она хорошая. Во-вторых, достаточно большой слой населения, который не зависит напрямую от этих инвестиций, а зависит опосредованно, через бюджет, и так далее, а бюджет не всегда имеет возможность использовать даже полученные средства на те или иные (социальные нужды)
  • Сегодня происходят такие трагические события в Греции
  • Но, если посмотреть на структуру бюджета Греции последних лет, то вы увидите, что мы гораздо экономнее живём, чем Греция. Мы в той ситуации, которую предлагает (Евросоюз), Греция от этого отказалась, кстати, а мы в ней живём достаточно давно
  • То, что им предлагает сегодня Евросоюз по ужиманию, по сути, мы в этой ситуации живём достаточно давно, а они отказываются. Это тоже достаточно интересно. И это, кстати, ресурс огромный для экономики, вот грамотно им воспользоваться, тем, что граждане, в принципе, согласны на такую ситуацию. Воспользуется ли Греция этим — ещё неизвестно, а вот мы уже это имеем
  • Но это уже политическая составляющая, это довольно сложно. Значит, политики должны подключаться и делать так, чтобы приток инвестиций, которые экономисты и производственники обеспечили, направить туда (куда это необходимо), чтобы люди (почувствовали улучшение)
  • То есть, здесь очень много ступеней до конкретного человека, пока до него доберёшься, уже всё это распылилось. А так бывает тоже, к сожалению

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Роман Евстифеев, заведующий лабораторией социально-политических исследований ВФ РАНХиГС, доктор политических наук:

  • Смотрите, какая ситуация, довольно сложная
  • Есть две модели инвестиционной деятельности, условно говоря
  • Одна (модель) — либерально-капиталистическая, которая в США представлена, где на свой страх и риск люди действуют, где государство - один из мощных, но (всего лишь) один из игроков на этом поле, который может участвовать (в инвестиционной деятельности), может не участвовать
  • И есть, скажем так, китайская модель инвестирования, где за любой инвестицией стоит государство всегда. Причём оно стоит не только в виде предоставления капиталов, хотя это тоже (существует), но и в виде гаранта какого-то, защиты (интересов инвесторов) и так далее
  • Вот две модели, и мы пока между (ними) находимся, честно говоря
  • По своему социально-экономическому строю, политическому строю мы ближе, конечно, не к Китаю. Но, по тому состоянию, в котором мы живём, по своим размерам, по всему, мы, наверное, склоняемся к тому, что эта государственно-ориентированная модель инвестирования нам больше сюда подходит
  • И пока мы мечемся, происходит то, мы приглашаем предпринимателей и говорим: «Давайте!», но им нужны гарантии, им нужно сказать: «да, вас не тронут», и так далее
  • У нас нет некоторых вещей, которые есть в либеральной модели, в частности, политической и правовой защищённости частной собственности, и так далее, но есть что-то другое
  • Чтобы максимально использовать те преимущества которые у нас есть, нужна своя модель какая-то инвестирования. Но вот её мы пока не нащупали, видимо. Она в процессе становления, скажем так
  • Не надо говорить, что у нас всё плохо, и так далее — это неправильно. Мы ищем эту модель, она должна быть найдена
  • Двадцать пять — это небольшой срок, это переходный период, который вполне нормален. Для человека (двадцать пять лет) — серьёзный (срок), но для государства с тысячелетней историей — это не так много