Сергей Казаков предложил дать независимость Общественной палате

Общественной палате Владимирской области, которая пока формируется по принципу назначения ее членов двумя ветвями действующей власти, развязали руки в вопросе наблюдения за выборами
Новости Автор: 21 октября 2018, 12:50 11 5239

Депутаты Законодательного Собрания внесли изменения в Избирательный Кодекс Владимирской области: Общественной палате, как органу общественного контроля, отныне разрешено выдвигать своих наблюдателей на выборах и референдумах регионального и муниципального уровня.

Соответствующие изменения были внесены в федеральное законодательство еще в июле 2018 года. Однако местные парламентарии не привели местный закон в соответствие с федеральным — в частности, поэтому на выборах губернатора и депутатов ЗС общественники не могли осуществлять наблюдение.

С внесенными изменениями парламентарии согласились и закон был принят. Однако депутат Сергей Казаков, предварительно обсудивший данный вопрос на фракции КПРФ, заявил, что именно в данном контексте пора поговорить о независимости от власти данного общественного органа. Он напомнил собравшимся, что общественники, которых наделяют полномочиями наблюдателей, назначаются в региональную Общественную палату по прямому указанию законодательной и исполнительной власти, а значит ни о какой автономности и независимости их действий не может быть речи.

Казаков напомнил, что вопрос о том, что общественная палата должна стать более живым, независимым и дееспособным органом, недавно поставил и вновь избранный губернатор Владимир Сипягин. Глава региона обратил внимание на то, что региональная ОП не имеет ни собственного помещения, ни собственного аппарата — все это ей предоставляет ЗС. Губернатор акцентировал внимание на том, что это ставит общественные организации под контроль тех, кто в данном случае имеет возможность «заказывать музыку».

XIII-2749.jpgСергей Казаков
«Когда расширяются права таких структур, как общественная палата, наблюдать за выборами — это здорово, с одной стороны. Но мы на фракции обсуждали этот законопроект и считаем, что принцип формирования общественной палаты, который сегодня существует — 15 назначает губернатор и 15 назначает Законодательное Собрание — неверный. Потому что принцип независимости Общественной палаты сегодня, на мой взгляд, не осуществляется. Потому что, когда тебя представил губернатор, уже как-то сложно выступать против этого губернатора — так оно и есть. Поэтому я от фракции предлагаю на будущее поменять принцип формирования Общественной палаты и формировать ее на основе закона «Об общественных организациях: то есть, они сами избираются, сами определяют количественный состав, сами избирают себе председателя, заместителей, аппарат там сейчас предлагают сделать. То есть, закон сохраняет свое действие. Единственное — принцип поменять. И тогда, конечно, сегодняшнее предложение очень хорошо ложится. То есть, независимая общественная палата предлагает наблюдателей и на выборах осуществляет независимый контроль. В этом плане закон хороший, и в целом я его поддерживаю. Но к вопросу о принципе формирования я предлагаю в будущем вернуться», - сказал Сергей Казаков.

Давая законодательные пояснения, депутат-единоросс Роман Кавинов сообщил, что соответствующие изменения в региональное законодательство начал готовить еще в прошлом созыве. А отвечая представителю фракции КПРФ, он заявил, что предложение последнего — невыполнимо:

«Что касается реплики Сергея Валентиновича. Сергей Валентинович, к сожалению, это не наши с вами полномочия — у нас есть закон РФ, в соответствии с которым существуют те подходы, которые сейчас состав Общественной палаты определяют. Поэтому эти подходы нужно определять в целом на федеральном уровне. Спасибо за понимание».
XIII-2977.jpg Роман Кавинов

После этого депутаты обменялись еще парой реплик.

Сергей Казаков:

«На мой взгляд, это не совсем точная информация, потому что закон об Общественной палате — совершенно самостоятельный. Да, там принципы определены. Но у нас — свой закон об Общественной палате областно, он никаким образом не зависит от федерального законодательства — это мое мнение. И я знаю субъекты, где принцип формирования Общественной палаты совсем другой. Да, мы скопировали практически закон РФ «Об Общественной палате РФ — где президент предлагает и так далее. Но нам никто не запрещает формировать Общественную палату тем образом, который я предложил».

Роман Кавинов:

«Не хотелось бы, чтобы это в публичную дискуссию сейчас переросло. Давайте с вами отдельно встретимся. Вы немножечко не в курсе федерального законодательства. Есть, безусловно, федеральный закон «Об Общественной палате» и есть закон, который определяет правила и подходы к формированию Общественных палат в субъектах. И вопрос, который не так давно обсуждался об аппарате — это тоже, в том числе, из той истории. Но я вам подробно потом объясню, где наши полномочия заканчиваются и где — полномочия Российской Федерации».

В разговор вмешался спикер ЗС Владимир Киселев, напомнивший, с каким трудом депутаты принимали региональный закон «Об общественной палате», преодолевая вето губернатора (речь, безусловно, идет о Николае Виноградове). Тем не менее, председатель ЗС согласился с предложением Казакова оценить опыт других регионов, практикующих иные подходы в работе с общественниками.

«Я думаю, что депутаты пятого еще созыва, а здесь такие есть, помнят, в каких муках у нас рождался этот областной закон о формировании Общественной палаты. У нас был Общественный совет при губернаторе области. И, понятно, что если он при одной ветви власти — то он и работает, наверно, на эту ветвь власти. Это было, когда был федеральный закон «Об общественной палате», но не было модельных законов. И мы — депутаты Законодательного Собрания — предложили создать Общественную палату именно на таком принципе: разделения властей и формирования третей трети части из состава общественных организаций. Мы преодолевали вето губернатор по данному вопросу — оно было преодолено. И в итоге такая модель у нас на сегодняшний день сложилась. Хорошо она работает или плохо — я не могу сказать, наверно, есть недостатки в работе любой организации. Я полностью согласен с обоими выступающими, наверно, есть необходимость нам поизучать опыт работы других субъектов РФ и посмотреть, может быть, уже есть более передовой опыт в других регионах. Потому что прошло около 10 лет с того момента, как мы принимали тот первый закон и, может быть, что-то изменилось. Но у нас областной закон принят в соответствии с федеральным модульным законом. Но, тем не менее, никто не мешает нам выйти с предложением на федеральный уровень с предложением поменять и вот этот федеральный модульный закон. Поэтому предложение принимается — давайте вместе поработаем».
XIII-5460.jpg Владимир Киселев