Регистрация / Вход Пн, 05 декабря 2016, 03:26

От неэффективных наших - эффективным вашим

Во Владимирской области намерены снизить порог для «захода в регион» внешних инвесторов за счет сокращения «избыточной поддержки» уже существующих предприятий
17 Сентября 2015, 11:28 2 2130

Депутаты Законодательного Собрания Владимирской области посчитали часть мер поддержки, оказываемой крупным предпринимателям, уже работающим на территории 33 региона, избыточными. Зато снизили порог по «заходу в регион» для строителей высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), платных автодорог и дата-центра компании «Яндекс».

16 сентября сразу на двух комитетах ЗакСобрания - бюджетном и по промышленной политике - рассматривался пакет поправок, связанных с оптимизацией господдержки предприятий Владимирской области. Речь шла о трех инициативах, разработанных депутатами Максимом Васениным и Вадимом Захаровым.

foto1.jpg

Первая поправка касается расширения перечня сфер инвестиционной деятельности, подпадающих с 1 января 2016 года под государственную поддержку.

К уже существующему списку предприятий законодатели предлагают добавить проекты, развивающие во Владимирской области транспортно-логистическую инфраструктуру, и проекты, реализующиеся в сфере информационных и коммуникационных технологий.

К первой, довольно перспективной сфере бизнеса, по словам председателя бюджетного комитета ЗС Максима Васенина, относится, например, строительство дата-центра компании «Яндекс». Ко второй - строительство высокоскоростной магистрали и платных автомобильных дорог, а также, как вариант, строительство «Сухого порта» на территории Владимирской области.

Загрузка плеера

Максим Васенин, председатель бюджетного комитета ЗакСобрания Владимирской области:

  • Самый громкий - это проект строительства высокоскоростной магистрали
  • Не исключено, что в будущем через территорию Владимирской области будут проходить и автомобильные скоростные дороги. Совсем недавно Министерство транспорта анонсировало строительство новой платной скоростной дороги в направлении «Восток-Запад». И часть этой дороги, скорее всего, пройдет через территорию Владимирской области
  • Конечно, не обязательно, что именно с этим будет связано. В любом случае, само положение Владимирской области говорит о том, что у нас достаточно интенсивно будет развиваться транспортно-логистическая сфера
  • Опять же, мы в последнее время очень много говорим о «Сухом рыбном порту». Если этот проект будет реализован, он точно так же сможет рассчитывать на эту господдержку как раз за счет того, что он попадает в категорию проектов, связанных с развитием транспортно-логистической инфраструктуры

Вопрос:

  • По пути следования ВСМ все регионы сейчас принимают такие поправки?

Максим Васенин, председатель бюджетного комитета ЗакСобрания Владимирской области:

  • Это право региона в той или иной степени такие законы принять. Где-то такие меры уже существуют. В других регионах они только еще рассматриваются
  • Но если мы говорим о высокоскоростной магистрали, конечно, надо понимать, что в тех регионах, где этой господдержки не будет, эта железнодорожная линия, скорее всего, все-равно будет построена
  • Тут другой вопрос: если мы хотим наладить конструктивные взаимоотношения с транспортниками, в первую очередь — с железной дорогой, то мы должны тоже идти им навстречу. В том числе, и предоставлять дополнительную поддержку уже во Владимирской области

Другая новость ориентирована на группу бизнесменов, являющихся резидентами технопарковых зон. Для этой категории предприятий порог инвестиций, необходимых для получения господдержки, снижен вдвое - со 100 до 50 миллионов вложенных в проект рублей.

Зато другие инициативы депутатов-экономистов связаны с «оптимизацией налогового законодательства», то есть, так или иначе, с ограничением поддержки местных предпринимателей.

По мнению Максима Васенина, в настоящее время бюджет Владимирской области оказывает целому ряду предпринимателей «меры избыточной поддержки». Речь, например, идет о том, чтобы перестать помогать крупным инвесторам уже на стадии запуска проекта. Депутаты считают, что такими льготами зачастую пользуются недобросовестные предприниматели, сначала обещающие региональной власти крупные бюджетные отчисления и организацию новых рабочих мест, а затем не выполняющие своих обязательств.

«Сейчас инвестор сможет рассчитывать на получение господдержки только по факту реализации инвестиционной фазы этого проекта. Если раньше мы практиковали другую схему: инвестор, подготовив бизнес-план, обращался в администрацию Владимирской области, его заявка рассматривалась на заседании двусторонней комиссии по развитию проектного финансирования, и в случае одобрения заявки, с ним заключалось соглашение о мерах государственной поддержки. И он затем уже приступал к реализации проекта. Сейчас же предлагается не рассматривать заявки на предмет одобрения и заключения соглашения до той фазы инвестпроекта, когда основная его часть уже будет реализована», - пояснил председатель бюджетного комитета ЗакСобрания.

foto2.jpg

По словам председателя бюджетного комитета, отныне «только тот инвестор, который полностью выполнил все взятые на себя обязательства, реализовал проект, создал новые рабочие места, который начала перечислять дополнительные налоги в бюджет и исполнил взятые на себя обязательства по объему инвестиций и по выпуску продукции, сможет получать меры поддержки и дополнительные налоговые льготы из областного бюджета».

«Слава Богу, таких проектов немного», - сказал Васенин. Но перечислить конкретные предприятия отказался. Намекнув, что информация о них и так частенько появляется в последние год-полтора в СМИ Владимирской области.

Загрузка плеера

Вопрос:

  • Могли бы вы назвать основные проблемные проекты для нашего региона, которые сейчас существуют. И второй вопрос: инвестор на 100% должен выполнить заявленные обязательства для получения господдержки?

Максим Васенин, председатель бюджетного комитета ЗакСобрания Владимирской области:

  • Что касается второго вопроса, конечно, стопроцентного исполнения взятых на себя обязательств мы не требуем. Но не менее половины от заявленного инвестор должен исполнить
  • Если мы, например, говорим об объеме налоговых поступлений, то если их объем сокращается в два раза и больше, это уже является основанием для расторжения того соглашения, которое мы с организацией-инвестором подписываем
  • Если же мы говорим о тех проектах, реализация которых на территории Владимирской области связана со сложностями, то я хочу, чтобы вы меня правильно поняли, я бы не хотел конкретные проекты обозначать
  • Это связано, в том числе, и с вопросами налоговой тайны. Потому что для каждого предприятия этот вопрос является чувствительным. Эта информация является информацией для служебного пользования
  • Но, вместе с тем, из сообщений средств массовой информации, вы, наверное, знаете о таких предприятиях
  • За последние год-полтора по ряду предприятий эти материалы проходили и на телевидении, и на радио, и в газетах, что, действительно, ряд заводов у нас сокращают объем производства, сокращают объем налоговых поступлений и зачастую не всегда добросовестно относятся к вопросу уплаты налогов в бюджеты различных уровней
  • Вот об этих предприятиях как раз и идет речь. Мы в будущем для таких предприятий как раз хотели бы ограничить объемы нашей господдержки

По оценкам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области, такая мера поможет в будущем экономить для областного бюджета несколько десятков миллионов рублей в год.

Отвечая на вопросы коллег, Васенин пояснил, что законодателям «пока не удалось прописать четкий и однозначно трактуемый механизм возврата уже предоставленных налоговых льгот в областной бюджет теми инвесторами, которые не выполняют все взятые на себя обязательства». Работа в этом направлении продолжается и «примерный способ решения проблем уже просматривается», пояснил депутат. По словам Максима Васенина, поправки в закон, по его прикидкам, будут внесены до 9 октября этого года.

Другое изменение по оптимизации оказываемой предпринимателям поддержки связано с введением дифференцированной ставки налогообложения для предприятий, не начинающих свою деятельность с нуля, а лишь расширяющих производство.

«Это нужно для того, чтобы избежать избыточного предоставления льгот для тех инвесторов, которые вкладывают относительно небольшой объем средств в модернизацию или расширение уже действующих производств. По нашему мнению, нецелесообразно предоставлять льготу по налогу на прибыль, если предприятие, например, реконструирует один какой-то цех или меняет отдельные виды оборудования», - комментирует инициативу депутат Васенин.

Для модернизирующихся предприятий разработана дифференцированная шкала по ставкам налога на прибыль и налогу на имущество. «Например, по налогу на прибыль для вновь созданного производства это будет минимальная ставка - 13,5%. Для всех остальных - гибкая шкала : 14,5%, 15,5%, 16,5% и 17% в региональной части налога на прибыль», - дал приблизительный расклад Максим Васенин.

Кроме того, депутаты ЗС предлагают отказаться от понятий «расчетный и фактический срок окупаемости проектов» и ввести фиксированные сроки господдержки для вновь открываемых производств.

«На сегодняшний день мы осуществляем поддержку до того момента, пока проект не выйдет на окупаемость. И зачастую по отдельным проектам у нас эти сроки растягиваются больше, чем на 10 лет. Теперь же срок такой поддержки в общем случае ограничен 5 годами. А для самых-самых крупных стратегических инвесторов (с объемом инвестиций от двух миллиардов рублей — ред.) этот срок будет увеличен до 7 лет. И в любом случае, даже если они не начинают получать прибыль в заранее оговоренные сроки, господдержка таких инвесторов прекращается», - пояснил председатель бюджетного комитета.

«Далеко не всегда фактическая окупаемость соответствует тем цифрам, которые изначально в бизнес-плане закладывались. Это ведет к удлинению срока предоставления налоговых льгот, и значит - к очень значительному недополучению налоговых отчислений в областной бюджет. Целый ряд предприятий у нас не исполняют свои планы по налогу на прибыль, являются хронически убыточными. При этом, свою деятельность они не сворачивают, значит имеют в ней какой-то интерес», - прокомментировал смысл своей инициативы депутат.

По словам Максима Васенина, все предлагаемые поправки разрабатывались исходя из недостатков регионального законодательства, выявленных в процессе работы специальной комиссии по развитию проектного финансирования.

Депутаты единогласно проголосовали за внесение предложенных изменений. Если все депутаты ЗакСобрания, последовав примеру коллег, также одобрят предложенные поправки, изменения вступят в силу уже с 1 января будущего года.

Максим Васенин пояснил журналистам, что региональные депутаты, реагируя по экономическую ситуацию, вовсе не бегут впереди паровоза, а ориентируются на позитивный опыт коллег из других регионов: «Мы используем более консервативный подход и не стараемся опередить всю планету. Но мы стараемся использовать лучший опыт передовиков-новаторов, чтобы не повторят чужие ошибки и не набивать себе шишки».

Смотрите также
Реверанс в сторону предпринимателей
Законодательное Собрание Владимирской области подняло с 6 до 15 миллионов рублей предельный размер выручки для впервые зарегистрированных ИП, работающих по упрощённой системе налогообложения, чтобы большее их число могло «уйти» на «налоговые каникулы»
Бюджетные прогнозы
К 2019 году зависимость Владимирского областного бюджета от федеральных дотаций и субсидий снизится с 18 до 14%